Дело №5-856/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
По делу об административном правонарушении
25.10.2018 года город Ульяновск
Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Усова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Пивоварня Москва-Эфес» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
11.09.2018 года старшим специалистом 1 разряда отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Пивоварня Москва-Эфес» (далее по тексту АО «Пивоварня Москва-Эфес») по факту административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Представитель АО «Пивоварня Москва-Эфес» ФИО2 в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила возражения, в которых указала, что на день проверки план мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационной аварии был уже разработан и утвержден руководителем Завода и представлен для ознакомления сотрудникам Общества. 03.10.2018 года данный План был согласован Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области. Просил учесть эти обстоятельства и освободить юридическое лицо от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Старший специалист 1 разряда отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области ФИО1 в судебное заседание не явилась. О дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
На основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с пунктом 1.5 СП 1.1.1058-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе:
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении и реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Как следует из материалов дела, 28.08.2018 года в 15 часов 20 минут при проведении плановой выездной проверки специалистом Управления Роспотребнадзора в отношении АО «Пивоварня Москва-Эфес», расположенного по адресу: <...>, обнаружено нарушение санитарно-эпидемиологических требований следующих Санитарных правил:
Пункт 6.4 СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности», в соответствии с которым Администрация радиационных объектов обязана разработать, утвердить и согласовать с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-противоэпидемический надзор, план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии».
Пункт 2.11 СанПиН 2.6.1.3289-15 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками. Генерирующими рентгеновское излучение при ускоряющем напряжении до 150 кВ», в соответствии с которым Администрацией разрабатывается и утверждается инструкция по действиям персонала в аварийных ситуациях и план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии.
При проведении проверки обнаружено, что в нарушение вышеуказанных пунктов Правил филиалом АО «Пивоварня Москва-Эфес», расположенным по адресу: <...>, не согласован с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-противоэпидемический надзор, план мероприятий по защите персонала в случае радиационной аварии», хотя данное предприятие имеет на балансе источники ионизирующего излучения и должно обеспечивать радиационную безопасность персонала, населения и требований радиационной защиты.
Факт совершения правонарушения подтверждается Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 0453 от 28.08.2018 года, имеющимся в материалах дела, и представителем АО «Пивоварня Москва-Эфес» не оспаривался, что следует из объяснений представителя юридического лица, изложенных в протоколе об административном правонарушении и из возражений, представленных суду.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении № 1192 от 11.09.2018 года, составленным в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области № 001225 РП от 24.07.2018 года о проведении плановой выездной проверки; актом проверки № 0453 от 28.08.2018 года, а также иными доказательствами, имеющимися в материалах дела, которые соответствуют допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия юридического лица АО «Пивоварня Москва-Эфес» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования вышеуказанных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
При назначении наказания в рассматриваемом случае суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, устранение выявленных нарушений, отсутствие опасных последствий для населения и полагает, что достижение цели предупреждения новых правонарушений возможно без применения к виновному наказания в виде административного приостановления деятельности.
С учетом изложенного суд полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Доводы АО «Пивоварня Москва-Эфес» о необходимости освобождения юридического лица от административной ответственности и применения ст.2.9 КоАП РФ суд считает несостоятельными.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 6.3 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Вмененные юридическому лицу нарушения посягают на санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан, в связи с чем малозначительными являться не могут.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения АО «Пивоварня Москва-Эфес» положений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела не имеется.
Доводы об устранении выявленных нарушений основанием для освобождения от административной ответственности не являются.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.29.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Акционерное общество «Пивоварня Москва-Эфес» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Штраф должен быть уплачен: УФК по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области л/с04681788280), ИНН <***>, КПП 732501001, р/с № <***> Отделение Ульяновск, г.Ульяновск, БИК 047308001, ОКТМО 73701000, КБК 14111628000016000140, наименование платежа - денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Усова В.Е.