Дело № 5-853/2021
УИД: 59RS0004-01-2021-004480-87
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 августа 2021 года г.Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Ошвинцева О.И.,
с участием защитника ФИО3,
должностного лица ФИО4,
представителя административного органа ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми Власова Александра Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <Адрес>, зарегистрированного по адресу: <Адрес>,
установил:
Власов А.И., являясь начальником департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (далее по тексту – Департамент) допустил факт нецелевого использования бюджетных средств в сумме 359 000 рублей при следующих обстоятельствах.
Контрольно-счетной палатой при проведении проверки выявлено, что Департаментом в лице заместителя начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми ФИО6 заключен муниципальный контракт с АНО «Бюро судебных экспертиз и независимой оценки» № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по проведению экспертизы проведенного капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по <Адрес>. Оплата расходов по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена Департаментом за счет средств бюджета, предусмотренных решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 303 «О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по целевой статье № «Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов», коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». Целевая статья № «Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов» введена решением о бюджете города Перми в редакции от ДД.ММ.ГГГГ№ путем переноса средств в муниципальную программу «Развитие системы жилищно-коммунального хозяйства в городе Перми» из непрограммных расходов, предусмотренных по целевой статье № «Средства на исполнение судебных актов, вступивших в законную силу». Первоначально лимиты бюджетных обязательств по целевой статье № «Средства на исполнение судебных актов, вступивших в законную силу» доведены до Департамента уведомлением о лимитах бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ№. Лимиты бюджетных обязательств по целевой статье № «Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов» доведены до Департамента уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2020 году по результатам завершения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по <Адрес>, проведенных в рамках исполнения решений Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по <Адрес>» в ходе которого установлено на нарушение и недостатки, допущенные должностными лицами Департамента при приемке, оплате работ, выполненных подрядчиками по муниципальным контрактам.
Муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ заключен Департаментом после проведенного контрольно-счетной палатой контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по <Адрес>» с целью получения экспертного заключения специалистов, обладающих специальными познаниями и квалификацией в области строительства, для проведения служебного расследования по фактам, установленным контрольным мероприятием. При этом, обязанность по осуществлению экспертизы проведенного в 2015-2016, 2018-2019 годах капитального ремонта указанных многоквартирных домов, в т.ч. по результатам проведенных контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий, решениями суда на администрацию города Перми не возложена.
Власов А.И., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Защитник в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласна, поддержала доводы письменных пояснений из которых следует, что производство по делу подлежит прекращению. По результатам проведения контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов по <Адрес>» контрольно-счетной палатой выявлены нарушения и недостатки Департаментом при приемке и оплате работ, выполненных подрядными организациями по муниципальным контрактам № о ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.2 Плана устранения нарушения Департамент должен направить претензию о добровольном возврате бюджетных средств, допущенных в результате оплаты невыполненных и несоответствующих факту объемов работ и видов материалов, установленных муниципальными контрактами по фактам, указанным в акте контрольно-счетной палаты города Перми о нецелевом использовании бюджетных средств, в случае отказа, принять меры путем направления искового заявления. Департаментом подано исковое заявление, в целях получения доказательств заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с чем, нецелевого расходования бюджетных средств не имеется. Расходы по оплате экспертизы относятся к коду вида расходов 243, поскольку экспертиза проводилась в целях проверки соответствия выполненных работ по капитальному ремонту. Согласно п. 4.4.7 методических рекомендаций по формированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в сметный расчет стоимости капитального ремонта рекомендуется включать затраты на строительный контроль, экспертиза, в связи с чем, расходы по оплате экспертизы, строительному контролю относятся к работам по капитальному ремонту.
Должностное лицо в судебном заседании пояснила, что расходы по оплате услуг эксперта не относится к работам по выполнению капитального ремонта в многоквартирных домах в целях исполнения судебных актов, поскольку проведены в рамках после проведения ремонта. В данном случае подлежит применению ФЗ-44 «О закупках», в связи с чем, положения ФЗ-185 применению не подлежат.
Представитель административного органа на привлечении Власова А.И. к ответственности настаивала.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 19 Приказа Министерства финансов России от 06.06.2019 № 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения", Порядком применения бюджетной классификации, утвержденным распоряжением начальника департамента финансов администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№ целевые статьи расходов бюджета города Перми обеспечивают привязку бюджетных ассигнований бюджета города Перми к муниципальным программам города Перми, их подпрограммам, основным мероприятиям.
Решением Пермской городской Думы от 17.12.2019 № 303 «О бюджете города Перми на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов бюджетов на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Целевая статья № предусматривает расходы по выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов.
В соответствии со ст. 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие.
Как установлено в судебном заседании Власов А.И. является начальником департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми назначен на основании распоряжения главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, с учетом продления срока трудового договора на основании распоряжений главы города Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 «О создании департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми» начальник Департамента: руководит Департаментом на принципах единоначалия и персональной ответственности; осуществляет расходование бюджетных средств в соответствии с принятыми денежными обязательствами и доведенными лимитами бюджетных обязательств; несет персональную ответственность в соответствии с действующим законодательством за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на Департамент задач и функций.
В силу п. 3.16 Решения Пермской городской Думы от 26.06.2012 № 138 "О создании департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми» департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета города Перми, главного распорядителя бюджетных средств города Перми и (или) получателя бюджетных средств города Перми, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Как следует из материалов дела, согласно акта по результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты города Перми «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по <Адрес> и <Адрес>» департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.155-182) в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения и недостатки, допущенные должностными лицами Департамента при приемке, оплате работ, выполненных подрядчиками по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на капитальный ремонт указанных домов, заключенным в целях исполнения решений Ленинского районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми (далее – ДЖКХ) в лице заместителя начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми ФИО6 (Заказчик) и АНО «Бюро судебных экспертиз и независимой оценки» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по проведению экспертизы, проведенного капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных в городе Перми по адресам: <Адрес> на сумму 359 100 руб. Данный муниципальный контракт Департаментом заключен после контрольного мероприятия, согласно технического задания по контракту: в целях установления соответствия выполненных работ по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ сметной документации; установления допущенных нарушений в рамках исполнения муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; определения правильности применения расценок, объемов, видов материалов по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; определения выполненных и оплаченных работ по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; определения соответствия исполнительной документации при выполнении работ по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№; определения соответствия стоимости по муниципальным контрактам от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на предмет наличия превышения стоимости, либо экономии.
Оплата по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом произведена на основании счетов платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 359 100 рублей. За счет средств, предусмотренных решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете города Перми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по целевой статье № «Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов», коду вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», при этом, обязанность по осуществлению экспертизы проведенного в 2015-2016, 2018-2019 капитального ремонта указанных многоквартирных домов, в том числе по результатам проведенных контрольно-счетной палатой контрольных мероприятий, решениями суда на администрацию города Перми не возложена.
Таким образом, заключение муниципального контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ и направление бюджетных средств на его оплату не связано с исполнением судебных актов о выполнении работ по капитальному ремонту.
Обстоятельства административного правонарушения и вина должностного лица подтверждается совокупностью исследованных судьей доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 1-8); актом проверки годовой бюджетной отчетности за 2020г. департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в рамках проверки исполнения бюджета города Перми за 2020г. от ДД.ММ.ГГГГ, в п. 3.2 содержатся сведения о выявленном нарушении (том 1 л.д. 29-38); муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ№ с приложением (л.д. 39-52); счетом АНО «Бюро судебных экспертиз и оценки» на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 359 100 рублей (том 1 л.д. 53); заявками на оплату расходов от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 54-57); платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ об оплате услуг по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 58, 59); пояснениями Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 60-62, 68-71, 183-185); распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании которого Власов А.И. назначен на должность <данные изъяты> (том 1 л.д. 72); распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании которых продлялся срок трудового договора (том 1 л.д. 73-74); трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ., дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ. (том 1 л.д. 75-79); Положением о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 80-99); приказом заместителя главы администрации г. Перми – начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№, приказом начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ о назначении Ведерникова Е.А. на должность <данные изъяты> 9Том 1 л.д. 100-101); трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ с Ведерниковым Е.А. (том 1 л.д. 102-105); приказом начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ о делегировании полномочий по согласованию и подписанию документов, связанных с проведением капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории города Перми (том 1 л.д. 117-118); приказом начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении уполномоченных лиц, имеющих право работать в централизованной системе «АЦК-Финансы» (том 1 л.д. 122-123); планом мероприятий по устранению нарушений (недостатков) и информация о реализации предложений (рекомендаций) Контрольно-счетной палаты города Перми по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по <Адрес>» (том 1 л.д. 124-128); уведомлениями о лимитах бюджетных обязательств от ДД.ММ.ГГГГ,от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 129-133); решениями Ленинского районного суда г. Перми № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности на администрацию города Перми провести работы по капитальному ремонту многоквартирных домов по <Адрес> (том 1 л.д.133-154); актом по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по <Адрес>» на департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д.155-182); Положением об учетной политике департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утвержденным приказом начальника департамента жилищно-коммунального хозяйства от № от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.1-247).
Совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, вину должностного лица в совершении административного правонарушения следует считать доказанной. Его вина подтверждается исследованными по делу доказательствами. Сомневаться в объективности достоверности представленных доказательств оснований не имеется, все доказательства добыты в соответствии с требованиями закона.
Действия Власова А.И. судья квалифицирует по ст. 15.14 КоАП как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным решением о бюджете, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Доводы защитника о том, что нецелевого использования бюджетных средств Власовым А.И. не допущено, проведение экспертизы обусловлено устранением нарушений выявленных контрольно-счетной палатой при проведении контрольного мероприятия в 2020 году, судом признаются не состоятельными. Из материалов дела усматривается, что оплата работ по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ произведена за счет средств бюджета по целевой статье «Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов», вместе с тем, оплата расходов по проведению экспертизы после проведения и оплаты работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, не относится к выполнению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, направленных на исполнение судебных актов.
Оплата расходов по проведению экспертизы по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ№ вопреки доводов защитника Планом мероприятий по устранению нарушений (недостатков) и информация о реализации предложений (рекомендаций) Контрольно-счетной палаты города Перми по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Перми, направленных на выполнение капитального ремонта многоквартирных домов по <Адрес>» (том 1 л.д.124-128) не предусмотрена.
Доводы защитника о необходимости применения Методических рекомендаций по формированию работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» являются не состоятельными, поскольку Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» принят в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, судом не установлены.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительные обстоятельства, которые бы позволили применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным судом не установлены.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Власова Александра Ивановича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель платежа: УФК по Пермскому краю (Контрольно-счетная палата города Перми <данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо представить в Ленинский районный суд г. Перми.
Постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья: подпись
Копия верна: О.И. Ошвинцева
Подлинное постановление находится в материалах дела № 5-853/2021
Ленинского районного суда г. Перми.