ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-85/20 от 02.03.2020 Кисловодского городского суда (Ставропольский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Стойлова С.П.,

при рассмотрении в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3. ст. 18.15 Кодекса РФ Об административных правонарушениях в отношении юридического лица

Муниципального унитарного предприятия «Кисловодский центральный рынок» ОГРН <***> ИНН <***>, имеющего юридический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Определением старшего инспектора по вопросам миграции ОМВД России по городу Кисловодску ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Кисловодский центральный рынок» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено административное расследование.

Основанием возбуждения дела об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что из Управления МВД России по городу Ставрополю поступил материал проверки, проведенной по факту поступления ДД.ММ.ГГГГ от работодателя МУП «Кисловодский Центральный рынок» (<адрес>) в УВМ ГУ МВД по СК уведомления о заключении трудового договора с гражданином <адрес>ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента серии 26 , с предоставлением недостоверных данных (профессия не соответствует указанной в патенте) в нарушение формы и порядка подачи работодателем уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, установленного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОВМ ОМВД России по городу Кисловодску ФИО4 в отношении МУП «Кисловодский Центральный рынок» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ Об административных правонарушениях.

На основании определения заместителя начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по городу Кисловодску ФИО1 материалы дела об административном правонарушении поступили в Кисловодский городской суд для рассмотрения по подведомственности.

В судебном заседании представитель МУП «Кисловодский Центральный рынок» ФИО2 просила учесть, что гражданин <адрес>ФИО3-О имеет патент серии 26 с указанием профессии «подсобный рабочий». В соответствии с п. 2.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГФИО3О. принят муниципальным предприятием «Кисловодский Центральный рынок» на работу на должность разнорабочего в соответствии со штатным расписанием. Соответствующая информация в установленном порядке была предоставлена в адрес Управления по делам миграции. Согласно общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) указанная в патенте должность «подсобный рабочий» является группой «разнорабочие». Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), Общероссийским классификатором должность «разнорабочие» не предусмотрена, поскольку это не должность, а группа занятий. Патент на группу занятий, определенных одним родовым признаком (комплекс трудовых функций) не выдается, а выдается на конкретную должность, в рассматриваемом случае «подсобный рабочий». По факту ФИО3-О. выполнял все функции, объединенные родовым признаком «разнорабочие». По своей правовой сущности «разнорабочий» и «подсобный рабочий» имеют одинаковые трудовые фанкции. В штатном расписании МУП «Кисловодский Центральный рынок» ошибочно указана родовая группа, которая не может являться должностью, соответственно, такая же группа вместо должности «подсобный рабочий» была указана в заключенном ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3-О. трудовом договоре. Кроме того, на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ и приказа трудовой договор с ФИО3О. расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель просила учесть то обстоятельство, что настоящее административное правонарушение предприятием совершено впервые, совершенное правонарушение не повлекло имущественного ущерба, не причинило вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, инспектор ОВМ ОМВД России по городу Кисловодску ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал.

Исследовав материалы дела дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

Как следует из представленных документов, дело в отношении МУП «Кисловодский Центральный рынок» возбуждено по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

Согласно ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В силу п. 8 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 363 утверждена форма ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также формы и порядки уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (вместе с "Порядком представления организацией, оказывающей услуги по трудоустройству иностранных граждан (лиц без гражданства) на территории Российской Федерации, уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина (лица без гражданства) на территории Российской Федерации", "Порядком представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранным гражданам (лицам без гражданства) - высококвалифицированным специалистам", "Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства), обучающимися в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года", "Порядком представления уведомления профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования о завершении или прекращении обучения иностранного гражданина (лица без гражданства), осуществляющего трудовую деятельность на территории Российской Федерации и обучавшегося (обучающегося) в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или о предоставлении данному иностранному гражданину (лицу без гражданства) академического отпуска", "Порядком представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства)").

После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Порядок представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства является Приложением N 15 к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 363, и устанавливает последовательность действий при предоставлении работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства).

Пункатами 2 -4 данного Порядка установлено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне <3> в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Уведомление заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомления не допускаются: зачеркивания, использование сокращенных слов (кроме официальных), аббревиатур (кроме официальных) и исправления.

В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг).

А согласно пункту 9 Порядка в случае выявления недостоверности указанных в уведомлении сведений либо нарушения порядка или формы его заполнения должностное лицо докладывает рапортом начальнику подразделения, входящего в структуру подразделения по вопросам миграции на региональном или районном уровне, для принятия решения по существу.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужил рапорт начальника отдела по вопросам трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по <адрес>ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника Управления о том, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по СК от работодателя МУП «Кисловодский Центральный рынок» (<адрес>) поступило уведомление о заключении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с гражданином <адрес>ФИО3-О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с предоставлением недостоверных данных (профессия не соответствует указанной в патенте) в нарушение формы и порядка подачи работодателем уведомления о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, установленных Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации".

Таким образом, поскольку направленное в УВМ ГУ МВД России по <адрес> уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином содержит недостоверные сведения в части указания профессии привлекаемого к труду гражданина, то есть нарушен Порядок подачи уведомления, в действиях МУП «Кисловодский Центральный рынок» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По данному факту определением старшего инспектора отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по городу Кисловодску ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КРФоАП, а ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного расследования в отношении юридического лица составлен протокол об административном правонарушении.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ работодателем МУП «Кисловодский Центральный рынок» заключен трудовой договор с гражданином <адрес>ФИО3О. В выданном ему ДД.ММ.ГГГГ патенте РР 3285097 в качестве разрешенного вида трудовой деятельности (профессии) указан «подсобный рабочий». В направленном привлекамым к ответственности лицом уведомлении в ГУ МВД России по СК о заключении трудового договора указано, что ФИО3О. принят на работу в качестве разнорабочего.

То есть, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, и факт совершения МУП «Кисловодский Центральный рынок» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ подтвержден материалами дела об административном правонарушении, содержащем доказательства, которым суд дал оценку в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КРФоАП.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания суд учитывает следующее.

Согласно ст. 3.1 Кодекса РФ Об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В силу пункта 1 части 1 статьи 3.2 КоАП за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться административные наказания, в частности, предупреждение.

Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи КоАП РФ.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП).

Как установлено в судебном заседании, Муниципальное унитарное предприятие «Кисловодский Центральный рынок» ранее к административной ответственности не привлекалось, а совершенное правонарушение не повлекло за собой причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей; объектам животного и растительного мира; окружающей среде; объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации; безопасности государства; угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствие имущественного ущерба.

Поскольку совершенное МУП «Кисловодский Центральный рынок» правонарушение не подпадает под перечень, установленный частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей совершенным противоправным деянием, которое не создавало реальную опасность причинения вреда в будущем, суд считает возможным применить к данному юридическому лицу наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.6, 29.9-29.11, 2.9, 18.15 КРФоАП, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Муниципальное унитарное предприятие «Кисловодский центральный рынок» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3. ст. 18.15 Кодекса РФ Об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Кисловодский городской суд.

Судья С.П.Стойлов