ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-847/2021 от 02.04.2021 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело

УИД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Промышленного районного суда <адрес> Кущ А.А., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, – долж-ностного лица ООО НПРМ «Южная крепость» Аксенова В.В., рассмотрев в открытом су-дебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> дело об административном правонарушении в отношении привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного 2 статьи 7.13 КоАП РФ:

Аксенова Виктора Викторовича, дата года рождения, уроженца <адрес>-рополя, гражданина Российской Федерации, являющегося главным архитектором проектов, руководителем авторского коллектива ООО Научно-проектная реставра-ционная мастерская «Южная крепость», зарегистрированного и проживающего по ад-ресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо ООО НПРМ «Южная крепость» Аксенов В.В. совершил админи-стративное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ, - соверше-ние действия (бездействия), предусмотренные частью 1 настоящей статьи (нарушение тре-бований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, ус-тановленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением слу-чаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи), совершенные в отношении отде-льных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанав-ливается Правительством Российской Федерации, особо ценных объектов культурного нас-ледия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Спи-сок всемирного наследия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях достопримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, при следующих обстоятельствах.

Государственный контроль и надзор за объектом культурного значения (далее - ОКН) федерального значения «Куртина 19-я», входящего в состав ансамбля «Древний <адрес>-сонес Таврический» осуществляет Минкультуры России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от дата-р «Об утверждении Перечня отдельных объек-тов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Росохранкультурой».

ОКН «Куртина 19-я» включена в состав ансамбля «Древний <адрес>-ческий» на основании распоряжения Правительства РФ от дата-р, кото-рый, в свою очередь включен, в государственный реестр ОКН распоряжением Правительс-тва РФ от дата-р. ОКН федерального значения «Куртина 19-я» имеет реестровый .

Управлением Минкультуры России по ЮФО и СКФО (далее - Управление), по пору-чению Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры России, ООО «Смарт Груп» выдано разрешение от дата, сроком до дата, на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников ис-тории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (далее – Разре-шение) «Древний <адрес>: «Куртина 19-я», расположенного в городе Севастополь, <адрес>.

Согласно Разрешению, авторский надзор за проведением работ на ОКН «Куртина 19-я» осуществляет ООО НПРМ «Южная крепость» (главный архитектор проектов В.В. Ак-сенов, инженер-технолог С) на основании договора от датаАН, приказа от дата.

ООО НПРМ «Южная крепость» ИНН /ОГРН , адрес: <адрес>, имеет лицензию Минкультуры России от дата № МКРФ 03590 (дата переоформления дата Приказ ). Согласно договору от датаАН на оказание услуг по осуществле-нию научного руководства и авторского надзора (далее - Договор), заключенному между Некоммерческой организацией Фонд поддержки гуманитарных наук «Моя история» в соответствии с договором с ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (заказчик -пользователь ОКН «Куртина 19-я») и ООО НПРМ «Южная крепость» (исполнитель):

- Исполнитель обязуется оказать услуги по осуществлению научного руководства и авторского надзора за проведением реставрационных работ на ОКН «Куртина 19-я» (п. 1.1.);

- Исполнитель осуществляет научное руководство и авторский надзор в соответствии с условиями настоящего договора, Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объек-тах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федера-ции» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), положениями действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требованиями ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения», иных ГОСТов и СНиПов, технических условий, документов, регла-ментирующих технологический уровень, качество и состав услуг (п 1.2.)

В соответствии с п. 2.3.1. Договора исполнитель обязуется своевременно и должным образом выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с условиями Договора.

Согласно п. дата. Договора исполнитель обязуется представить в орган охраны ОКН, выдавший разрешение на проведение реставрационных работ, отчетную документа-цию, включая научный отчет о выполненных работах, в сроки, установленные действую-щим законодательством.

Приказом директора ООО НПРМ «Южная крепость» Аксенова В.В. от дата для осуществления авторского надзора назначены следующие исполнители: Аксе-нов В. В.ич - главный архитектор проектов; С-тольевич - инженер-технолог.

Согласно пункта 7 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ, после выполнения работ по сохранению ОКН, включенного в реестр, или выявленного ОКН лицо, осуществлявшее научное руководство за проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соот-ветствующий орган охраны ОКН, выдавший разрешение на проведение указанных робот, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный ор-ган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению ОКН выполнены в со-ответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверж-дения отчетной документации о выполнении работ по сохранению ОКН устанавливаются федеральным органом охраны ОКН.

В соответствии с приказом Минкультуры России от дата «Об утверждении состава и порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Россий-ской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, порядка приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и подготовки акта приемки выполненных ра-бот по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Россий-ской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия и его формы» (далее - Приказ Минкультуры России от дата) разработан порядок утверждения от-четной документации о выполнении работ по сохранению ОКН, включенного в единый государственный реестр ОКН (памятников истории и культуры) народов Российской Фе-дерации, или выявленного ОКН.

Государственная услуга по утверждению отчетной документации о выполнении работ по сохранению ОКН предоставляется Управлением в соответствии с разделом 2 п. 6.9 Положения о территориальном органе Минкультуры России, утвержденного приказом Мин культуры России от дата.

Разрешение выдано сроком до дата, соответственно 90 рабочих дней исте-кает дата.

Сопроводительное письмо ООО НПРМ «Южная крепость» о направлении отчетной документации о выполненных работах по сохранению ОКН, выполненное по установленной Приказом Минкультуры России от дата форме, датиро-вано дата (т.е. по истечению 4-х рабочих дней после установленного срока). В Управление отчетная документация о выполненных работах по сохранению ОКН поступи-ла дата (вх. Управления от дата). Следовательно, установленный пунктом 7 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ срок предоставления отчетной доку-ментации о выполненных работах по сохранению ОКН был нарушен.

Авторский надзор при проведении работ на ОКН «Куртина 19-я» осуществлял глав-ный архитектор проектов ООО НПРМ «Южная крепость» Аксенов В.В., который также является директором общества и единственным его учредителем. То есть Аксенов В.В. не только исполняет должностные обязанности главного архитектора проектов, а еще и орга-низационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции по управлению всей деятельности общества. Следовательно, именно он, как директор и главный архитек-тор проектов ООО НПРМ «Южная крепость», обязан был обеспечить представление отчет-ной документации о выполненных работах по сохранению ОКН в Управление в установ-ленные сроки.

На основании вышеизложенного, бездействие директора, главного архитектора про-ектов ООО НПРМ «Южная крепость» В.В. Аксенова, выразившееся в непринятии мер по своевременному направлению отчетной документации о выполненных работах по сохране-нию объекта культурного наследия федерального значения «Куртина 19-я», в Управление, выдавшее разрешение на проведение указанных работ является нарушением пункта 7 ста-тьи 45 Федерального закона № ФЗ -73, что имеет признаки административного правонару-шения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, – Аксенов В.В. в судебном заседании сообщил, что, действительно, с направлением отчетной документации в адми-нистративный орган он опоздал на одну неделю, так как болел, и по причине предостав-ления фотофиксации работ подрядчиками (которое является составляемой частью научного отчета) дата. Аксеновым В.В., кроме того, в судебном заседании заявлено пи-сьменное ходатайство об освобождении от административной ответственности с приложе-нием обосновывающих позицию лица документов, которое приобщено к материалам дела. Не ходатайствовал о ведении протокола рассмотрения дела (судебного заседания), а также не возражал против рассмотрения дела в отсутствие представителя Управления Министерс-тва культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округах.

Представитель представителя Управления Министерства культуры РФ по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округах, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив при этом письменное ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Аксенова В.В. в его отсутствие, в связи с большой загруженностью и терри-ториальной отдаленностью, содержание которого, в том числе, поддерживает позицию ад-министративного органа, изложенную в материалах дела, в связи с чем, суд считает воз-можным рассмотреть дело без участия данного лица.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив все доказательства по делу в их совокупности, приходит к выводу о доказанности вины Аксенова В.В. в соверше-нии административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об адми-нистративном правонарушении являются любые фактические данные, на основании кото-рых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к админи-стративной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для прави-льного разрешения дела.

Согласно статье 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутрен-нему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее ус-тановленную силу.

Согласно пункта 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники исто-рии и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Фе-дерации являются предметом регулирования Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии с абзацем 1 статьи 3 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россий-ской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) на-родов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, ис-кусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» достоприме-чательное место, как особый вид объектов культурного наследия определяется как творе-ния, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе мес-та традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологи-ческого наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв мас-совых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримеча-тельного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участ-ки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культур-ного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (п. 2 ст. 3.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно пункта 1 статьи 33 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях пре-дотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотв-ращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 5.1 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос-сийской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории па-мятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строи-тельных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта ку-льтурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроитель-ной или природной среды объекта культурного наследия.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памят-ников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использо-вания земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за ис-ключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмот-ренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении отдельных объектов куль-турного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительст-вом Российской Федерации, особо ценных объектов культурного наследия народов Россий-ской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного насле-дия, либо на территориях указанных объектов или в их зонах охраны, на территориях дос-топримечательных мест, историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) или в их зонах охраны, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до пя-тисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона до двадцати миллионов рублей.

Пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от дата № 73-ФЗ «Об объек-тах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федера-ции» определено: изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при усло-вии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязатель-ных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объек-тов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культур-ного наследия.

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному в отно-шении Аксенова В.В. по части 2 статьи 17.3 КоАП РФ, Аксенов В.В., в нарушение тре-бований пункта 7 статьи 45 ФЗ № 73-ФЗ, после выполнения работ по сохранению ОКН, вк-люченного в реестр, или выявленного ОКН лицо, осуществлявшее научное руководство за проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, с нарушением установлен-ного срока - девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представил в со-ответствующий орган охраны ОКН, выдавший разрешение на проведение указанных робот, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах (разрешение вы-дано сроком до дата, 90 рабочих дней истекает дата, сопроводитель-ное письмо о направлении отчетной документации о выполненных работах по сохранению ОКН датировано дата (то есть по истечению 4-х рабочих дней после установ-ленного срока). В Управление отчетная документация о выполненных работах по сохране-нию ОКН поступила дата.

Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами (в ко-пиях): протоколом от дата об административном правонарушении, отра-жающего событие, место, время совершения правонарушения; объяснением Аксенова В.В., согласно которого последний сознается в нарушении им сроков предоставления в Управле-ние отчетной документации, включая научный отчет о выполненных работах, и готов по-нести ответственность; отчетной документацией о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (объект культурного наследия федерального значения «Древний <адрес>: Куртина 19-я» - <адрес>); сопроводительным письмом директора ООО НПРМ «Южная Крепость» Аксенова В.В. о направлении отчетной документации о выполненных работах, датированное дата (вх. ); заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ от дата; Приказом о назначении авторского надзора, с учас-тием, в том числе, Аксенова В.В., главного архитектора проектов, как руководителя авторс-кого коллектива; договором на оказание услуг по осуществлению научного руководства и авторского надзора от дата, согласно пункта дата которого исполнитель обязу-ется предоставить в орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение реставрационных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах, в сроки, установленные действующим законодательством; расчетом стоимости услуг на проведение научного руководства и авторского надзора за ходом рес-таврационных работ; календарным планом оказания услуг; актом о выполнении обязатель-ств по оказанию услуг научного руководства и авторского надзора; формой для составле-ния и ведения журнала авторского надзора; разрешением на проведение работ по сохране-нию объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объек-тов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ федерального зна-чения; сведениями об объекте историко-культурного значения; перечнем объектов куль-турного наследия федерального значения, расположенных на территории <адрес>-поля; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от дата, содержащей сведения об ООО Научно-проектная реставрационная мастерская «Южная Крепость».

Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сом-нений не вызывают, оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением закона.

Действия Аксенова В.В. правильно квалифицированы административным органом по части 2 статьи 7.13 КоАП РФ в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.

При таком положении выводы о наличии вины Аксенова В.В. в совершении админи-стративного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.13 КоАП РФ, основаны на доказательствах по делу и сделаны в соответствии с требованиями статей 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание являет-ся установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонаруше-ний, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного ад-министративного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные ре-шить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Рассматривая материалы дела об административном правонарушении в отношении Аксенова В.В., суд приходит к выводу о наличии оснований для применений положений статьи 2.9 КоАП РФ, прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного им правонарушения и объявления устного замечания.

В соответствии с абзацем 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Рос-сийской Федерации от дата «О некоторых вопросах, возникающих у су-дов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше-ниях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе ос-вободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным за-мечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по де-лу; если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или без-действие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонару-шения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного на-рушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая то, что инкриминируемое Аксенову В.В. правонарушение, выразившееся в непринятии мер по своевременному направлению отчетной документации о выполненных работах по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Куртина 19-я», в административный орган, выдавшее разрешение на проведение указанных работ является нарушением пункта 7 статьи 45 Федерального закона № ФЗ -73, не повлекло вред-ных последствий и существенного нарушения охраняемых общественных отношений в об-ласти охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, суд приходит выводу о признании административного правонарушения малозначительным и освобож-дении Аксенова В.В. от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Аксенова Виктора Викторовича, дата года рождения, привлекаемого к административной от-ветственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного час-тью 2 статьи 7.13 КоАП РФ, прекратить за малозначительностью административного пра-вонарушения, объявив Аксенову Виктору Викторовичу устное замечание.

Настоящее постановление может быть обжаловано <адрес> в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья А.А. Кущ