Дело№
УИД №
П о с т а н о в л е н и е
по делу об административном правонарушении
п. Гайны 23 декабря 2021 года
Гайнский районный суд Пермского края в составе председательствующего Грибановой Н.П.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 Р.Г.О., защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО1,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
ФИО2 Оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: ФИО3 край, <адрес>, женатого, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
В период с 11 июня 2020 г. по 17 сентября 2021г. ФИО2 Р.Г.О., являясь правообладателем земельного участка с кадастровым номером № проводил работы по строительству жилого дома на указанном земельном участке по адресу: п. Гайны, около 70 м по направлению на северо-запад от <адрес>, который расположен в границах объекта культурного наследия федерального значения - «Кирпичное I, селище» без согласованного с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Пермского края обязательного раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, чем нарушил требования ч.2 ст. 36 ФЗ от 25.06.2002г. № 73-ФЗ0 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебном заседании ФИО2 Р.Г.О. не оспаривая факт строительства на указанном участке жилого дома, с протоколом об административном правонарушении не согласился, указывая, что не знал о наличии на данном земельном участке объекта культурного наследия.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 просил производство по делу прекратить, считает, что указанные в протоколе обстоятельства произошли по вине Администрации Гайнского муниципального района, не сообщившей об объекте культурного наследия ФИО2 Р.Г.О.
Представитель административного органа – ведущий консультант отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края ФИО5 в судебное заседание не явился, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без участия должностного лица.
В письменных пояснениях представитель административного органа дополнил, что Объект культурного наследия принят на государственную охрану в соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05 декабря 2000г. № 713-р (значится под № 1378), которое находится в открытом доступе, с ним можно ознакомиться в информационно-правовых системах. Кроме того, спорный Объект культурного наследия приказом Минкультуры России от 14.04.2017г. № 87641-р зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с информацией о регистрации Объекта в едином реестре модно ознакомиться на официальном сайте Министерства культуры РФ, более того, ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 81:01:0011016:252 отображается в Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.
Свидетели Свидетель №1, Свидетель №2, представителя Администрации Гайнского муниципального округа Пермского края в судебном заседании пояснили, что генеральный план по Гайнскому муниципальному округу принят 26.11.2021, до этого им не было известно о нахождении на территории Гайнского муниципального округа объекта культурного наследия.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив дело об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с п. 2 ст. 36 Закона об объектах культурного наследия изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
Согласно ч.5 ст. 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения земляных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны соблюдать установленные статьей 5.1 данного закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.
В соответствии с ч. 9 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 г. № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения» Памятник «Кирпичное I, селище» поставлен на учет и охраняется государством (включено за номером 1378).
Приказом Минкультуры России от 14.04.2017 г. № 87641-р памятник зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером 591740875730006.
Приказом Государственной Инспекции по охране культурного наследия Пермского края от 04.12.2019 N СЭД-55-001-06-406 установлены границы территории объекта археологического наследия - памятника «Кирпичное I, селище», расположенного по адресу: Пермский край, Гайнский муниципальный район, п. Гайны (п. Кирпичное), юго-восточная окраина, ул. Дзержинского; в 2,7 км к юго-востоку от автовокзала (актуализированный адрес: Пермский край, Гайнский муниципальный округ, п. Гайны, юго-восточная окраина, ул. Дзержинского; в 2,7 км к юго-востоку от автовокзала); проходят от точки 1 на юго-восток 159,14 м до точки 2; от точки 2 на юго-запад 47,87 м до точки 3; от точки 3 на северо-запад 162,30 м до точки 4; от точки 4 на северо-восток 44,37 м до точки 1. Кадастровый квартал: 81:01:0011016; установлен особый режим использования территории данного объекта археологического наследия в соответствии с п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и предмет охраны объекта археологического наследия согласно приложения № 3.
Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.
Нарушением может являться как противоправное действие - проведение лицом самовольных действий без согласованной проектной и разрешительной документации государственного органа охраны объектов культурного наследия, так и противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении лицом установленной законом обязанности.
Из материалов дела следует, что ФИО2 Р.Г.О. согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16.09.2021 г. № КУВИ-002/2021-123530489 с 16.09.2016 г. является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № на праве аренды. Срок действия аренды - 20 лет. На земельном участке с кадастровым номером № проводятся работы по строительству дома в отсутствии согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия – Инспекцией, обязательного раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия, что в судебном заседании не оспаривалось ФИО2 Р.Г.О.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных доказательств: протоколом об административном правонарушении № 103 от 18.11.2021 года (л.д. 4-6); служебной запиской от 17.09.2021 г. о выявлении факта проведения строительных работ на территории объекта культурного наследия (л.д. 21); фототаблицей объекта культурного наследия федерального значения - «Кирпичное I, селище» (л.д. 22-28), Выпиской из ЕГРН (л.д.29-39).
Собранные по делу доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
Непроведение мероприятий по сохранению объекта культурного наследия при осуществлении на его территории земляных и строительных работ нарушает установленные законодательством РФ требования сохранения и использования культурного наследия.
Обязанность по выполнению обязанности по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, предусмотрена в силу прямого указания в законе (пункт 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд считает установленной вину ФИО2 Р.Г.О. и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 7.13 КАП РФ как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.
Доводы ФИО2 Р.Г.О. и его защитника о том, что ФИО2 Р.Г.О. не знал, что переданном ему на основании договора аренды земельном участке расположен объект культурного наследия федерального значения, подлежат отклонению как несостоятельные. Решения уполномоченных органов о взятии спорного объекта под государственную охрану опубликованы в установленном порядке и являются общедоступными, то есть ФИО2 Р.Г.О. должен был знать о статусе принадлежащего ему объекта недвижимости, более того, данную информацию он имел возможность установить при получении Выписки из ЕГРН.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Согласно части 2 указанной статьи при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Административное правонарушение выявлено в рамках административного обследования 17 сентября 2021 г.
Согласно положениям ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителям, так и другими лицами.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, необходимость предупреждения совершения как ФИО2 Р.Г.О., так и другими лицами новых правонарушений, данные о личности лица привлекаемого к административной ответственности, его семейное и имущественное положение, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность – частичное признание вины, и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, не находя оснований для применения требований, предусмотренных ч.2.2 ст. 4.1 КоАП РФ поскольку исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, в судебном заседании не установлено.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении оснований для освобождения от административной ответственности ФИО2 Р.Г.О. судом установлены не были, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л :
ФИО2 Оглы признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате на расчетный счет Межрегионального операционного УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>), ИНН <***>, КПП 770301001, банк получателя: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, Единый казначейский счет (р/счет) 40102810045370000002, казначейский счет (корр./счет) 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, КБК 054 1 16 01071 01 0013 140.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Разъяснить ФИО2 Р.Г.О., что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Квитанцию об уплате штрафа необходимо принести в Гайнский районный суд Пермского края.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Гайнский районный суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 23 декабря 2021 года.
Мотивированное постановление изготовлено 23 декабря 2021года.
Судья (подпись)
Копия верна
Судья Грибанова Н.П.