Дело № 5-853/2021
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Рязань 20 сентября 2021 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы дела в отношении главного редактора сетевого издания «www.progorod62.ru» ФИО1, дд.мм.гггг. года рождения, уроженки р.<адрес>, зарегистрированной и проживащей по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, являясь главным редактором сетевого издания «www.progorod62.ru», допустила распространение в средстве массовой информации, материалах средства массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), производимых ею материалов без указания на то, что соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, при следующих обстоятельствах:
Часть 9 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» запрещает распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об общественном объединении, включенном в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента, о физическом лице, включенном в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), а также материалов, созданных такими некоммерческой организацией, общественным объединением, физическим лицом, без указания на то, что некоммерческая организация, незарегистрированное общественное объединение или физическое лицо выполняет функции иностранного агента.
В силу положений со ст. 2 Закона о средствах массовой информации, под продукцией средства массовой информации понимается, в том числе отдельный выпуск либо обновление сетевого издания; под распространением продукции средства массовой информации – в том числе предоставлении доступа к сетевому изданию.
Согласно ст. 59 Закона о средствах массовой информации, злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований ст. 4 настоящего Закона, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как разъяснено Управлением Роскомнадзора, при распространении сведений об НКО-иноагенте, НОО-иноагенте, физлице-иноагенте, а также их материалов средства массовой информации обязательно должны указывать на то, что эти лица выполняют функции иностранного агента. Действие этой нормы распространяется также на материалы и сообщения СМИ, размещаемые в социальных сетях и других площадках в интернете. Отсутствие такого указания является нарушением и средству массовой информации может быть выдано письменное предупреждение в порядке ст. 16 Закона о средствах массовой информации. Одновременно, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. ч. 2.1, 2.2 и 2.3 ст. 13.15 КоАП РФ («Роскомнадзор разъясняет требования к СМИ и вещателям относительно иноагентов»).
В том числе, в соответствии со ст. 56 Закона о средствах массовой информации за нарушение законодательства о средствах массовой информации ответственность несут должностные лица.
К таким лицам относится главный редактор, который представляет редакции в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации законами и другими законодательными актами (ст. 19 Закона о средствах массовой информации).
Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации (ст. 2 Закона о средствах массовой информации).
В том числе, в соответствии со ст. 26 Закона о средствах массовой информации распространение средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №16 от 15 июня 2010 года «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» разъяснено, что при выяснении вопросов об учредителе (соучредителях) печатного издания, о его главном редакторе, об адресе редакции, издателя, типографии необходимо принимать во внимание выходные данные средства массовой информации согласно ст. 27 Закона о средствах массовой информации.
Федеральным законом от 14 июня 2011 года № 142-ФЗ в Закон о средствах массовой информации введена форма распространения средства массовой информации – сетевое издание. Учитывая схожесть регулируемых отношений, вышеуказанные положения п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ об установлении главного редактора могут быть применены и к сетевому изданию.
Непосредственно ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц, в виде административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой, за распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации о некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации), либо производимых ею материалов без указания на то, что соответствующая организация является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Так, в сетевом издании «www.progorod62.ru» в сети Интернет по адресу: <данные изъяты> был размещен материал под названием «Анафилактический шок: скончался директор Новой газеты ФИО2», содержащий информацию о некоммерческой организации «Центре защиты прав средств массовой информации», включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что некоммерческая организация выполняет функции иностранного агента, что является нарушением ч. 4 ст. 4 Закона о средствах массовой информации.
Некоммерческая организация «Центр защиты прав средств массовой информации» включена в реестр некоммерческих организацией, выполняющих функции иностранного агента, размещенной на сайте Министерства юстиции РФ по адресу: https://unro.minjust.ru/NKOs.aspx.
Сетевое издание «www.progorod62.ru» зарегистрировано под № ЭЛ ФС 77-68039 21 декабря 2016 года и на его сайте указана информация, что главным редактором сетевого издания является ФИО1
Таким образом, ФИО1, как лицо, возглавляющее редакцию сетевого издания «www.progorod62.ru», дающее разрешение на выход в свет продукции этого средства массовой информации, отвечающее за содержание распространенной информации, в том числе за качество контента, ее соответствие законодательству о средствах массовой информации, своими действиями (бездействием) допустило совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1, как лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, свою вину не признала, в письменных объяснениях указала на отсутствие намерений распространить информацию, касающуюся иностранного агента, просила суд в случае назначения наказания применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Вышеизложенные обстоятельства, не смотря на не признание ФИО1 своей вины, подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от 26 июля 2021 года, которым признаны установленными место, время, обстоятельства административного правонарушения и лицо его совершившее;
- выпиской из реестра зарегистрированных средств массовой информации на сетевое издание «www.progorod62.ru»;
- Уставом редакции средства массовой информации сетевого издания «www.progorod62.ru»;
- приказом о переводе ФИО1 на должность главного редактора газеты и сайта с 1 октября 2020 года;
- скриншотом Интернет страницы с размещенным материалом;
- скриншотом Интернет страницы с официального сайта информационного портала Минюста РФ о зарегистрированных некоммерческих организациях;
- письменными объяснениями ФИО5
Таким образом, исследованные доказательства и установленные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, в совокупности свидетельствуют о совершении ФИО1, как главным редактором средства массовой информации, действий (бездействия), административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ.
Доводы ФИО1 об отсутствии у сетевого издания намерений распространить информацию об иностранном агенте и иной сущности и ином герое выпущенной в свет статьи суд находит несостоятельными, поскольку статья содержит ссылки на профессиональную деятельность героя статьи, как директора средства массовой информации, являющегося иностранным агентом.
Существенных нарушений норм процессуального закона при составлении протокола об административном правонарушении и оформлении других материалов дела, которые не могли быть устранены при рассмотрении дела, судьей не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности для данной категории дел на момент рассмотрения дела не истек.
Рассматривая при этом вопрос о назначении наказания, суд руководствуется ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которой при назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Вопреки ошибочной правовой позиции лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, у суда не имеется законных оснований для применения мер административной ответственности с учетом особых условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для субъектов малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц.
Действительно, ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
Между тем, согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.15 КоАП РФ.
Причем положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ распространяются лишь на правонарушения, выявленные в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, который осуществляется в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
С учетом ст. 4.1.1 КоАП РФ, возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех указанных обстоятельств.
В рассматриваемом случае совокупность указанных условий отсутствует.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая отсутствие в действиях ФИО1 обстоятельств, отягчающих ее административную ответственность, а также наличие в ее действиях обстоятельства, смягчающего ответственность, под которым суд признает последующее устранение выявленного нарушения, а также учитывая характер совершенного правонарушения и данные о личности нарушителя, прихожу к выводу о том, что разумным, справедливым и соответствующим целям административного наказание будет являться взыскание с нее административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкций ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ, то есть в размере 4 000 руб.
Кроме того, санкция ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ предусматривает также возможность назначения дополнительного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения, но таковых оснований в рассматриваемом случае, в том числе исходя из обстоятельств дела, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать главного редактора сетевого издания «www.progorod62.ru» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Разъяснить лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется в течение 10 суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, судебным приставом-исполнителем составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд непосредственно либо через Советский районный суд г. Рязани в течение 10 суток со дня получения либо вручения копии настоящего постановления.
Судья (подпись)