ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-85/2023 от 20.10.2023 Суда Чукотского автономного округа (Чукотский автономного округ)

Судья, вынесший обжалуемое Дело № 7-49/23

постановление, Пеннер И.А. № 5-85/23

УИД 87RS0005-01-2023-000644-10

Р Е Ш Е Н И Е

г. Анадырь 20 октября 2023 года

Судья суда Чукотского автономного округа Принцев С.А.,

при секретаре Кергинаут В.А.,

с участием прокурора Талаевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Иультинского района Калиниченко К.С. на постановление судьи Иультинского районного суда от 31 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица начальника Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н.М.,

у с т а н о в и л:

постановлением прокурора Иультинского района от 7 июля 2023 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица начальника Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н.М..

Данное постановление с материалами дела об административном правонарушении направлено прокурором для рассмотрения по существу в Иультинский районный суд.

Постановлением судьи Иультинского районного суда от 31 июля 2023 года Зеленская Н.М. освобождена от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ей объявлено устное замечание. Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 КоАП РФ, в отношении начальника Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н.М. прекращено.

Не согласившись с данным постановлением судьи, прокурор Иультинского района Калиниченко К.С. подал на него протест, в котором просит постановление судьи отменить, дело об административном правонарушении вернуть на новое рассмотрение в Иультинский районный суд.

В судебном заседании прокурор Талаева О.И. поддержала протест прокурора по изложенным в нём доводам, просила отменить оспариваемое постановление, дело направить на новое рассмотрение в Иультинский районный суд.

На рассмотрение протеста прокурора на постановление по делу об административном правонарушении прокурор Иультинского района и должностное лицо Зеленская Н.М., будучи надлежаще извещёнными о времени и месте судебного заседания, не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения протеста прокурора не заявляли.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы протеста прокурора, прихожу к следующему.

Согласно части 2 статьи 30.10 КоАП РФ протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4-30.8 данного Кодекса.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьёй 15.15.15 КоАП РФ нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Прекращая производство по делу, судья районного суда признала установленным, что Зеленская Н.М. допустила нарушение порядка формирования муниципального задания при следующих обстоятельствах.

28 декабря 2022 года Зеленская Н.М., являясь должностным лицом – начальником Управления социальной политики городского округа Эгвекинот, допустила нарушение порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Школа-интернат п. Эгвекинот», а именно: в нарушение пункта 2.4 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Эгвекинот и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации городского округа Эгвекинот от 28 декабря 2015 года № 158-па (далее – Порядок формирования муниципального задания), срок, на который утверждено муниципальное задание, превышает срок, на который сформирован местный бюджет; в нарушение статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ) в пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 Муниципального задания имеется указание на административный регламент Управления социальной политики городского округа Эгвекинот исполнения муниципальной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», утвержденного постановлением главы городского округа Эгвекинот от 31 мая 2016 года № 101-пг, которое постановлением главы городского округа Эгвекинот от 26 декабря 2017 года № 93-пг признано утратившим силу.

При этом судьёй суда первой инстанции из описания административного правонарушения, содержащегося в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, исключено как не нашедшее своего подтверждения нарушение должностным лицом Зеленской Н.М. требований частей 4, 5 статьи 69.2 БК РФ, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ в части оказания образовательных услуг по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в отсутствии административных регламентов о предоставлении таких видов муниципальных услуг, и требований части 1 статьи 69.2 БК РФ, пункта 2.2 Порядка формирования муниципального задания об отсутствии в муниципальном задании категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги.

Придя к выводу о том, что указание в муниципальном задании утратившего силу нормативного акта фактически является технической ошибкой, а допущенные Зеленской Н.М. нарушения являются формальными, не причинили существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям, с учётом того, что фактически муниципальные задания утверждаются ежегодно, в связи с чем утверждение их на срок, превышающий срок, на который сформирован муниципальный бюджет, далее дословно: «не влекут нарушение порядка субсидировании бюджетных учреждений на финансовое обеспечение выполнения ими муниципальных заданий», судья районного суда признала совершённое Зеленской Н.М. деяние малозначительным.

Как следует из материалов дела, 28 декабря 2022 года начальником Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н.М. издан приказ № 384-од, которым утверждено муниципальное задание муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат поселка Эгвекинот» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Муниципальное задание) (л.д. 11).

В соответствии с частью 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

В соответствии со статьей 6 БК РФ для целей применения бюджетного законодательства применяются следующие понятия и термины: муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ); муниципальные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Эгвекинот и финансового обеспечения выполнения муниципального задания утверждён постановлением Администрации городского округа Эгвекинот от 28 декабря 2015 года № 158-па (далее – Порядок формирования муниципального задания) (л.д. 105-124).

Согласно пункту 2.4 Порядка формирования муниципального задания муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий установленному нормативными правовыми актами городского округа Эгвекинот сроку формирования бюджета городского округа.

Решением Совета депутатов городского округа Эгвекинот от 16 декабря 2022 года № 237 утверждён бюджет городского округа Эгвекинот на 2023 год.

Таким образом, утверждение муниципального задания на трёхлетний срок в рассматриваемом случае противоречит приведённым положениям Бюджетного кодекса РФ и Порядка формирования муниципального задания.

В силу статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставление государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данных Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 Муниципального задания указано об оказании муниципальной услуги в порядке административного регламента Управления социальной политики городского округа Эгвекинот исполнения муниципальной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», утвержденного постановление Главы городского округа Эгвекинот от 31 мая 2016 года № 101-пг.

Однако указанное постановление признано утратившим силу постановлением главы городского округа Эгвекинот от 26 декабря 2017 № 93-пг. Ссылку в Муниципальном задании на утратившее силу постановление, вопреки выводу судьи районного суда, нельзя признать технической ошибкой.

При таких обстоятельствах вывод судьи суда первой инстанции о том, что должностным лицом Зеленской Н.М. допущены нарушения порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот», выразившиеся в утверждении муниципального задания на срок, превышающий срок, на который сформирован местный бюджет, а также в указании в муниципальном задании административного регламента, утратившего силу, нахожу правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и подтверждённым исследованными доказательствами.

Вместе с тем исключение из описания события административного правонарушения отсутствия административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг в виде реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи обучающимся, а также неопределении категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги, нахожу ошибочным, а довод протеста прокурора о том, что Зеленской Н.М. допущены данные нарушения – заслуживающим внимания.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Из разделов 1, 2 части 1 Муниципального задания следует, что оно утверждено для оказания таких муниципальных услуг, как реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.

Вместе с тем административные регламенты о предоставлении таких видов муниципальных услуг не разработаны и не утверждены.

Перечень разработанных административных регламентов утвержден постановлением администрации городского округа Эгвекинот от 30 августа 2017 года № 199-па (в редакции постановления администрации городского округа Эгвекинот от 6 марта 2023 года № 172-па), в котором в перечне муниципальных услуг в сфере образования отсутствует указание на услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.

Выводы судьи суда первой инстанции о том, что образовательная деятельность не относится к муниципальным услугам, и о том, что отсутствует необходимость в наличии административного регламента оказания муниципальной услуги по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи обучающимся, являются ошибочными.

Как следует из распоряжения Правительства РФ от 14 августа 2019 года № 1797-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» образовательными услугами являются услуги, представляющие собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни.

Согласно части 1 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») финансовое обеспечение реализации образовательных программ в Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

При этом положениями статей 69.2 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления им субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется в том числе в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.

Общероссийские базовые перечни формируются и ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности исходя из положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, регулирующих оказание государственных и муниципальных услуг физическим лицам, являющихся основанием для включения государственной (муниципальной) услуги в общероссийский базовый перечень.

На основании норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в общероссийский перечень Минпросвещения России включены услуги по реализации образовательных программ, в целях оказания которых образовательным организациям утверждаются государственные (муниципальные) задания.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Данный вид образовательной программы отличается от основных общеобразовательных программ, имеет свою специфику, предназначен для лиц, имеющих особенности в развитии, в связи с чем данная программа должна предоставляться на основании специального административного регламента.

Вывод судьи в обжалуемом постановлении о том, что в Муниципальном задании указана категория получателей муниципальной услуги не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 Порядка формирования муниципального задания муниципальное задание должно содержать, в том числе определение категорий физических и юридических лиц, являющиеся потребителями соответствующих услуг.

Однако, в разделах 2, 3, 4 части 1 Муниципального задания указано, что получателями соответствующих услуг являются «физические лица» без указания на категории физических лиц.

При этом судья необоснованно принял во внимание указание категории физических лиц, являющихся потребителями муниципальных услуг, в разделе 1 части 1 Муниципального задания, в то время как прокурор не вменял в вину Зеленской Н.М. отсутствие указания на категорию физических лиц в разделе 1 части 1 Муниципального задания.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с абзацами 3, 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

В рассматриваемом случае совершённое правонарушение допущено в области финансов, затрагивает процесс утверждения муниципального задания по предоставлению муниципальных услуг в сфере образования, существенно нарушило охраняемые общественные отношения в бюджетной сфере.

Санкция статьи 15.15.15 КоАП РФ предусматривает значительный размер штрафа от 10 000 до 30 000 рублей, что наряду с установлением до двух лет срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения в области финансов, свидетельствует об особой защите государством данных правоотношений.

При таких обстоятельствах довод протеста прокурора об отсутствии оснований для освобождения Зеленской Н.М. от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния заслуживает внимания.

Учитывая изложенное, постановление судьи Иультинского районного суда подлежит отмене, а дело – направлению на новое рассмотрение в Иультинский районный суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

постановление судьи Иультинского районного суда от 31 июля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.15 КоАП РФ, в отношении должностного лица начальника Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н.М. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Иультинский районный суд.

Протест прокурора Иультинского района Калиниченко К.С. удовлетворить.

Судья суда Чукотского

автономного округа С.А. Принцев