43RS0011-01-2021-000232-56
Дело № 5-84/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Кирс 14 мая 2021 года
17 мая 2021 года
Верхнекамский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Усцовой-Новиковой ОВ, рассмотрев в судебном заседании в помещении Верхнекамского районного суда Кировской области г.Кирс материалы административного дела в отношении Рзаева Эльгюн Думан оглы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты> работает индивидуальным предпринимателем, проживающего по адресу: <адрес> о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
22.03.2021г. в Верхнекамский районный суд Кировской области поступил протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Рзаева Эльгюн Думан оглы по ч.2 ст.15.12 КоАП РФ, в котором указано, что 12.03.2021г. в 10.00ч. в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Слободском районе по адресу: <...> при рассмотрении материалов административного расследования(информация от администрации Верхнекамского района от 27.10.2020 исх. № 3902-01-03 (вх.№1867 от 27.10.2020), информация от администрации Верхнекамского района от 05.11.2020 исх.№ 298/02(вх№1919 от 05.11.2020), по поводу нарушения требований Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в отношении обувных товаров, утв.постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860; определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.11.2020 № 5, определение об истребовании сведений от 12.11.2020, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020 с приложениями, протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 12.11.2020 № 1, автоматизированная копия выписки из ЕГРИП от 28.10.2020 № ИЭ9965-20-201720462, автоматизированная копия выписки из ЕГРИП от 12.03.2021 № ИЭ9965-21-55911730, копия выписки о списках участников оборота товаров с официального сайта «Честный знак» от 28.10.2020, от 17.11.2020; товарная накладная от 14.11.2020 года, фото- и видеоматериалы), установлено следующее. При проверке информации, представленной администрацией Верхнекамского района, установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО2 оглы ИНН № ОГРНИП №, в информационной системе мониторинга «Честный знак»(https://gov.crpt.ru) на момент проверки 12.11.2020 года не зарегистрирован. При выезде 12.11.2020 в ходе осмотра выявлено, что в магазине «Антикризисный» по адресу: 612820<адрес>, в котором осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель ФИО2 оглы ИНН №, ОГРНИП №, на стеллажах и полках без оформленных ценников предлагается к реализации обувь мужская и женская и детская в ассортименте без упаковки. При этом, на обуви отсутствуют средства идентификации, наличие которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860. В связи с отсутствием средств идентификации на обувь в количестве 1262 пары на сумму 1143840 руб.(один миллион сто сорок три тысячи восемьсот сорок рублей) наложен арест (протокол ареста товаров от 12.11.2020 № 1), товар передан на ответственное хранение ИП ФИО2 оглы, работнику магазина ФИО3 оглы.
В судебное заседание ИП ФИО2 оглы не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен должным образом, причины не явки неизвестны.
Суд, выслушав лицо составившее протокол ФИО4, свидетелей Р., Ж., Б. исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 ст. 15.12 КоАП РФ продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позицией, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании названной нормы выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которыми составлен протокол.
Кроме этого, возвращение протокола возможно только при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению и не допускается при разрешении его по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 названного кодекса не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу, должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В соответствии с п.13, 18, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно ч.2 ст.26.6 КоАП РФ вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.
В статье 27.8 КоАП РФ расписано, как необходимо проводить осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа законного представителя юридического лица или иного его представителя, индивидуального предпринимателя или его представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю, индивидуальному предпринимателю или его представителю.
Статьей 27.14 КоАП РФ разъясняется, как производится арест товаров. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами, указанными в статье 27.3, части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии владельца вещей, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей составляется протокол. В протоколе об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и о лице, во владении которого находятся товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, их опись и идентификационные признаки, а также делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении ареста с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу. В случае необходимости товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, упаковываются и (или) опечатываются. Копия протокола об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю.
Суду в качестве доказательств по административному делу представлены: протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г.; приложение к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г.; протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей № 1 от 12.11.2020г.(л.д. 23-24, 25-28, 29-30, 53, 73- 74)
При исследовании доказательств: приложение к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г.; протокол ареста товаров, транспортных средств и иных вещей № 1 от 12.11.2020г., суд приходит к выводу о их не возможности признать допустимыми доказательствами, учитывая, что составлены данные документы без соблюдения требований закона при их получении, в нарушение ст. 27.8 КоАП РФ и ст. 27.14КоАП РФ.
Так, протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г. суд расценивает, как осмотр помещения магазин «Антикризисный», расположенный по адресу: <адрес>, указано о применении фотосъемки, видеосъёмки, каких либо указаний на наличие приложений к данному протоколу не указано. В протоколе имеются подписи понятых С. и Б., работника магазина Р.. При изучении видео, фото, данные доказательства подтверждают протокол осмотра только помещения.
В приложении к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г. имеют место наименование и описание товара с указанием цены, количества и общей стоимости, данные приложения ни кем не подписаны, не понятно, кем составлены.
В протоколе ареста товаров транспортных средств и иных вещей № от 12.11.2020г. имеют место явные исправления и дописки, которые не подтверждены подписями понятых, отсутствует опись арестованного товара. Имеется ссылка на протокол осмотра от 12.11.2020г. с приложениями на 4-х листах, в то же время в протоколе осмотра от 12.11.2020г. также отсутствует опись товара.
Кроме этого получение доказательств с нарушением требований закона подтверждается показаниями свидетелей.
Свидетель Ж. суду показал, что в ноябре 2020 году он выехал для обеспечения охраны двух сотрудников Роспотребнадзора, одна из сотрудников была Г., которая пригласила его. Выезжали по факту реализации обуви без соответствующей маркировки в магазин по <адрес>. ФИО2 не было, был его отец ФИО3 Сотрудники Роспотребнадзора разъяснили, ФИО3 по какому поводу проверка, что поступила жалоба по факту реализации обуви без соответствующей маркировки. На каждой паре должна быть маркировка, коды или торговый знак, он точно не знает, а цены были нарисованы на подошве обуви. Сам ФИО2 собственник магазина, а отец там работает или помогает, точно не знает. Понятые были с улицы, которые заходили рядом в аптеку, один из понятых был таксист-Б. который привёз сотрудников из Роспотребнадзора. ФИО3 позвонил своему сыну, тот ему сказал не расписываться и он ни в одном документе не расписался, только в протоколе осмотра, потому что ему разъяснили, что это не протокол об административном правонарушении, а только посмотрели и провели осмотр. Протоколы заполнялись без понятых. Когда сотрудники Роспотребнадзора опечатали всю обувь, позвали понятых.
Понятых пригласили в конце, когда были составлены все протокола, они только расписались и ушли. Коробки с обувью оставили на хранение ФИО3, потому что его сын находился в отъезде. ФИО2 был в отъезде, в районе его не было.
Свидетель Р. оглы суду пояснил, что читать по- русски не умеет, писать по- русски немного может, разговаривать на русском языке может. Была проверка-милиция, 2 девушки. Паспорт у него не просили. Сказали убирать товар. Давали документ, но он не умеет читать, сказали поставить подпись. Посмотрели товар, ему сказали расписаться, что товар посмотрели, он расписался. У его сына ФИО2 закончился срок действия паспорта, он поехал за паспортом в Азербайджан. В документе, где он расписывался, ещё расписались мужчина, который в машине сидел, расписался и ушёл в машину и женщина, которая покупала таблетки в аптеке расположенной в этом же здании, пришла, расписалась и ушла. Никого кроме него, двух женщин и милиционера в магазине не было. Что писала женщина, он не знает, читать не умеет, не понимает, что написано. Никаких документов ему не давали.
Свидетель Б. суду пояснил, что его направили отвезти от фирмы сотрудников Роспотребнадзор в г.Кирс. В г.Кирс выехали рано утром, во сколько по времени в г.Кирс приехали не помнит, но утром. Вёз в машине двух женщин. Когда приехали в г.Кирс, сначала остановились у школы, потом подъехали к магазину, название магазина и улицу не помнит. Вечером, находясь в машине, времени не помнит, но было на улице уже темно, его позвал сотрудник полиции в магазин быть понятым, пояснив, что описывается обувь. Второй понятой тоже вместе с ним зашёл. В связи, с чем описывали обувь, он не помнит. Показали протокол и объяснили кратко содержание протокола, сам он протокол не читал. В магазине был минут 15-20. Хозяин магазина, по его мнению, отказался от подписи в протоколе, но точно не помнит. Не помнит, вносились ли изменения в протокол сотрудником Роспотребнадзора. Второй понятой находился в магазине на минуту раньше него. Когда он зашел в магазин, обувь была разложена по мешкам, которые были уже опечатаны. Что не так было с этой обувью, он не помнит.
Лицо составившее протокол ФИО4 суду пояснила, что 12.11.2020 в 14.00ч. в магазине «Антикризисный» по адресу: <адрес> был начат осмотр без понятых. Понятые были приглашены примерно где-то в 17.00ч. Одного понятого приглашал сотрудник полиции Ж. вторым понятым был водитель - их перевозчик. Понятым объяснили, по какому поводу они были приглашены, что отсутствует маркировка на обувную продукцию, показали, сказали, что накладывают арест на продукцию. В протоколе осмотра ФИО1 отказался от подписи, расписались понятые и всё, они их отпустили. Понятые только расписались в протоколе. Почему в протоколе отсутствует указание на приложения, а в приложении нет ни одной подписи, она не знает. В протоколе ареста товаров транспортных средств иных вещей №1 от 12.11.2020 вносились изменения в этот же день. Поторопилась, поэтому пришлось внести изменения, когда понятые ещё были. Протокола понятые не стали читать.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения состоит в конкретном противоправным действии (бездействии) лица, которое влечет установленную КоАП РФ или законом субъекта РФ административную ответственность.
При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, объективная сторона состава административного правонарушения со стороны ИП ФИО2 оглы установлена в протоколе об административном правонарушении на основании протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г.; приложения к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2020г.; протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей № 1 от 12.11.2020г., которые судом признаны недопустимыми доказательствами, так как получены с нарушением Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии объективной стороны состава административного правонарушения в действиях ИП ФИО2 оглы, об отсутствии доказательств вины ИП ФИО2 оглы, в том, что 12.11.2020 в магазине «Антикризисный» по адресу: 612820<адрес> индивидуальный предприниматель ФИО2 оглы предлагал к реализации обувь мужскую, женскую и детскую выставленную на стеллажах и полках без оформленных ценников, без упаковки, без средств идентификации на обувь наличие которых предусмотрено постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860, в количестве 1262 пары на сумму 1143840 руб.(один миллион сто сорок три тысячи восемьсот сорок рублей).
Согласно ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: п.2 отсутствие состава административного правонарушения.
Таким образом, суд считает необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП Рзаева Эльгюн Думан оглы, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения в его действиях (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Согласно ч.3 ст.29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. Вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.
Учитывая, что товар ИП ФИО2 оглы был изъят из продажи и опечатан, суд считает необходимым вернуть ИП Рзаеву Эльгюн Думан оглы
обувь из магазина «Антикризисный» в количестве 1262 пары на сумму 1143840 рублей.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении № 5-84/2021, в отношении индивидуального предпринимателя Рзаева Эльгюн Думан оглы, о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст. 15.12 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Вещественное доказательство - обувь из магазина «Антикризисный» в количестве 1262 пары на сумму 1143840 рублей вернуть ИП Рзаеву Эльгюн Думан оглы.
Постановление в мотивированном виде будет составлено в течении 3 дней.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток с момента вручения, с подачей жалобы через Верхнекамский районный суд Кировской области.
Судья: Усцова- Новикова ОВ