ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-847/2016 от 31.10.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 октября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

Закрытого акционерного общества «Артель старателей «Камчатка», юридический адрес: 688850, Камчатский край, <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 820201001, поставлено на учет в Межрайонной ИФНС по Камчатскому краю, в течение года, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения рейдовых мероприятий Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора и ФГБУ «Камчаттехмордирекция» ДД.ММ.ГГГГ в период с 11 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на земельном участке водоохранной зоны в Авачинской губе, выявлено захламление отхода производства, а именно:

-в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,70" ВД в водоохранной зоне в 11 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка отходов строительного мусора (бревна, брус, бетонные блоки) на площади 17 кв.м.;

-в средних географических координатах 52°57,43" СШ 158°42,72" ВД в водоохранной зоне в 3 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (мелкие и крупные куски бетона, бетонные блоки) на площади 30 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,74" ВД в водоохранной зоне в 16 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированные свалки строительного мусора (бетонные блоки) и металлолома на площадях 20 кв.м. и 3 кв.м. соответственно. Рядом, в 18 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка отработанных автопокрышек на площади 9 кв.м. Рядом, в 20 метрах от уреза воды на необорудованной площадке- несанкционированная свалка строительного мусора (бетонные блоки) на площади 20 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,39" СШ 158°42,71" ВД в водоохранной зоне в 26 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (мелкие и крупные куски бетона, шлакоблоки) на площади 1000 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,73"ВД в водоохранной зоне в 36 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка различных отходов (брус, металлические уголки, автомобильное кресло) на площади 10 кв.м.;

-в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,75" ВД в водоохранной зоне в 55 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка бытового мусора (картонные упаковки, текстиль, мешки, пластиковые пакеты и бутылки и др.) на площади 10 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,39" СШ 158°42,75" ВД в водоохранной зоне в 55 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (разбитые бетонные лотки) на площади 65 кв.м.;

-в средних географических координатах 52°57,44" СШ 158°42,71" ВД в водоохранной зоне в 36 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (мелкие и крупные куски бетона, бетонные блоки) на площади 75 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,44" СШ 158°42,69" ВД в водоохранной зоне в 3 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (разбитые бетонные лотки) на площади 17 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,43" СШ 158°42,72" ВД в водоохранной зоне в 40 метрах от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (бетонные блоки) на площади 22 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,44" СШ 158°42,69" ВД в водоохранной зоне в 1 метре от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка металлолома (судовой двигатель) на площади 2 кв.м.;

в средних географических координатах 52°57,35" СШ 158°42,72" ВД в водоохранной зоне в 8 метрах от уреза воды на необорудованной площадке бочка моторного масла.

Земельный участок, на котором выявлена несанкционированная принадлежит ЗАО «Артель старателей «Камчатка».

Тем самым при ЗАО «Артель старателей «Камчатка» нарушены положения ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч. 2 ст.13, ст. 42 Земельного Кодекса российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.2, п. 3.7 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Таким образом, ЗАО «Артель старателей «Камчатка» допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и накоплении отходов производства.

В судебном заседании законный представитель ЗАО «Артель старателей «Камчатка» участия не принимал, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

При таких условиях неявка законного представителя юридического лица не препятствует рассмотрению дела по существу.

Изучив материалы дела и представленные документы, судья приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ«Об охране окружающей среды» (далее по тексту- Федерального закона № 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статья 42 ЗК РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу требований п. 3.2 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее по тексту - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03) временное складирование отходов производства и потребления допускается, в том числе на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Согласно п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

По данным, представленным из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, земельный участок, который арендует ЗАО «Артель старателей «Камчатка», входит в состав земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010130:361, которое относится к землям населенных пунктов (л.д. 23-24).

Как следует из постановления главы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, предоставить закрытому акционерному обществу «Артель старателей «Камчатка» земельный участок, кадастровый , по <адрес> (местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск- Камчатский, <адрес>) площадью 1,2362 га в аренду. Фактическое использование земельного участка: для эксплуатации здания склада. Наименование вида разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Состав вида разрешенного использования: земельные участки других промышленных предприятий. Категория земель: земли населенных пунктов. На часть земельного участка, кадастровый , установить ограничение в целях обеспечения эксплуатации и ремонта инженерных сетей. На часть земельного участка, кадастровый , установить ограничение в целях обеспечения земельного участка кадастровый доступом к землям общего пользования.

Из договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ЗАО «Артель старателей «Камчатка» арендует земельный участок с кадастровым номером 41:01:010130:361, относящийся к землям населенных пунктов, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Фактическое использование для эксплуатации здания склада. Местоположение участка: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. В обязанности ЗАО «Артель старателей «Камчатка» входит не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях. Срок договора аренды истек ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38-40).

Из акта обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ, и приложенных к нему фототаблиц, план-схемы и справки о результатах обследования акватории и /или водоохранной зоны на предмет загрязнения отходами, нефтепродуктами и плавающим мусором и /или размещения выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11 часов 00 минут по 14 часов 00 минут при проведении рейдовых мероприятий была осмотрена акватория и прибрежная полоса Авачинская губа, бухта Бабья.

В результате осмотра установлено захламление отходами производства земельного участка в водоохраной зоне Авачинской губы и другие нарушения природоохранного законодательства: в средних географических координатах 52°57,42" СШ 158°42,70" ВД в водоохранной зоне у уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка отходов - строительный мусор, отработанные автомобильные покрышки, металлоконструкции, части спецтехники, контейнеры, полузатопленное судно, необорудованное причальное сооружение, размещенная на необорудованных площадках спецтехника (гусеничный и колесный трактора, экскаватор и кран), на необорудованной площадке размещен отвал размываемого грунта (л.д. 13,14,15,16-22).

При изучении фототаблиц, приложенных к акту обследования территории (акватории) установлены несанкционированные свалки отходов производства, а именно:

-в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,70" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка отходов строительного мусора (бревна, брус, бетонные блоки);

-в средних географических координатах 52°57,43" СШ 158°42,72" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (мелкие и крупные куски бетона, бетонные блоки);

-в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,74" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированные свалки строительного мусора (бетонные блоки) и металлолома. Рядом, на необорудованной площадке несанкционированная свалка отработанных автопокрышек. Также рядом, на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (бетонные блоки);

-в средних географических координатах 52°57,39" СШ 158°42,71" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (мелкие и крупные куски бетона, шлакоблоки);

-в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,73"ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка различных отходов (брус, металлические уголки, автомобильное кресло);

-в средних географических координатах 52°57,40" СШ 158°42,75" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка бытового мусора (картонные упаковки, текстиль, мешки, пластиковые пакеты и бутылки и др.);

-в средних географических координатах 52°57,39" СШ 158°42,75" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (разбитые бетонные лотки);

-в средних географических координатах 52°57,44" СШ 158°42,71" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (мелкие и крупные куски бетона, бетонные блоки);

-в средних географических координатах 52°57,44" СШ 158°42,69" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (разбитые бетонные лотки);

-в средних географических координатах 52°57,43" СШ 158°42,72" ВД в водоохранной зоне на необорудованной площадке несанкционированная свалка строительного мусора (бетонные блоки);

-в средних географических координатах 52°57,44" СШ 158°42,69" ВД в водоохранной зоне в 1 метре от уреза воды на необорудованной площадке несанкционированная свалка металлолома (судовой двигатель);

в средних географических координатах 52°57,35" СШ 158°42,72" ВД в водоохранной зоне в нескольких метрах от уреза воды на необорудованной площадке бочка моторного масла (л.д.16-22).

Стороной защиты ни в ходе составления протокола об административном правонарушении, ни в ходе рассмотрения дела судьей не отрицалось, что обнаруженные в ходе проведения рейдовых мероприятий несанкционированные свалки отходов производства, расположены на территории земельного участка с кадастровым , принадлежащий ЗАО «Артель старателей «Камчатка». Из сути объяснений, данных законным представителем юридического лица ФИО3 при составлении протокола об административном правонарушении, следует, что он не возражает против обоснованности предъявленного обвинения, обязуется привести территорию в порядок в кратчайший срок.

ЗАО «Артель старателей «Камчатка» является действующим юридическим лицом (л.д. 45-50,51-61).

При таких условиях ЗАО «Артель старателей «Камчатка» в месте осуществления своей деятельности – земельном участке допустило нарушение положений ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ч. 2 ст.13, ст. 42 Земельного Кодекса российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 3.2, п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03.

По итогам административного расследования в отношении ЗАО «Артель старателей «Камчатка» по факту вышеизложенных нарушений составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства по делу, судья приходит к выводу, что вина ЗАО «Артель старателей «Камчатка» в совершении административного правонарушения доказана полностью и квалифицирует действия по ст. 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и накоплении отходов производства.

Выявленный факт наличия на открытом грунте земельного участка разбросанных отходов производства, перечисленных в акте осмотра, свидетельствуют о наличии в действиях ЗАО «Артель старателей «Камчатка» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.

ЗАО «Артель старателей «Камчатка», являясь самостоятельным юридическим лицом и обладая необходимыми полномочиями для организации процесса сбора и накопления отходов в соответствии с действующими санитарными правилами, данные полномочия в полной мере не реализовало, не предприняло всех необходимых мер по соблюдению вышеуказанных экологических и санитарно-эпидемиологических требований на территории указанного земельного участка.

Причин, объективно препятствующих выполнением юридическим лицом экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе и накоплении отходов производства, при рассмотрении дела не усматривается. Доказательств того, что у ЗАО «Артель старателей «Камчатка» имелась возможность для соблюдения вышеназванных правил и норм, и с его стороны были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, не представлено.

При таких обстоятельствах, наличие вины юридического лица сомнений не вызывает.

Существенных нарушений процессуальных норм при производстве административного расследования по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельством смягчающим административную ответственность является признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания судья принимает во внимание фактические обстоятельства содеянного, характер и степень общественной опасности правонарушения, степень вины юридического лица, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, цель назначения наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также отсутствия сведений о том, что указанное нарушение создает угрозу наступления случаев, перечень которых указан в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, судья приходит к выводу о возможности назначить ЗАО «Артель старателей «Камчатка» наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, так как данный вид наказания сможет обеспечить цели назначения административного наказания.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать закрытое акционерное общество «Артель старателей «Камчатка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А. Кулагина

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по <адрес> (Тихоокеанское морское Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования)

р/с 40 Дальневосточное ГУ Банка России по <адрес>

БИК 040507001

ИНН <***>

КПП 253601001

ОКТМО 05701000

КБК 048 116 25050 01 6000 140

Назначение платежа: «Административный штраф за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды»