ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-85/2023 от 31.07.2023 Иультинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-85/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Пеннер И.А., с участием и.о. прокурора <...><...>Кузнецова Г.С., должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Зеленской Н.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – начальника <...>Зеленской Н. М., <...> года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <...>, пгт <...><...>, <...>, в зарегистрированном браке не состоящей, иждивенцев не имеющей,

у с т а н о в и л:

должностное лицо – начальник Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленская Н.М. допустила нарушение порядка формирования муниципального задания, при следующих обстоятельствах.

<...>Зеленская Н.М., являясь должностным лицом – начальником Управления социальной политики городского округа Эгвекинот допустила нарушение порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Школа-интернат <...>» (далее - МБОУ «<...><...>»), а именно: в нарушение пункта 2.4 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Эгвекинот и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па (далее - Порядок), срок, на который утверждено муниципальное задание, превышает срок, на который сформирован местный бюджет; в нарушение статьи 3 Федерального закона от <...> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) в пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 Муниципального задания имеется указание на административный регламент Управления социальной политики городского округа Эгвекинот исполнения муниципальной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», утвержденного постановление Главы городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-пг, которое постановлением главы городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-пг признано утратившим силу.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Зеленская Н.М. в судебном заседании вину в указанном правонарушении признала частично, указав, что действительно муниципальное задание утверждено приказом Управления социальной политики городского округа Эгвекинот на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Но фактически эти муниципальные задания утверждаются ежегодно и действуют в текущем году, бюджетные средства распределяются на текущий год. Указание на утверждение задания на плановый период 2024 и 2025 годов допущено в связи с использованием формы документов, предусмотренной Порядком. В настоящее время указанное нарушение устранено, в муниципальное задание внесены изменения. Также внесены изменения в части ссылки в муниципальном задании на административный регламент, признанный утратившим силу. Данное нарушение допущено по невнимательности и является технической ошибкой. Какого-либо существенного вреда оно не причинило, нарушение порядка субсидирования муниципального учреждения не повлекло. В то же время не признает указанные в постановлении нарушения в части оказания муниципальных услуг по реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся без разработанного административного регламента, а также в части отсутствия категорий лиц, которым предоставляются услуги, поскольку образовательная деятельность МБОУ «Школа-интернат <...>» осуществляется в рамках основных общеобразовательных программ, которая является адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями, в связи с чем разработка отдельного административного регламента не требуется. Кроме того, Федеральным законом от <...> исключено понятие муниципальных услуг в сфере образования, которое заменено термином реализация образовательных программ. Соответственно, учебные учреждения в настоящее время реализуют образовательные программы, а не оказывают муниципальные услуги по предоставлению общедоступного образования. Относительно категорий, то невозможно предусмотреть какие конкретно ограниченные возможности имеются у обучающихся, с каждым ребёнком, обучающимся в МБОУ «Школа-интернат <...>», ведется индивидуальная работа по предоставлению ему образования, соответственно невозможно определить конкретную категорию обучающихся.

Участвующий в деле и.о. прокурора <...>Кузнецов Г.С. в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Зеленской Н.М. поддержал в полном объеме.

Выслушав объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Статьёй 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 6 БК РФ для целей применения бюджетного законодательства применяются следующие понятия и термины: муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ); муниципальные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) (часть 3 статьи 69.2 БК РФ).

Из содержания частей 4, 5 статьи 69.2 БК РФ следует, что через формирование муниципальных заданий решение вопросов местного значения осуществляется только на предоставление муниципальных услуг.

В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.

Перечень разработанных административных регламентов утвержден постановлением администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па (в редакции постановления администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па), в котором в перечне муниципальных услуг в сфере отсутствует указание на услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.

Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа Эгвекинот и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержден постановлением администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па.

В соответствии с пунктом 2.4 указанного Порядка, муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий установленному нормативными правовыми актами городского округа Эгвекинот сроку формирования бюджета городского округа.

Согласно пункту 2.2 Порядка, муниципальное задание должно содержать, в том числе, определение категорий физических и юридических лиц, являющиеся потребителями соответствующих услуг.

Решением совета депутатов городского округа Эгвекинот от <...>№ <...> утвержден бюджет городского округа Эгвекинот на 2023 год.

Приказом Управления социальной политики городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-од утверждено муниципальное задание МБОУ «Школа-интернат <...>» (далее – Муниципальное задание) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. Таким образом, срок на который утверждено муниципальное задание превышает срок, на который сформирован местный бюджет.

Согласно статье 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 Муниципального задания указано об оказании муниципальной услуги в порядке административного регламента Управления социальной политики городского округа Эгвекинот исполнения муниципальной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», утвержденного постановление Главы городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-пг, которое постановлением главы городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-пг признано утратившим силу.

Из представленного должностным лицом Зеленской Н.М. в судебном заседании приказа Управления социальной политики городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-од следует, что в приказ Управления социальной политики городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-од «Об утверждении муниципального задания МБОУ «Школа-интернат <...>» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» внесены изменения, наименование приказа изложено в следующей редакции «Об утверждении муниципального задания МБОУ «Школа-интернат <...>» на 2023 год», из муниципального задания в пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 исключена ссылка на утративший законную силу нормативный акт.

Таким образом, должностным лицом устранены вышеприведенных нарушения требований закона в добровольном порядке.

Факт совершения должностным лицом Зеленской Н.М. данного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <...>; приказом Управления социальной политики городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-од «Об утверждении муниципального задания МБОУ «Школа-интернат <...>» на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» с приложением Муниципального задания; постановлением Администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па «Об утверждении Реестра муниципальных услуг (функций) городского округа Эгвекинот» с приложением Реестра; постановлением Администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа Эгвекинот от <...>№ <...>-па «Об утверждении Реестра муниципальных услуг (функций) городского округа Эгвекинот» с приложением Реестра; актом проверки от <...>, проведенной прокуратурой <...> в отношении Управления социальной политики городского округа Эгвекинот; представлением прокурора <...> об устранении нарушений закона от <...>; ответом Управления социальной политики городского округа Эгвекинот от <...> на представление прокурора.

Оценив совокупность представленных в материалах дела доказательств в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, оснований не доверять им не нахожу, поскольку они получены в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, согласуются между собой, противоречий не имеют.

Действия должностного лица Зеленской Н.М. квалифицирую по статье 15.15.15 КоАП РФ, как нарушение порядка формирования муниципального задания.

Относительно допущенных нарушений требований частей 4, 5 статьи 69.2 БК РФ, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ в части оказания образовательных услуг по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в отсутствии административных регламентов о предоставлении таких видов муниципальных услуг, а также требований части 1 статьи 69.2 БК РФ, пункта 2.2 Порядка об отсутствии в муниципальном задании категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со статей 2 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В силу статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся: 1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; 2) основные профессиональные образовательные программы: а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки; ) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки; дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Таким образом, адаптированная образовательная программа относится к основным общеобразовательным программам, то есть образовательным программам дошкольного образования, образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования.

По этим основанием, разработка отдельного административного регламента оказания муниципальной услуги по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся не требуется. При этом образовательная деятельность в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ осуществляется по образовательным программам и не относится к муниципальным услугам.

Относительно отсутствия в муниципальном задании категории физических лиц, получателей муниципальной услуги, то вопреки доводам, изложенным в постановлении прокурора, в муниципальном задании отражена категория – физические лица с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Соответственно, какого-либо нарушения должностным лицом Зеленской Н.В. в этой части не допущено.

На основании вышеизложенного, полагаю необходимым исключить из описания административного правонарушения нарушение должностным лицом Зеленской Н.М. нарушение требований частей 4, 5 статьи 69.2 БК РФ, пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ в части оказания образовательных услуг по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в отсутствии административных регламентов о предоставлении таких видов муниципальных услуг, и требований части 1 статьи 69.2 БК РФ, пункта 2.2 Порядка об отсутствии в муниципальном задании категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги, прихожу к следующему выводу.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.9 КоАП РФ является общей нормой, не содержащей каких-либо ограничений применительно к конкретным составам административных правонарушений.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ <...> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из указанных разъяснений следует, что при решении вопроса о том, является ли административное правонарушение малозначительным, следует оценивать конкретные фактические обстоятельства дела об административном правонарушении.

К фактическим обстоятельствам настоящего дела, которые с достоверностью подтверждаются собранными доказательствами, относится то, что допущенные должностным лицом Зеленской Н.М. нарушения являются формальными, существенного вреда охраняемым общественным правоотношениями нее причинили, фактически муниципальные задания утверждается ежегодно, соответственно утверждение их на срок, превышающий срок, на который сформирован муниципальный бюджет, не влекут нарушение порядка субсидировании бюджетных учреждений на финансовое обеспечение выполнения ими муниципальных заданий, указание в муниципальном задании утратившего силу нормативного акта фактически является технической ошибкой.

Таким образом, при оценке деяния, совершенного должностным лицом Зеленской Н.М, как малозначительного, судьей учитывается тот факт, что в действиях должностного лица формально содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.15 КоАП РФ, однако вмененное ей правонарушение по своему характеру, объему, отсутствию последствий не повлекло существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что имеются основания для освобождения Зеленской Н.М. от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявлении ей устного замечания.

В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, а также объявлением ему устного замечания, будут достигнуты предупредительные цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

освободить должностное лицо - начальника Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н. М. от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и объявить ей устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Управления социальной политики городского округа Эгвекинот Зеленской Н. М. прекратить.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Иультинский районный суд Чукотского автономного округа либо непосредственно в суд Чукотского автономного округа.

Судья И.А. Пеннер