ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-845/2016 от 14.11.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 ноября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Акционерного общества «Озерновский рыбоконсервный завод », юридический адрес: 684110, Камчатский край, <адрес>, ОГРН 1024101221473, ИНН 4108003484, КПП 410101001, поставлено на учет в Межрайонной ИФНС по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ, в течение года, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что акционерное общество «Озерновский рыбоконсервный завод » (далее- АО «Озерновский РК ») осуществляло сброс сточных вод в водный объект- Охотское море в отсутствие Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, чем нарушило положения ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22, ч.ч. 3,4 ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, АО «Озерновский РКЗ » допущено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

В судебном заседании законный представитель АО «Озерновский РКЗ » ФИО3 участия не принимал, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При таких условиях неявка законного представителя юридического лица не препятствует рассмотрению дела по существу.

Защитник ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании вину АО «Озерновский РКЗ » в совершении административного правонарушения признала. Пояснила, что у Общества было разрешение на сброс до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ. Продление данных разрешений оказалось невыполнимым в связи с тем, что согласно плану снижения сбросов загрязняющих веществ в Охотское море в 2014-2015 г.г., согласованному с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю, не были произведены приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию очистных сооружений. Обществом был разработан и утвержден план, который не был выполнен, так как за 1 год оказалось сделать это невозможно, поэтому в дальнейшем Обществу разрешение на сброс сточных вод в водный объект не выдали. В настоящее время Обществом заключены договора на строительство очистных сооружений. Юридическом лицом производилась плата за негативное воздействие на окружающую среду по сверхлимитным размерам. Общество обращалось в Росприроднадзор с просьбой выделить временные лимиты на сброс вредных веществ, но было отказано. На основании вышеизложенного просила освободить юридическое лицо от административной ответственности либо снизить размер штрафа до 40 000 рублей. Также указала, что после возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении, был найден подрядчик для выполнения работ по строительству и монтажу очистных сооружений, заключены необходимые договоры. В ходе устной беседы в Управлении Росприроднадзора ей было сообщено о том, что разрешение Обществу будет выдано после установки очистных сооружений.

Защитник ФИО5 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание участие не принимала.

Выслушав защитника, изучив материалы дела и представленные документы, судья приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 35 Водного Кодекса РФ (далее по тексту –ВК РФ) поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч.1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ«Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Как видно из п. 3 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона, при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

В соответствии с ч. 4 ст. 23 вышеуказанного Федерального закона, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Амурским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ выдано Решение -ДД.ММ.ГГГГ.002-М-РСБХ-Т-2015-00986/00 о предоставлении ОАО «Озерновский РКЗ » водного объекта в пользование, согласно которому Обществу разрешено для осуществления сброса сточных вод использование части водного объекта, а именно Охотское море-внутренне море Тихого океана, омывающее западное побережье Камчатки. С запада и севера море граничит с берегами Азии; с северо-востока-берегом полуострова Камчатка; с юга (начиная от южной оконечности полуострова Камчатка (мыс Лопатка) до Японского острова Иессо) границу его составляет Курильская гряда острово; с юго-запада границу моря образуют острова Сахалина. Охотскоре море соединяется с Тихим океаном многочисленными проливами между курильскими островами, с Японскогим морем-двумя проливами (Лаперуза и Татарским). Часть Охотского моря, предоставленного в пользование, расположена в юго-восточной его части. Срок водопользования установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решению на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса (далее по тексту НДС) веществ и микроорганизмов, выданного ДД.ММ.ГГГГ, АО «Озерновский РКЗ » разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных (производственных) вод в водный объект –Охотское море в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект в пределах лимитов на сбросы, выданного ДД.ММ.ГГГГ следует, что АО «Озерновский РКЗ » разрешается осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных (производственных) вод в водный объект – Охотское море в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По сообщению Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № АЛ-04/2957, АО «Озерновский РКЗ » действующих разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты не имеет и за их оформлением в 2015 году-1 полугодие 2016 года не обращалось (л.д. 155).

Таким образом, установлено, что АО «Озерновский РКЗ » действующего Разрешения на сброс загрязняющих вод в водный объект на 2016 год не имело.

Согласно справке об объемах сточных вод, сброшенных АО «Озерновский РКЗ » в Охотское море, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Охотское море Обществом было сброшено 18,21 тыс.куб.м производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод (л.д.95).

Из материалов дела следует, что АО «Озерновский РКЗ » производило оплату за негативное воздействие на окружающую среду за сброс загрязняющих веществ в водные объекты по сверхлимитным показателям.

Из письменных пояснений генерального директора АО «Озерновский РКЗ » следует, что Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (Охотское море) в настоящее время отсутствует. До ДД.ММ.ГГГГ действовало разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект в пределах лимитов на сбросы от ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ действовало разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов от ДД.ММ.ГГГГ. Продление данных разрешений оказалось невыполнимым в связи с тем, что согласно плану снижения сбросов загрязняющих веществ в Охотское море в 2014-2015 гг, согласованному с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю, не были произведены приобретение, монтаж и ввод в эксплуатацию очистных сооружений. В настоящее время предприятие ведет подбор очистных сооружений, удовлетворяющих требованиям природоохранного законодательства и санитарно-гигиеническим нормативам. Строительство очистных сооружений будет осуществляться компанией LTD «Korea Trading & Industries СО», выезд специалистов на объект будет производиться в августе. После завершения проектных работ на очистные сооружения будет разработан проект НДС и получено разрешение на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в Охотское море.

Согласно п. 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса образующихся веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего порядка. Согласно п. 5, плата за сверхлимитное загрязнение окружающей среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В связи с отсутствием разрешения на сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект, плата за негативное воздействие на окружающую среду в настоящее время АО «Озерновский РКЗ » осуществляется по сверхлимитным нормам в пятикратном размере. Анализы сточных вод отбираются ежемесячно для контроля содержания сбрасываемых загрязняющих веществ и микроорганизмов.

Таким образом, подтверждается факт сброса АО «Озерновский РКЗ » сточных вод в Охотское море с нарушением правил водопользования, то есть в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

При таких условиях в АО «Озерновский РКЗ » в месте осуществления своей деятельности, а именно на водном объекте-Охотское море, допустило нарушение положений ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ, ч. 1 ст. 22, ч.ч. 3,4 ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ.

По итогам административного расследования в отношении АО «Озерновский РКЗ » по факту вышеизложенных нарушений составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства по делу, судья приходит к выводу, что вина АО «Озерновский РКЗ » в совершении административного правонарушения доказана полностью и, квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, как нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

Принимая в пользование часть водного объекта, и эксплуатируя его в отсутствие действующего Разрешения на сброс сточных вод в водный объект, юридическое лицо знало о том, что при эксплуатации данного объекта допускает нарушение природоохранного законодательства, то есть сознательно допускало это.

При таких условиях, ссылка защитника на то, что строительство очистных сооружений требуют значительной затраты времени, не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Существенных нарушений процессуальных норм при производстве административного расследования по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, судья принимает во внимание фактические обстоятельства содеянного, характер и степень общественной опасности правонарушения, степень вины юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, цель назначения наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, и приходит к выводу о возможности назначить АО «Озерновский РКЗ » наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, так как данный вид наказания сможет обеспечить цели назначения административного наказания, а в деле не представлено доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных ст. 3.12 КоАП РФ

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать акционерное общество «Озерновский рыбоконсервный завод » виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяноста тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель –УФК по <адрес> (Тихоокеанское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)

Р/с 40

Дальневосточное ГУ Банка России по <адрес>

БИК 040507001

ИНН 2540212927

КПП 253601001

КБК 048 116 25081 01 6000 140

ОКТМО 05701000

Наименование платежа: «Административный штраф за нарушение водного законодательства, установленного на водных объектах, находящихся в федеральной собственности»