ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-848/20 от 21.12.2020 Багаевского районного суда (Ростовская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 декабря 2020г. п. Весёлый

Судья Багаевского районного суда Ростовской области Васильев А.А.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.2 КРФ об АП в отношении Весёловского МУП ЖКХ, расположенного в <адрес>, сведений о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности, не имеется, суд

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 16.10.2020г. № 0239/05/3726/2020, составленному старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия в рамках проведения анализа исполнения требований природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами при эксплуатации объектов размещения отходов на территории Ростовской области установлено, что Весёловское МУП ЖКХ получив свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, от 28.06.2018 № CG3LVL04 (местонахождение объекта: <адрес>. Дата ввода объекта в эксплуатацию: 25.12.2015. Тип объекта: площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 60-0161 -001 531 -П. Объекту установлена II-ая категория негативного воздействия на окружающую среду. Уровень государственного экологического надзора - федеральный. Данные внесены в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Полигон ТКО в п. Веселый введен в эксплуатацию 04.12.2007 с фактической мощностью размещения отходов в количестве 18 000 тонн и расположен по адресу: Ростовская область, Веселовский район, п. Веселый, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от п. Веселый), в период с 25.09.2014 до настоящего времени согласно информации, полученной из формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», захоронило в 2014 году 1 179,17 тонн, в 2015 году - 112,71 тонн, в 2016 году - 113.73 тонн, в 2017 году - 122,8 тонн, в 2018 году -128,4 тонн и в 2019 году - 5 150 тонн отходов.

Исходя из изложенного, Веселовское МУП ЖКХ в период с 01.01.2015 по 31.12.2019 разместило на объекте ТКО 5627.64 тонн, учитывая, что на объекте размещения отходов, эксплуатируемом Веселовским МУП ЖКХ осуществляется захоронение отходов производства и потребления, остаточная вместимость объекта размещения отходов исчерпана (при вместимости объекта 90 000 м3 (18 000 тонн).

В Территориальной схеме обращения с отходами, утвержденной постановлением министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 26.08.2016 № П-34 (с внесенными изменениями постановлением министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 10.12.2019 № П-33), содержится информация о проектной мощности объекта размещения отходов, эксплуатируемом Веселовским МУП ЖКХ (код объекта 61-00002-3-00592-250914) в количестве 90.000 м? или 18 000 тонн. Производственная мощность - 900 тонн/год. Всего размещено 1 5 400 тонн. Остаточное время работы 3 года. Учитывая, что согласно информации, полученной из формы федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» в 2019 году на объекте размещено 5 150 тонн отходов, остаточная вместимость объекта размещения отходов исчерпана (при вместимости объекта 90 000 м3 (18 000 тонн). При этом были нарушены ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 8р-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2.19 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 05.11.1996.

Представитель Департамента Росприроднадзора по ЮФО в судебном заседании Воробьев В.Ю. доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал.

Представители юридического лица директор Беличко Л.А., Бондаренко В.В., Ким И.С., каждый в отдельности, с протоколом об административном правонарушении согласилась частично, пояснив, что ранее Веселовское МУП ЖКХ обращалось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования в части внесения изменений в государственный реестр объектов размещения отходов, так как изначально были внесены ошибочные данные в характеристику объекта, они по этому же поводу и в Москву обращались, но ответа не поступило.

Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Действительно, выявленные нарушения нашли своё отражение в характеристиках объекта размещения отходов (л.д.17-18), протоколе об административном правонарушении (л.д.8-12), в материалах федерального статистического наблюдения (л.д.19-49), собственных объяснениях представителей в суде, сообщении в министерство природных ресурсов и экологии (л.д.52-53), свидетельстве об актуализации учетных сведений об объекте (л.д.54-55), выписке из ЕГРЮЛ от 14.10.2020г. (л.д.56-91).

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 КРФ об АП несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в действиях (бездействии) по несоблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Субъектом административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по размещению отходов производства и потребления.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Нормы, регламентирующие обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, содержатся в том числе, в Федеральных законах от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 11 Закона № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Данное юридическое лицо подлежит административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КРФ об АП. Сроки и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены и не нарушены.

С учётом того, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности, что оно подавало заявки на внесение изменений в характеристику объекта, что суд относит к смягчающим обстоятельствам, но вместе с тем в целях исправления создавшейся ситуации и исключению причинения вреда здоровью неограниченного круга лиц, суд находит необходимым в назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности работы данного объекта, принадлежащего юридическому лицу.

Отягчающих обстоятельств, судом не установлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10 КРФ об АП, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Весёловский МУП ЖКХ, расположенное в <адрес> виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.2 КРФ об АП и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 15 суток в отношении полигона размещения отходов, расположенного по адресу: Ростовская область, Веселовский район, п. Веселый, примерно в 1,5 км по направлению на северо-запад от п. Веселый.

Об устранении препятствий в деятельности данного объекта правонарушителю уведомить заявителя, Багаевский райсуд.

Разъяснить правонарушителю, что данная мера может быть досрочно прекращена при досрочном устранении нарушения.

Постановление подлежит немедленному исполнению. Срок действия приостановления исчислять с 21.12.2020г.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня его оглашения.

Судья: