ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-862/19 от 26.08.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-862/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 августа 2019 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

при секретаре Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «РАССА» (<данные изъяты>) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении ООО «РАССА».

Как следует из представленных материалов, 13.02.2019 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) Калининградского таможенного поста (Центра электронного декларирования) декларантом ООО «РАССА» подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10012020/130219/0014594 для помещения под таможенную процедуру «свободная таможенная зона» иностранного товара, в том числе товара № 12: «средства для мытья кожи в виде жидкости или крема (не содержащие спирта, не для ветеринарии), жидкое мыло, расфасованное для розничной продажи в пластиковые емкости» торговой марки «CLOVIN» в количестве 563 шт. Страна происхождения – Польская Республика.

Декларантом заявлены следующие маркировки:

- «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID MILK & COCONUT» 500 мл;

- «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID FLOWERS» 500 мл;

- «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID MILK & COCONUT» 5 л;

- «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID GREEN TEA & LEMON» 5 л;

- «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID FLOWERS» 5 л;

- «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID GREEN TEA & LEMON» 500 мл.

Вышеуказанные товары являются объектами технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза № 799 от 23.09.2011.

Декларантом ООО «РАССА» в графе 44 ДТ указан документ, подтверждающий соблюдение мер технического регулирования, а именно декларация о соответствии от 07.02.2018 № ЕАЭС N RU Д–PL.АЖ16.В.15797 сроком действия до 06.02.2021, выданная органом по сертификации – ООО «ГАРАНТ».

В ходе таможенного контроля в форме таможенного досмотра установлено, что часть товара № 12 имеет маркировку «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID OCEAN FRESH», в емкостях по 500 мл в количестве 130 шт., упакованных в картонные коробки по 10 шт. в каждую, всего 13 коробок.

Согласно письму органа по сертификации ООО «ГАРАНТ» № 1 от 21.03.2019 декларация о соответствии распространяется только на ту продукцию, которая в ней поименована, а именно: жидкое мыло «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID MILK & COCONUT», «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID FLOWERS», «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID GREEN TEA & LEMON», с маркировкой «CLOVIN HANDY», изготовитель: CLOVIN S.A., Польская Республика.

Как следует из служебной записки ОТО и ЭК Калининградской областной таможни № 26-09/0330 от 26.03.2019, представленная обществом декларация о соответствии применима в отношении продукции, в ней поименованной. В отношении части товара № 12 ДТ, имеющего маркировку «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID OCEAN FRESH», указанная декларация о соответствии не применима, меры технического регулирования не соблюдены.

В выпуске указанного товара отказано на основании пп. 1 п. 1 ст. 118 ТК ЕАЭС, а именно: не выполнены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру, не соблюдены меры технического регулирования.

Декларантом ООО «РАССА» по указанным обстоятельствам представлено пояснение от 04.03.2019, что в отношении части товара, имеющего маркировку «CLOVIN HANDY ANTIBACTERIAL LIQUID OCEAN FRESH», отсутствуют разрешительные документы.

Таким образом, установлено, что ООО «РАССА» при таможенном декларировании представлены недействительные документы, а также заявлены недостоверные сведения о товарах, послужившие основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.

29.03.2019 года по данному факту таможенным органом в отношении ООО «РАССА» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ, по окончании административного расследования 29.04.2019 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят протоколом изъятия вещей и документов от 30.03.2019 и помещен на ответственное хранение на склад временного хранения ООО «Сириус» по адресу: <адрес>.

Законный представитель ООО «РАССА» в суд не явился, защитника не направил, извещался о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении надлежаще.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

На основании п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29.05.2014, для целей применения международных договоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Согласно п. 1 ст. 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.

На основании п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.

Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п.п. 2, 3 ст. 104 ТК ЕАЭС).

При таможенном декларировании применяется декларация на товары (п.п. 1 п. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС).

Формы таможенной декларации, структуры и форматы электронной таможенной декларации и электронных видов таможенной декларации на бумажном носителе и порядки их заполнения определяются Комиссией в зависимости от видов таможенной декларации, предусмотренных пунктом 1 статьи 105 ТК ЕАЭС, таможенных процедур, категорий товаров, лиц, их перемещающих через таможенную границу Союза (п. 5 ст. 105 ТК ЕАЭС).

Перечень сведений, подлежащих указанию в декларации на товары, определен п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС. Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, указаны в п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС. В частности, в декларации на товары указываются сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак (подп. 4 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС); о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (подп. 7 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС); о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру (подп. 8 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС); о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС (подп. 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Инструкция о порядке заполнения декларации на товары (далее - Инструкция) и форма декларации на товары, утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.

В соответствии с подп. 42 п. 15 раздела II Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»: в графе 44 «Дополнительная информация/представленные документы» декларации на товары указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ. Сведения о каждом документе указываются с новой строки с проставлением его кода в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, и через знак разделителя "/" - признака, подтверждающего представление либо непредставление документа при подаче ДТ, в том числе: номер, дата и срок действия (в случае если срок действия ограничен) документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, установленных действующим законодательством. Согласно видам документов коду «01191» соответствует «сертификат соответствия, декларация о соответствии».

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

В соответствии с п. 2 указанного Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:

а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 «О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования;

б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 620 «О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319»;

в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с ТК ЕАЭС;

5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Таким образом, при декларировании товаров по ДТ ООО «РАССА» были заявлены недостоверные сведения о товаре, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных требований технических регламентов.

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Как следует из примечания 2 к ст. 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, ООО «РАССА» должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, поэтому обязано было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «РАССА» требований, предусмотренных таможенным законодательством, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено. Общество имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не предприняло необходимых и достаточных мер для соблюдения закона, что повлекло совершение административного правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается:

- ДТ № 10012020/130219/0014594;

- декларацией о соответствии от 07.02.2018 № ЕАЭС N RU Д–PL.АЖ16.В.15797;

- актом таможенного досмотра от 16.02.2019;

- письменным пояснением ООО «РАССА» от 04.03.2019;

- служебной запиской ОТО и ЭК № 26-09/0330 от 26.03.2019;

- информационным письмом ООО «ГАРАНТ» от 21.03.2019;

- протоколом изъятия вещей и документов от 30.03.2019;

- протоколом об административном правонарушении от 29.04.2019, а также другими материалами дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, учитывая, что наличие события и состава административного правонарушения подтверждено вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, ООО «РАССА» подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является совершение административного правонарушения впервые, отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Оснований для освобождения общества от административной ответственности не усматриваю, совершенное ООО «РАССА» административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела, не может быть признано малозначительным.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом смягчающих ответственность ООО «РАССА» обстоятельств, считаю необходимым назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющего предметом административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «РАССА» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 30 марта 2019 и находящегося на хранении на складе временного хранения ООО «Сириус» по адресу: <адрес>.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева