ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-867/2022 от 16.03.2022 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0017-01-2022-000632-22

№ 5-867/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кузнецк Пензенской области 16 марта 2022 года

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Брюзгин С.А.,

с участием ст. помощника прокурора г. Кузнецка Пензенской области Филиппенковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кузнецке административное дело в отношении

ИП Кевры С.В., <данные изъяты>

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Кевра С.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

В комиссионном магазине «<данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>», индивидуальный предприниматель Кевра С.В. (ИНН 632313932402, ОГРНИП 320631300007559) (далее – ИП Кевра С.В.), в рамках ведения предпринимательской деятельности вступает с гражданами в договорные отношения, именуемые им комиссионными.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИПКевра С.В. является торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (код: 47.79). Дополнительным видом деятельности ИП Кевра С.В. является, в том числе: торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами (код: 47.79.3), торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах (код: 47.77), предоставление займов и прочих видов кредита (код: 64.92).

Договоры, заключаемые с потребителями, являются типовыми и содержат одинаковые для всех условия, за исключением цены реализации товара.

Прокуратурой выборочно проверены договоры комиссии от 17.12.2021 № е00141758, от 21.12.2021 №№ е00142686, е00142683, е00142684, от 25.12.2021 № е00143579, от 13.01.2022 № е00148349.

В соответствии с пунктом 1.1. указанных договоров ИП Кевра С.В. (комиссионер) обязуется по поручению комитента совершить сделку по реализации имущества комитента, переданного на реализацию комитентом от своего имени, но за счет комитента, который в свою очередь обязуется уплатить комиссионеру комиссионное вознаграждение в размере, предусмотренным настоящим договором.

В пункте 1.6. договоров закреплено, что выплата стоимости реализуемого имущества осуществляется комиссионером комитенту не позднее трех дней после реализации имущества.

Пунктами 3.1.-3.3. договоров предусмотрено, комитент вправе в любое время отказаться от исполнения настоящего договора, отменив данное комиссионеру поручение. Комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения.

В случае отмены поручения комитент обязан в течение одного дня распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имущества. В противном случае комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента.

Продать его по возможно более выгодной для комитента цене либо обратить имущество в свою собственность выплатив комитенту его стоимость определенную настоящим договором.

Комиссионер не в праве отказаться от исполнения настоящего договора.

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере, исходя из времени нахождения имущества комитента на реализации, и составляет 0,40 % от цены реализации имущества указанной в пункте 1.1. настоящего договора за каждый день нахождения имущества на реализации, что составляет 22 руб. в день.

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В силу статьи 999 Гражданского кодекса Российской Федерации по исполнении поручения комиссионер обязан представить отчет комитенту и передать ему все полученное по договору комиссии.

Принимая во внимание, что сторонами сделок являлись физические лица, к отношениям с ними подлежат применению Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами бывшими в употреблении, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Несмотря на это, лица, которые воспользовались услугами ИП Кевра С.В. по адресу: <адрес> комиссионным магазином «<данные изъяты>», получали денежные средства за переданные на комиссию вещи уже в момент заключения договора комиссии, а не после реализации этих вещей покупателям, что подтверждается следующими документами: от 21.12.2021 №№ е00142686, е00142683, е00142684, от 25.12.2021 № е00143579, от 13.01.2022 № е00148349, объяснениями лиц, с которыми заключены вышеуказанные договоры, а именно: ФИО1 от 21.12.2021, ФИО2 от 13.01.2022, ФИО3 от 25.12.2021.

Изложенное свидетельствует о том, что ИП Кевра С.В. авансирует комитентов, сразу выплачивая им достигнутую стоимость переданного на комиссию имущества и фактически предоставляя им возможность возвратить полученную сумму с учетом комиссионного вознаграждения.

Согласно пункту 1 статьи 358 Гражданского кодекса принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ИП Кевра С.В. под видом комиссионной деятельности осуществляет систематическую деятельность по извлечению прибыли от размещения денежных средств среди населения под залог движимых вещей, которая урегулирована Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее по тексту - Закон № 196-ФЗ).

Согласно частям 1 и 1.1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму (часть 2 статьи 2 Закона № 196-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

В силу частей 2 и 3 той же статьи договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Кроме того, в договор включены положения, касающиеся возмездного хранения вещи, неполученной комитентом по истечении срока договора комиссии. В пункте 6.2 договоров указано, что в случае не реализации переданного на комиссию имущества в установленные настоящим договором сроки и если ни одна из сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении или прекращении, то договор считается пролонгированным на 30 календарных дней с комиссионным вознаграждением 0,8% от цены реализации имущества указанной в пункте 1.1. настоящего договора за каждый день нахождения имущества на реализации, что составляет 16 руб.

Однако, правила о последствиях невостребованности вещи, равно как и условия об авансировании реализации комиссионной вещи не отвечают правовой природе договора комиссии, а напротив, характерны для договора займа в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 196-ФЗ.

Изложенные требования законодательства в совокупности с установленными в ходе проверки обстоятельствами указывают на то, что ИП Кевра С.В. ведет неправомерную деятельность, заключая притворные договоры комиссии, фактически прикрывая отношения, возникающие из деятельности ломбардов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013
№ 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Федеральный закон № 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 353-ФЗ под потребительским кредитом (займом) понимаются денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа)), в том числе с лимитом кредитования.

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ и статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правом на осуществление деятельности ломбардов, обладают лишь специализированные юридические лица - некредитные финансовые организации.

С учетом изложенного, лицо, не обладающее статусом кредитной организации или некредитной финансовой организации, в частности ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что ИП Кевра С.В. занимался профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов в качестве индивидуального предпринимателя, не имея на это право, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - адрес фактического осуществления деятельности ИП Кевра С.В.: <адрес>», комиссионный магазин «<данные изъяты>».

Время совершения правонарушения – выявлено в ходе проведения проверки с 13.01.2022 по 28.01.2022.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ИП Кевра С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заказной корреспонденцией. Представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Частями 1, 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

При этом согласно разъяснению, приведенному в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 г. N 343.

Из материалов дела следует, что извещение о месте и времени рассмотрения протокола об административном правонарушении, направлено сторонам заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу их регистрации, что согласуется с положениями статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, судом были приняты необходимые меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, созданы условия, необходимые для осуществления этим лицом права на защиту.

Ст. помощник прокурора г. Кузнецка Пензенской области Филиппенкова М.В. в судебном заседании постановление поддержала, просила назначить Кевре С.В. наказание согласно санкции статьи.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора г. Кузнецка Пензенской области, считает, что вина Кевры С.В. полностью доказана, в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.56 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судом установлено, что в комиссионном магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, индивидуальный предприниматель Кевра С.В. (ИНН 632313932402, ОГРНИП 320631300007559) (далее – ИП Кевра С.В.), в рамках ведения предпринимательской деятельности вступает с гражданами в договорные отношения, именуемые им комиссионными.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ИПКевра С.В. является торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах (код: 47.79). Дополнительным видом деятельности ИП Кевра С.В. является, в том числе: торговля розничная прочими бывшими в употреблении товарами (код: 47.79.3), торговля розничная часами и ювелирными изделиями в специализированных магазинах (код: 47.77), предоставление займов и прочих видов кредита (код: 64.92).

Договоры, заключаемые с потребителями, являются типовыми и содержат одинаковые для всех условия, за исключением цены реализации товара.

Прокуратурой выборочно проверены договоры комиссии от 17.12.2021 № е00141758, от 21.12.2021 №№ е00142686, е00142683, е00142684, от 25.12.2021 № е00143579, от 13.01.2022 № е00148349.

В соответствии с пунктом 1.1. указанных договоров ИП Кевра С.В. (комиссионер) обязуется по поручению комитента совершить сделку по реализации имущества комитента, переданного на реализацию комитентом от своего имени, но за счет комитента, который в свою очередь обязуется уплатить комиссионеру комиссионное вознаграждение в размере, предусмотренным настоящим договором.

В пункте 1.6. договоров закреплено, что выплата стоимости реализуемого имущества осуществляется комиссионером комитенту не позднее трех дней после реализации имущества.

Пунктами 3.1.-3.3. договоров предусмотрено, комитент вправе в любое время отказаться от исполнения настоящего договора, отменив данное комиссионеру поручение. Комиссионер вправе требовать возмещения убытков, вызванных отменой поручения.

В случае отмены поручения комитент обязан в течение одного дня распорядиться своим находящимся в ведении комиссионера имущества. В противном случае комиссионер вправе сдать имущество на хранение за счет комитента.

Продать его по возможно более выгодной для комитента цене либо обратить имущество в свою собственность выплатив комитенту его стоимость определенную настоящим договором.

Комиссионер не в праве отказаться от исполнения настоящего договора.

Пунктом 4.1. договора предусмотрено, что комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение в размере, исходя из времени нахождения имущества комитента на реализации, и составляет 0,40 % от цены реализации имущества указанной в пункте 1.1. настоящего договора за каждый день нахождения имущества на реализации, что составляет 22 руб. в день.

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В силу статьи 999 Гражданского кодекса Российской Федерации по исполнении поручения комиссионер обязан представить отчет комитенту и передать ему все полученное по договору комиссии.

Принимая во внимание, что сторонами сделок являлись физические лица, к отношениям с ними подлежат применению Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами бывшими в употреблении, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Несмотря на это, лица, которые воспользовались услугами ИП Кевра С.В. по адресу: <адрес>», комиссионным магазином «<данные изъяты>», получали денежные средства за переданные на комиссию вещи уже в момент заключения договора комиссии, а не после реализации этих вещей покупателям, что подтверждается следующими документами: от 21.12.2021 №№ е00142686, е00142683, е00142684, от 25.12.2021 № е00143579, от 13.01.2022 № е00148349, объяснениями лиц, с которыми заключены вышеуказанные договоры, а именно: ФИО1 от 21.12.2021, ФИО2 от 13.01.2022, ФИО3 от 25.12.2021.

Изложенное свидетельствует о том, что ИП Кевра С.В. авансирует комитентов, сразу выплачивая им достигнутую стоимость переданного на комиссию имущества и фактически предоставляя им возможность возвратить полученную сумму с учетом комиссионного вознаграждения.

Согласно пункту 1 статьи 358 Гражданского кодекса принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что ИП Кевра С.В. под видом комиссионной деятельности осуществляет систематическую деятельность по извлечению прибыли от размещения денежных средств среди населения под залог движимых вещей, которая урегулирована Федеральным законом от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее по тексту - Закон № 196-ФЗ).

Согласно частям 1 и 1.1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму (часть 2 статьи 2 Закона № 196-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

В силу частей 2 и 3 той же статьи договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Кроме того, в договор включены положения, касающиеся возмездного хранения вещи, неполученной комитентом по истечении срока договора комиссии. В пункте 6.2 договоров указано, что в случае не реализации переданного на комиссию имущества в установленные настоящим договором сроки и если ни одна из сторон после истечения срока действия договора не заявит о его расторжении или прекращении, то договор считается пролонгированным на 30 календарных дней с комиссионным вознаграждением 0,8% от цены реализации имущества указанной в пункте 1.1. настоящего договора за каждый день нахождения имущества на реализации, что составляет 16 руб.

Однако, правила о последствиях невостребованности вещи, равно как и условия об авансировании реализации комиссионной вещи не отвечают правовой природе договора комиссии, а напротив, характерны для договора займа в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 196-ФЗ.

Изложенные требования законодательства в совокупности с установленными в ходе проверки обстоятельствами указывают на то, что ИП Кевра С.В. ведет неправомерную деятельность, заключая притворные договоры комиссии, фактически прикрывая отношения, возникающие из деятельности ломбардов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013
№ 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Федеральный закон № 353-ФЗ) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 353-ФЗ под потребительским кредитом (займом) понимаются денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа)), в том числе с лимитом кредитования.

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ и статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правом на осуществление деятельности ломбардов, обладают лишь специализированные юридические лица - некредитные финансовые организации.

С учетом изложенного, лицо, не обладающее статусом кредитной организации или некредитной финансовой организации, в частности ломбарда, не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что ИП Кевра С.В. занимался профессиональной деятельностью по предоставлению потребительских займов в качестве индивидуального предпринимателя, не имея на это право, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.56 КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения - адрес фактического осуществления деятельности ИП Кевра С.В.: <адрес>,
<адрес>», комиссионный магазин «<данные изъяты>».

Время совершения правонарушения – выявлено в ходе проведения проверки с 13.01.2022 по 28.01.2022.

Частью 1 ст. 14.56 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), в том числе обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, не имеющими права на ее осуществление.

В соответствии с пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

В силу статьи 999 Гражданского кодекса Российской Федерации по исполнении поручения комиссионер обязан представить отчет комитенту и передать ему все полученное по договору комиссии.

Согласно пункту 1 статьи 358 Гражданского кодекса принятие от граждан в залог движимых вещей, предназначенных для личного потребления, в обеспечение краткосрочных займов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами.

Согласно частям 1 и 1.1 статьи 2 ФЗ от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму (часть 2 статьи 2 Закона № 196-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 196-ФЗ по условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

В силу частей 2 и 3 той же статьи договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» под потребительским кредитом (займом) понимаются денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа)), в том числе с лимитом кредитования.

Согласно статье 4 Федерального закона № 353-ФЗ профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В силу части 1 статьи 2 Закона № 196-ФЗ и статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правом на осуществление деятельности ломбардов, обладают лишь специализированные юридические лица - некредитные финансовые организации.

Вина Кевры С.В. подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами: решением о проведении проверки № 1 от 11.01.2022; письменными объяснениями ФИО4 от 13.01.2022; свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе в отношении Кевры С.В.; картой специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями; уведомлением о постановке физического лица в налоговом органе от 23.01.2020; листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23.01.2020; уведомлением о постановке на специальный учет юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, и присвоении ему учетного номера от 02.03.2020; выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № ИЭ9965-22-9053527 от 13.01.2022, согласно которой основным видом деятельности ИП Кевра С.В. является торговля розничная бывшими в употреблении товарами в магазинах; договором аренды от 01.12.2021 и актом приема-передачи помещения к нему; письменными объяснениями ФИО3 от 24.01.2022; договором комиссии № е00143579 от 25.12.2021, заключенным с ФИО5; расходным кассовым ордером № 97489 от 25.12.2021; письменными объяснениями ФИО1 от 24.01.2022; договором комиссии № е00142686 от 21.12.2021, заключенным с ФИО1; расходным кассовым ордером № 96523 от 21.12.2021; договором комиссии № е00142683 от 21.12.2021, заключенным с ФИО1; расходным кассовым ордером № 96520 от 21.12.2021; договором комиссии № е00142684 от 21.12.2021, заключенным с ФИО1; расходным кассовым ордером № 96521 от 21.12.2021; письменными объяснениями ФИО2 от 24.01.2022; договором комиссии № е00148349 от 13.01.2022, заключенным с ФИО2; расходным кассовым ордером № 3476 от 13.01.2022; договором комиссии № е00140328 от 11.12.2021, заключенного с ФИО6; расходным кассовым ордером № 93989 от 11.12.2021; договором комиссии № е00142072 от 18.12.2021, заключенным с ФИО7; расходным кассовым ордером № 95870 от 18.12.2021; договором комиссии № е00141758 от 17.12.2021, заключенным со ФИО8; расходным кассовым ордером № 95537 от 17.12.2021; актом о результатах проверки исполнения законодательства, соблюдения законодательства о потребительском кредите (займе), гражданского законодательства, законодательства о ломбардах от 24.01.2022 с приложением фотографий; представлением об устранении нарушений законодательства о потребительском вредите (займе), гражданского законодательства, законодательства о ломбардах от 24.01.2022; письменными объяснениями Кевры С.В. от 28.01.2022.

Исследовав и оценив в совокупности приведенные доказательства, суд считает, что вина Кевры С.В. нашла свое подтверждение, его действия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ КоАП РФ, поскольку он совершил осуществление предусмотренной законодательством о потребительском кредите (займе) деятельности по предоставлению потребительских кредитов (займов), будучи индивидуальным предпринимателем, не имеющим права на ее осуществление.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ суд признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность, наличие на иждивении у Кевры С.В. двоих малолетних детей.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность Кевры С.В.., суд полагает, что достижение целей административного наказания может быть обеспечено путем назначения ему наказания в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ИП Кевру С.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.56 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: УФК по Пензенской области (Прокуратура Пензенской области), ИНН 5836010138, КПП 583701001, л/с 04551463830, р/с 40101810222020013001, Отделение Пенза, БИК 045655001, ОКТМО 56701000, КБК 1 16 01141 01 9000 140, паспорт <данные изъяты>.

Неуплата административного штрафа в срок, превышающий 60 суток с момента вступления постановления в законную силу, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: С.А. Брюзгин