ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-854/20 от 29.12.2020 Богородского городского суда (Нижегородская область)

Дело об административном правонарушении

УИД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

ДД.ММ.ГГГГ г. Богородск

Судья Богородского городского суда Нижегородской области Михин А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

из материалов дела об административном правонарушении следует, что Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка, по требованию Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, с целью проверки соблюдения ООО «ОРБ Нижний» требований законодательства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Общество с ограниченной ответственностью «ОРБ Нижний» осуществляет деятельность по сбору отходов (ОКВЭД Х) на территории <адрес>.

Полигон ТБО включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ за

В результате хозяйственной деятельности ООО «ОРБ Нижний» на объекте (<адрес>) образуются отходы производства и потребления.

Основными видами деятельности ООО «ОРБ Нижний» в соотвествии с лицензией, является осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов <данные изъяты> классов опасности ДД.ММ.ГГГГ в части сбора, транспортирования, размещения отходов <данные изъяты> классов опасности, обработка и утилизация отходов <данные изъяты> класса опасности.

В ходе проверки были обследованы объекты и земельные участки, принадлежащие ООО «ОРБ Нижний» на праве собственности и ином законном основании.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в ходе проведения выездной внеплановой проверки лабораторией ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (Аттестат аккредитации лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» выдан Федеральной службой по аккредитации ДД.ММ.ГГГГ, дата внесения сведений в реестр аккредитованных лиц ДД.ММ.ГГГГ), был произведен отбор проб отходов (протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; акт отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ), а именно: отход (емкость объема Х л предположительно с нефтепродуктами) на теле полигона ТКО ООО «ОРБ Нижний» в координатах .

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования представленный образец отходов относится к <данные изъяты> классу опасности, является жидким.

Вместе с тем, в лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов <данные изъяты> классов опасности ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что ООО «ОРБ Нижний» может осуществлять деятельность по размещению отходов <данные изъяты> класса опасности. В то же время, обнаруженный в координатах отход в емкости объемом Х литров является жидким. То есть ООО «ОРБ Нижний» допущено размещение отходов, не предусмотренных лицензией от ДД.ММ.ГГГГ.

Также из материалов дела следует, что представителями комиссии проверки был осуществлен осмотр объекта НВОС (<адрес>) в присутствии законного представителя ООО «ОРБ Нижний» - генерального директора Т.А.Ю., представителей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГА.Т.А., С.Г.И., в ходе осмотра территории было установлено, что на теле полигона обнаружены отходы «Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин», которые запрещены к захоронению, так как имеют в своем составе полезные компоненты.

По указанным фактам в отношении должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А.ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Привлекаемое лицо А.Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена о дне, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Представитель должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. – по доверенности М.А.В. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не согласен, вину должностное лицо не признает, пояснил, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку факт захоронения отхода «Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин» административным органом доказан не был. Данные отходы, как пояснил М.А.В. не захораниваются на полигоне ТКО как самостоятельный вид отхода. Накопление отходов (покрышек) в целях дальнейшей передаче на утилизацию, что имеет место на объекте не запрещается.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – главный специалист-эксперт отдела государственного экологического контроля, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>Д.А.А. в судебном заседание пояснила, что в соотвествии с Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017г. №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» запрещается захоронение отходов «Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин» на теле полигона. Шины и покрышки находились на теле полгона, во время проверки, в хаотичном порядке, вперемешку с другим мусором, в отдельных местах частично присыпаны другим мусором, то есть экологом ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. были нарушены требования, предусмотренные действующим законодательством к захоронению данных отходов. Размещение емкости объемом Х литров с жидкостью, относящейся к III классу опасности согласно заключению экспертов, не предусмотрено лицензией, выданной ООО «ОРБ Нижний», то есть фактически, как пояснил специалист-эксперт Д.А.А., данной емкости на теле полигона ТБО быть не должно.

Главный специалист-эксперт отдела государственного экологического контроля, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>Д.А.А. считает вынесенный протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, настаивает на привлечении к административной ответственности должностного лица - эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А.

Должностному лицу – экологу ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. вменено совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Судом установлено, что привлекаемым лицом нарушены п.1 ч. 3 ст. 8, п. 30 ч.1 ст. 12, ч.2 ст.18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; ст. 9, ч. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017г. №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается»; п.п. «а», п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 г. № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»).

В соответствии с приказом ООО «ОРБ Нижний» «О назначении лиц, ответственных за допуск лиц к работе с опасными отходами, проведение инструктажа и обеспечения экологической безопасности на предприятии» ответственным лицом по обеспечению экологической безопасности является эколог А.Т.А., с которой заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ., и издан приказ (распоряжение) о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ.

Со стороны должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. допущено нарушение условий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В отношении должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А.ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Судья, исследовав и оценив представленные в деле документы, а именно:

- сопроводительное письмо Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес>;

- требование Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказ Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> о проведении внеплановой выездной проверки ООО «ОРБ Нижний» от ДД.ММ.ГГГГ;

- свидетельства о постановке на государственный учет объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ;

- лицензию от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ООО «ОРБ Нижний»;

- протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ;

- фототаблицу выявленных нарушений;

- протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ;

- акт отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ;

- протокол – О от ДД.ММ.ГГГГ результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования;

- письмо ФГБУ «ЦЛАТИ ПО ПФО» от ДД.ММ.ГГГГ;

- заключение экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ;

- акт проверки Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> ООО «ОРБ Нижний» -вн от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказ «О назначении лиц, ответственных за допуск лиц к работе с опасными отходами, проведении инструктажа и обеспечения экологической безопасности на предприятии»;

- удостоверения о повышении квалификации П.Т.А.;

- приказ о приеме работника П.Т.А. на работу от ДД.ММ.ГГГГ;

- трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ;

- уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- копия паспорта на имя А.Т.А.;

- письменные возражения и пояснения ООО «ОРБ Нижний» по акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Доводы представителя должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. – по доверенности М.А.В. о том, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку факт захоронения отхода «Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин» административным органом доказан не был являются несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- отходах производства и потребления»:

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

утилизация отходов - использование для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Согласно фототаблице, имеющейся в материалах дела, видно, что покрышки, находящиеся на полигоне ТБО, размещены на земле вперемешку с другим мусором, при этом на фото видно, что в отдельных местах тела полигона покрышки присыпаны другим мусором. Достоверность имеющихся в материалах дела фотографий не оспаривалась М.А.В. в ходе судебного заседания.

Таким образом, ООО «ОРБ Нижний» было осуществлено захоронение отхода («Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин»), захоронение которого в соотвествии Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017г. №1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается» запрещено, а также ООО «ОРБ Нижний» осуществляется размещение отходов с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ООО «ОРБ Нижний» имеет Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов <данные изъяты> классов опасности ДД.ММ.ГГГГ в части сбора, транспортирования, размещения отходов <данные изъяты> классов опасности, обработка и утилизация отходов <данные изъяты> класса опасности, выданную сроком действия - бессрочно. Перечень отходов, с которыми разрешено осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и размещению включает Х видов отходов (из них Х видов отходов, относящихся к <данные изъяты> классу опасности).

Следовательно, ООО «ОРБ Нижний» осуществляет лицензируемый вид деятельности: размещение отходов «Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин» с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Также, в лицензии, выданной ООО «ОРБ Нижний», на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов <данные изъяты> классов опасности ДД.ММ.ГГГГ, позволяющей осуществлять деятельность по размещению отходов <данные изъяты> класса опасности, отход обнаруженный в координатах в ёмкости объемом Х л, отсутствует.

Вопреки доводам представителя М.А.В. об отсутствии признаков, свидетельствующих о захоронении данного мусора, а именно: изоляции отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, данный факт не является основанием для освобождения от ответственности должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А.

Поскольку в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- отходах производства и потребления» к объектам размещения отходов – относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Полигон ТБО, как было указано выше включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.04.2016 №168 за . Фактически отходы «Шины пневматические автомобильные отработанные», «Покрышки пневматических шин», находившиеся на теле полигона ТБО в момент проверки были захоронены с нарушением действующего законодательства, а именно не была произведена изоляция данных отходов от других отходов, отходы не были помещены в специальные хранилища в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

К фотографиям, представленным в ходе судебного заседания представителем М.А.В., суд относится критически, поскольку данные фотографии не отображают размещение отходов на территории всего полигона ТБО, а указывают лишь на два конкретных места хранения отходов, но не исключают наличие выявленных нарушений.

Доводы представителя должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. – по доверенности М.А.В. о том, что в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения, поскольку факт обнаружения на теле полигона ТБО емкости объемом Х литров с жидкими отходами является единичным случаем. При этом представитель М.А.В. не отрицает сам факт нахождения на территории полигона канистры объемом Х литров с жидкими отходами <данные изъяты> класса опасности. Согласно пояснениям М.А.В. данная канистра попала на полигон случайно в общей массе отходов ввезенных спецавтотранспортом. С ответственными лицами была проведена беседа, указано повысить контроль и качество работы. Обнаруженный отход был сразу удален с тела полигона. Доводы, указанные М.А.В. в заявленном ходатайстве являются несостоятельными, поскольку не отрицается и доказан сам факт нахождения емкости объемом Х литров с жидкими отходами <данные изъяты> класса опасности на теле полигона ООО «ОРБ Нижний», обстоятельства попадания на тело полигона данного вида отхода <данные изъяты> класса опасности, не предусмотренного выданной ООО «ОРБ Нижний» лицензией, для квалификации действий ответственных лиц за экологическую безопасность на предприятии по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ значения не имеет.

Нахождение на теле полигона емкости объемом Х литров с жидкими отходами и <данные изъяты> класс опасности данных отходов подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности: протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (с прилагаемой фототаблицей); протоколом взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ; актом отбора проб отходов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом от ДД.ММ.ГГГГ результатов испытаний пробы отходов методом биотестирования; заключением экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами дела.

Таким образом, выявленные в ходе проверки деятельности ООО «ОРБ Нижний» нарушения свидетельствуют об осуществлении предпринимательской деятельности ООО «ОРБ Нижний» с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Учитывая, что состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ является формальным, действия должностного лица – эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. не обеспечившего надлежащим образом осуществление лицензируемого вида деятельности с отходами образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного судом установлено наличие события административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, поэтому оснований для удовлетворения ходатайства заявленного ООО «ОРБ Нижний» о прекращении производства по делу об административном правонарушении в соотвествии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ не имеется.

В соответствии со ст. 4.6. КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

При назначении вида административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих вину обстоятельств.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание должно иметь своей целью предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 14.1, ст.ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

должностное лицо - эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А., ДД.ММ.ГГГГ, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначить административное наказание по данной статье в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч) рублей.

Обязать эколога ООО «ОРБ Нижний» А.Т.А. перечислить указанный штраф на:

- расчетный счет в Волго-Вятское ГУ Банка России <адрес>;

- ИНН ;

- КПП ;

- ОКТМО ;

- КБК «Административные штрафы, установленные главой 14 КоАП РФ»;

- получатель: УФК по <адрес> (Межрегиональное управление Росприроднадзора по <адрес>).

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда через Богородский городской суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.В. Михин