ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-865/18 от 23.11.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

5-865/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г.Кемерово 23 ноября 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Кемерово Родина Е.Б.,

с участием законного представителя ООО «Биоиндустрия» ФИО1,

лица, составившего протокол об административном правонарушении – главного специалиста департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Биоиндустрия»,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Биоиндустрия» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:

В управление государственного надзора департамента поступили обращения жителей пгт. Промышленная, содержащие доводы о неблагоприятных условиях проживания, связанных с осуществлением ООО «Биоиндустрия» выбросов в атмосферный воздух дурнопахнущих веществ.

Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области в своем письме от **.**.****###-со указало, что основная производственная деятельность ООО «Биоиндустрия» направлена на переработку пищевых свежезамороженных отходов (рыбных) и производство готовых кормов для животных (рыбная мука, рыбий жир). Согласно проекту ПДВ валовые выбросы в целом по предприятию выбрасываются в объеме 44,20339 т/год. Перечень вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу, характеризован выбросами от сжигания каменного угля, работы котельного оборудования, что подтверждается справкой департамента от **.**.****###-ос. ООО «Биоиндустрия» имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ###/атмПрмД от **.**.**** и приказ об утверждении нормативов выбросов от **.**.****###-рд, где источниками загрязнения установлены дымовые трубы от котлов по сжиганию каменного угля и разрешение выдано для загрязняющих веществ от сжигания каменного угля: азота диоксид, азота оксид, углерод (сажа) сера оксид углерода оксид бензапирен. Согласно разрешению на выброс, указанного выше, ООО «Биоиндустрия» имеет право выбрасывать в атмосферный воздух указанные в разрешении вещества в установленном объеме, при этом выброс вредных (загрязняющих) веществ, не включенных в разрешение, запрещен.

Согласно методическим указаниям по расчету количественных характеристик выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от основного технологического оборудования рыбоперерабатывающих предприятий выбросы рыбоперерабатывающих предприятий характеризуются многокомпонентностью и наличием неприятного запаха. Вредные (загрязняющие) вещества, выделяемые при переработке рыбного сырья в жиромучном производстве (азота диоксид, аммиак, ацетон, взвешенные вещества, диметиламин, диметилсульфид, кислота валериановая, метилмеркаптан, пентанол, пропаналь, пыль рыбной муки (по белку), пыль растительного происхождения, сероводород, серы диоксид, углерода оксид, фенол) в перечне разрешенных к выбросу ООО «Биоиндустрия» отсутствуют.

В судебном заседании законный представитель ООО «Биоиндустрия» ФИО1 полагал, что основания для привлечения ООО «Биоиндустрия» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, отсутствуют. Пояснил, что производство корма для животных осуществляется путем переработки отходов, в том числе и рыбного сырья, производство в цехе ООО является закрытым, специальное оборудование – конденсатор соковых паров (ДКАСВ фильтр) обеспечивает очистку воздуха от всех загрязняющих веществ, неоднократно ООО проверялось Росприроднадзором, Роспотребнадзором, прокуратурой, никаких нарушений не было выявлено, указывает, что при подготовке документов на деятельность государственными органами не указывалось на необходимость получения разрешения на выброс иных веществ, кроме заявленных в разрешении. Полагает, что доказательств вины ООО в совершении правонарушения не имеется, должностное лицо ФИО2 не может самостоятельно определить источник выбросов, указанное не входит в ее должностные полномочия. При вынесении протокола должностным лицом использовались методические рекомендации ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые относятся к производству открытого типа, то есть когда сырье проходит процесс обработки не в трубе, а на открытых площадках машин, указанные методические рекомендации не могут быть применены к ООО «Биоиндустрия». Полагает, что неприятный запах исходит от озера, а также от свалки, находящейся в непосредственной близости от здания ООО. Вещества, обнаруженные в воздухе, могут происходить от разложения тел животных на территории свалки. Считает, что замеры воздуха произведены в нарушение нормативных документов, так как не указано, на основе каких нормативных актов производились данные исследования. Значения обнаруженных веществ отмечены звездочкой в приложении к протоколу лабораторных испытаний, соответственно, равны нулю. Пояснил, что в помещении ООО имеется приточка воздуха, вытяжки не имеется, вентиляция осуществляется естественным путем.

В судебном заседании лицо, вынесшее протокол об административном правонарушении - главный специалист департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ФИО2 настаивала на привлечении ООО «Биоиндустрия» к административной ответственности по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ. Пояснила, что методические рекомендации 1989 г. можно использовать в данном случае, так как состав рыбы не изменился с указанного года, кроме того, согласно перечню, утвержденному НИИ «Атмосфера», указанные методические рекомендации входят в перечень методических рекомендаций, которые подлежат использованию. Полагает, что загрязняющие вещества попадают в атмосферу из вентиляционных выбросов от производственных помещений ООО.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, изучив представленные видеоматериалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи8.21КоАПРФвыброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - отставосьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22 Федерального закона № 7-ФЗ). Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» № 96-ФЗ от 04.05.1999 года в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством РФ, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха. Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду должна осуществляться на основе, в том числе, принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также исходя из требований в области охраны окружающей среды (абз. 8, 13 ст. 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.1999 года «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Согласноч.1ст. 14 указанного Закона, выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектовРоссийскойФедерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном ПравительствомРоссийскойФедерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 96-ФЗ юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. При этом источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, перечни вредных (загрязняющих) веществ, перечни вредных физических воздействий на атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, для организаций, городских и иных поселений, субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 года № 1316-р утвержден перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, в этот перечень входят, в том числе, азота диоксид, аммиак, ацетон, взвешенные вещества, диметиламин, диметилсульфид, кислота валериановая, метилмеркаптан, пентанол, пропаналь, пыль рыбной муки (по белку), пыль растительного происхождения, сероводород, серы диоксид, углерода оксид, фенол.

Вина юридического лицо ООО «Биоиндустрия» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21 ч.1 КоАП РФ, подтверждается собранными и исследованными в судебном заседании материалами административного производства, а именно:

- протоколом об административном правонарушении ###АР/08/18 от **.**.****,

- протоколами опроса ЛИЦО_1, ЛИЦО_2, ЛИЦО_3, ЛИЦО_4, ЛИЦО_5, ЛИЦО_6, проживающих или работающих в пгт. Промышленная, вблизи ООО «Биоиндустрия», опрошенные лица указали, что неприятный запах появился в 2017 году в летнее время, зимой ООО «Биоиндустрия» не работала, запаха не было. С февраля 2018 года запах появляется регулярно при изменении ветра в сторону поселка. Пахнет неприятно, тухлой рыбой, рыбьими кишками. Возможность поступления запаха со свалки все опрошенные лица исключили, поскольку во время работы цеха ООО «Биоиндустрия» пахнет очень специфически, запах рыбных отходов, с запахом свалки или канализации не похож,

- протоколом ###АР/08/18 от **.**.**** об осмотре принадлежащих юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в ходе которого установлено, что оборудование не работало, производственный процесс, связанный с выпуском рыбной муки и рыбьего жира не осуществлялся. Было установлено, что ООО «Биоиндустрия» имеет два цеха в одном из которых устроена морозильная камера для сырья, установка для загрузки сырья, паровой котел цеха по производству кормов, помещение, где установлен отопительный котел. В помещении второго цеха установлена линия по изготовлению рыбной муки и жира. От вакуум-выпарной установки через стену проходит труба, которая соединена с охладительной установкой, расположенной с левой стороны от ворот цехов. Охладительная установка выполнена в виде емкости 60м3, сверху которой установлена квадратная емкость с распылительными форсунками внутри. Из форсунок горячая вода и пар распыляются естественным способом, охлаждаются и стекают в нижнюю емкость, откуда возвращаются в цех. При высоких температурах атмосферного воздуха вода и пар дополнительно охлаждаются в градирне посредством обдува вентилятором. Как резервное охлаждение установлен Чиллер, который работает по принципу кондиционера. На момент осмотра охладительные установки не работали. От котлов (отопительного и парового) выходят трубы для отвода дымовых газов от сжигания угля. В цехе производства продукции при открытых дверях и отсутствии производственного процесса ощущался неприятный специфический рыбный запах. Согласно пояснениям законного представителя ООО «Биоиндустрия» ФИО1 проветривание цеха при включении оборудования осуществляется посредством открывания дверей и включении приточного вентилятора, вмонтированного в стену. При осмотре проводилась видеосъемка на камеру мобильного телефона,

- сертификатом соответствия ###,

- сертификатом соответствия ###,

- разрешением ###/атмПрмД на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от **.**.****###с приложениями,

- приказом ###-рд от **.**.**** об установлении нормативов выбросов.

В рамках проведения административного расследования на **.**.**** была назначена экспертиза определением от **.**.****###АР/08/18. Проведение экспертизы не состоялось в связи с поломкой оборудования. **.**.**** был проведен осмотр помещений цехов ООО «Биоиндустрия» осмотр зафиксирован протоколом осмотра от **.**.****, в ходе проведения которого производилась видеосъемка.

Срок проведения расследования был продлен определением от **.**.**** №30АР/08/18.

**.**.**** была повторно назначена экспертиза определением №30АР/08/18 на **.**.****. По прибытии на территорию экспертной организации с лицом, осуществляющим производство по делу, производственный процесс, связанный с загрузкой сырья, производства продукции (рыбной муки и рыбьего жира) не осуществлялся. По данному факту возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ.

Управлением Роспотребнадзора в рамках производства по делам об административных правонарушениях проводились лабораторные испытания проб воздуха на границе сан.зоны ООО «Биоиндустрия» по определению содержания специфических веществ, характерных для жиромучного производства. Согласно представленным сведениям (письмо от **.**.****### с приложением) в пробах воздуха наблюдается увеличение загрязняющих веществ с подветренной стороны по отношению к пробам с наветренной стороны. Согласно протоколу лабораторных испытаний от **.**.****### содержание Аммиака и Метантиола(метилмеркаптана) в пробах с подветренной стороны увеличивается по отношению к пробам с наветренной стороны от цеха ООО «Биоиндустрия». Пробы воздуха были отобраны в период времени с 19-30 **.**.**** до 14-20 **.**.****, при этом направление ветра изменялось с восточного на юго-восточный. Пробы воздуха были отобраны на границах санзоны, согласно письма Роспотребнадзора от **.**.****###-со расчетная санзона ООО «Биоиндустрия» составляет 300 метров. Данное обстоятельство указывает на осуществление выбросов вредных загрязняющих веществ Метантиола (метилмеркаптана) и Аммиака ООО «Биоиндустрия».

Таким образом, стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ: азота диоксид, аммиак, ацетон, взвешенные вещества, диметиламин, диметилсульфид, кислота валериановая, метилмеркаптан, пентанол, пропаналь, пыль рыбной муки (по белку), пыль растительного происхождения, сероводород, серы диоксид, углерода оксид, фенол в атмосферный воздух являются в том числе помещения цехов ООО «Биоиндустрия» и емкость для охлаждения от вакуум-выпарной установки. Данные источники негативного воздействия и загрязняющие вещества не включены в разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №3/атмПрмД от **.**.**** и не включены в приказ об утверждении нормативов выбросов от **.**.****###-рд.

Действия ООО «Биоиндустрия» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.21ч.1КоАП РФ, так как в нарушение требований нормативно-правовых актов ООО «Биоиндустрия»осуществляло стационарными источниками (помещение цехов ООО «Биоиндустрия» и емкость для охлаждения от вакуум-выпарной установки) выбросы в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ азота диоксид, аммиак, ацетон, взвешенные вещества, диметиламин, диметилсульфид, кислота валериановая, метилмеркаптан, пентанол, пропаналь, пыль рыбной муки (по белку), пыль растительного происхождения, сероводород, серы диоксид, углерода оксид, фенол в отсутствии утвержденных нормативов ПДВ и утвержденного специального разрешения на выбросы.

Факты проведенных ранее проверок деятельности ООО не могут повлиять на наличие состава правонарушения, тем более представителем ООО представлены результаты проверок проектной документации (л.д. 177-184, 186-187, 225-234), что не может влиять на отсутствие выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

При проведении административного расследования и составлении протокола должностным лицом использовались методические указания по расчету количественных характеристик выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от основного технологического оборудования рыбоперерабатывающих предприятий, М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что не противоречит требованиям закона. Данные методические указания разрешены к использованию в 2018 году, что следует из перечня методик, используемых в 2018 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного АО «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (л. 18 указанного перечня).

Довод о том, что неприятный запах исходит от свалки, находящейся в непосредственной близости от здания ООО «Биоиндустрия», а также ссылка на экспертное заключение по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований, измерений и испытаний (л.д. 160-161), согласно выводам которого содержание определяемых веществ в атмосферном воздухе не превышает предельно допустимые концентрации, что соответствует требованиям СанПиН, судом отвергается как основанный на неверном толковании закона. Соответствие концентрации обнаруженных веществ в атмосферном воздухе предельно допустимым концентрациям не может свидетельствовать о том, что выброс указанных веществ юридическое лицо может осуществлять без соответствующего разрешения. Исходя из протокола лабораторных испытаний от **.**.**** (л.д. 30-33), с наветренной стороны ООО «Биоиндустрия» концентрация веществ больше, чем с подветренной, при юго-восточном, восточном направлении ветра.

Доводы представителя ООО о том, что запах исходит от свалки, от разложения тел животных, о том, что специальное оборудование - конденсатор соковых паров (ДКАСВ фильтр) обеспечивает очистку воздуха от всех загрязняющих веществ, опровергаются исследованными доказательствами. Так, согласно протоколам лабораторных испытаний от **.**.****, от **.**.****, от **.**.****, от **.**.**** (л.д. 64-77) аммиака, метантиола в атмосферном воздухе как с подветренной, так и с наветренной стороны не содержалось. В тоже время, как следует из протокола лабораторных испытаний от **.**.**** (л.д. 30-33), указанные вещества обнаружены в атмосферном воздухе, в том числе при юго-восточном направлении ветра. Учитывая, что по пояснениям участников процесса свалка находится в непосредственной близости со зданием ООО «Биоиндустрия» длительный период времени, с каждым годом увеличивается в объемах, указанное свидетельствует, по мнению суда, о том, что указанная концентрация веществ происходит в воздухе от выбросов именно ООО «Биоиндустрия».

Довод представителя ООО о том, что значения обнаруженных веществ отмечены звездочкой в приложении к протоколу лабораторных испытаний, соответственно, равны нулю (л.д. 31), судом отвергается как основанный на неверном толковании закона. Так, согласно примечанию, выделенному «звездочкой» в протоколе лабораторных испытаний, на основании п. **.**.**** «Вычисление результата измерений» РД ###: результаты измерений, составляющие менее 1/3 нижнего предела диапазона определяемых концентраций, считаются недостоверными и принимаются за нуль. Согласно таблице, представленной к протоколу (столбец ПДКсс), предельно допустимая концентрация аммиака составляет 0,04 мг/м3, метантиола (метилмеркаптана) – 0,006 мг/м3, в то время как обнаруженные в воздухе концентрации указанных веществ составляют большую величину, чем предельно допустимая, соответственно, приниматься за нуль не могут.

Представитель ООО считает, что замеры воздуха произведены в нарушение нормативных документов, так как не указано, на основе каких нормативных актов производились данные исследования. Указанную позицию суд отвергает, так как судом установлено, что протоколы лабораторных исследований представлены ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» на основании определения Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области ### АР/08/18 об истребовании сведений. В приложениях к протоколам указаны нормативные документы на метод определения, в частности Методика измерений массовой концентрации серо- и азотсодержащих органических соединений в атмосферном воздухе газоанализатором ГАНК-4. ###, Методика выполнения измерений массовой концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе газоанализатором ГАНК-4. ###

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2КоАПРФ, уполномоченным должностным лицом.

Срок привлечения ООО «Биоиндустрия» к административной ответственности не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

При определении вида и размера наказания, в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых правонарушений, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

С учетом изложенного, суд считает возможным назначить ООО «Биоиндустрия» наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «Биоиндустрия»виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ.

Назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления, о наложении административного штрафа в законную силу в соответствии со следующими банковскими реквизитами:

УФК по Кемеровской области (Департамент природных ресурсов и экологииКемеровской области)

ИНН <***> КПП 420501001

Банк-получатель: Отделение Кемерово

БИК 043207001

р/счет <***>

КБК 010 1 16 25050 01 0000 140.

ОКТМО 32 701 000

Назначение платежа: (л/с <***>) Денежные взыскания (штрафы) за нарушениезаконодательства в области охраны окружающей среды

Сведения о взыскателе: департамент природных ресурсов и экологии Кемеровскойобласти, 650099, г. Кемерово, ....

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Е.Б. Родина