ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-871/18-7 от 26.10.2018 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 5-871/18-7

Петрозаводский городской суд

(г. Петрозаводск, ул. Красная, 33)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

26 октября 2018 года г. Петрозаводск

Резолютивная часть постановления

объявлена 23 октября 2018 г.

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Деготь Наталия Евгеньевна при секретаре Соснович С.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении

ФИО2, <данные изъяты>

у с т а н о в и л :

ФИО2, являясь временно исполняющей обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия (далее – Управления), юридическим адресом которого является: <...>, фактическим – <...>, в нарушение ч.1 ст.6, ч.1 ст.22 Федерального закона от 17января1992года N2202-1 «О прокуратуре» не выполнила требование заместителя прокурора Республики Карелия от 27.07.2018 года о выделении специалиста для отбора проб продукции и их последующего исследования во время проведения проверки прокуратурой города Петрозаводска, 30.07.2018 года направив в ответ на требование прокурора письменный ответ, в результате чего 09.08.2018 г. в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Петрозаводска, специалист, полномочный отбирать пробы продукции и проводить исследования, отсутствовал.

ФИО2 и ее защитники Мартынов И.А., Таравкова Н.Д. в судебном заседании вину ФИО2 во вменяемом правонарушении не признали, пояснив, что последняя исполнила требование прокурора, выделив специалиста Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия для оказания экспертно-аналитической (консультативной) помощи при проведении проверки прокуратурой города Петрозаводска. Указали на то, что Управление проводит надзорные мероприятия с привлечением экспертной организации в рамках полномочий, представленных органам Роспотребнадзора Федеральным законом № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и КоАП РФ, посредством проведения проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или административного расследования. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что прокурорская проверка не инициировалась и не проводилась, в связи с чем требование прокурора утрачивает свою легитимность. Неисполнение такого требования не образует состав правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ. Кроме того, отбор проб продукции и их исследование входит в компетенцию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», являющегося самостоятельным юридическим лицом. Использование выделенных Учреждению денежных средств на нужды иных органов, кроме Управления, законодательством РФ и государственным заданием не предусмотрено и приведет к невозможности осуществления Управлением запланированных надзорных мероприятий. По требованию прокурора Управлением Роспотребнадзора по Республики Карелия специалист Управления был выделен и участвовал в прокурорской проверке. Руководитель Управления не наделен организационно-распорядительными функциями в отношении должностных лиц экспертных организаций. Кроме того, в постановлении прокурора неверно определено время и место совершения вменяемого административного правонарушения. Объяснения ФИО1 являются недопустимым доказательством.

Представители прокуратуры Филиппова И.М., Волкова Е.А., Красников К.Ю. в судебном заседании изложенное в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении поддержали, указав, что ФИО2, являясь руководителем территориального органа федерального органа исполнительной власти, контролирующего соблюдение санитарного законодательства, требований к качеству продукции, по требованию прокурора обязана была направить специалиста, который уполномочен отобрать пробы продукции и обеспечить последующее их исследование в рамках прокурорской проверки. Выделение специалиста экспертной организации также входит в ее компетенцию, поскольку Управление контролирует, организует и координирует деятельность ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия». О таких согласованных действиях говорит и регламент взаимодействия территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и федеральных государственных учреждений здравоохранения – центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, и сложившаяся практика выделения специалистов по иным проверкам за последние годы. Проверка проводилась прокуратурой в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре».

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1, главный специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, пояснила, что ей стало известно о том, что она будет участвовать в проверке прокуратуры г. Петрозаводска. Предметом проверки являлась нестационарная розничная торговля. Объем ее полномочий, определенный Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия, - оказание консультативной помощи. Ей было известно, что Управлению Роспотребнадзору предлагалось провести изъятие продукции и экспертизу, это же говорили на совещание в прокуратуре. В ходе проверки проверяли физических лиц и индивидуального предпринимателя. В ходе проверки на вопросы представителя прокуратуры она отвечала. Ей не предлагали изымать пробы. Сама она не может произвести отбор проб, поскольку не владеет методиками отбора проб. Может лишь составить протокол изъятия с привлечением аккредитованной организации. Вправе назначать экспертизы.

Несмотря на непризнание вины ФИО2, ее виновность подтверждается постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, копией письма №07-30-2018 от 27.07.2018г., адресованному врио Управления Роспотребнадзора по РК, копией письма № 07-30-2018 от 27.07.2018г., адресованному прокурору г. Петрозаводска, фототаблицей, скриншотами с сайта https://stolicaonego.ru, копией письма №02/5953 от 30.07.2018г., копией ответа от 17.08.2018г., копией протокола совещания по вопросу проведения проверки соблюдения на территории Петрозаводского городского округа санитарно-эпидемиологического законодательства от 06.08.2018г., копией приказа о временном возложении обязанностей руководителя Управления Роспотребнадзора по РК № 499-л/о от 21.06.2016г., копией Приказа Роспотребнадзора по РК № 712 от 09.07.2012г. «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК», копией Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК, выпиской из ЕГРЮЛ, копией Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», другими материалами дела.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Статьей 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федерального закона) предусмотрено, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В силу п. 1 ст. 22 указанного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (п.1 ст. 21 Федерального закона).

К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (п.13 ст. 21 Федерального закона).

Из анализа положений статей 6, 21, 22 указанного Федерального закона следует, что прокурор вправе требовать выделения специалистов соответствующих органов, обладающих специальными познаниями, для участия в проверках прокуратуры с предоставлением ими по окончанию участия в прокурорских проверках соответствующей информации (справок, заключений, актов обследования и т.д.) о нарушениях, необходимой для принятия мер прокурорского реагирования. При этом прокурор обращается к руководителю соответствующего государственного органа, организации, учреждения, к ведению которого относится осуществление контроля (надзора) в проверяемой сфере правовых отношений, о выделении такого специалиста на срок, необходимый для установления, исследования обстоятельств совершения правонарушения, требующего специальных познаний.

В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утв. Приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 N 712, Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п.8.1), федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей (п.8.18). С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, должностные лица Управления имеют право: применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (п.8.34); проводить отбор для исследований и испытаний проб, образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, товаров, предназначенных для реализации и реализуемых потребителям, воздуха, воды и почвы (п.8.37); осуществлять организацию работы, координацию и контроль за деятельностью территориальных отделов Управления, федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия" (п.8.48).

Согласно должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, утвержденному руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 15.10.2012 г., с которым 27.06.2016 г. ознакомлена ФИО2, в соответствии со своей компетенцией гражданский служащий обязан самостоятельно принимать управленческие решения по организации и осуществлению общего руководства и контроля за деятельностью Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, его территориальных отделов, по координации и контролю за деятельностью ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» (п.п. «а» п.3.2).

Согласно Уставу ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» (далее - Учреждение) руководитель Учреждения планирует деятельность Учреждения по согласованию с Управлением Федеральной службы по Республике Карелия (п.20.11).

Таким образом, анализ указанных норм права и актов, регламентирующих деятельность Управления и Учреждения, в их совокупности, позволяет прийти к выводу о законности требования прокурора о выделении специалиста для участия в надзорных мероприятиях прокуратуры при проверке соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, отбора и последующего исследования проб продукции, выяснения возникших в ходе проверки вопросов, адресованного Управлению Роспотребнадзора по Республике.

Из представленных материалов дела следует, что ФИО2, являясь врио руководителя территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и имеющая полномочия на выделение специалиста ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» для осуществления отбора проб продукции и их исследования, такого специалиста по требованию прокурора не выделила, участия его в проверке не обеспечила.

Отсутствие в требовании прокурора указания на выделение для участия в проверке специалиста ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» не является основанием для вывода о незаконности требования. Данный вывод основан на том, что врио руководителя Управления, исходя из требуемого объема полномочий специалиста, необходимого в ходе проверки, вправе был определить специалиста, которого следует выделить для проведения проверки, либо из Управления, в случае, если бы такой специалист имелся в Управлении, либо специалиста Учреждения с учетом того, что деятельность Учреждения Управлением организуется и координируется. С учетом представленных доказательств, положений, регламентирующих деятельность Управления, должностного регламента привлекаемого к ответственности лица у судьи не имеется оснований полагать, что врио руководителя Управления не вправе был обеспечить участия в ходе проверки прокуратуры специалиста ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия».

Обеспечение участия в проверке прокуратуры специалиста Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, в чьи должностные обязанности не входит отбор проб продукции, их исследование, не может свидетельствовать об исполнении требования прокурора.

С учетом всех исследованных доказательств у судьи отсутствуют основания полагать, что Управлению предлагалось выделить специалиста для проведения проверки не прокуратурой, а иным административным органом, в том числе Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия, что могло бы явиться основанием для вывода о незаконности проведенной проверки.

Ссылки стороны защиты на возможность проведения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний на основе государственного заданий, сформированного для реализации контрольно-надзорных функций Управления, с учетом положений, регламентирующих деятельность Управления и Учреждения, не исключают участия специалистов Учреждения в проверках, проводимых прокуратурой.

То обстоятельство, что в требовании прокуратуры отсутствовало указание на лицо, подлежащее проверке, достаточным основанием для того, чтобы не выделить требуемого специалиста, а также основанием для вывода о незаконности такой проверки, не являлось в связи с тем, что объективными данными не подтверждалось. Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия отказ в предоставлении специалиста таким обстоятельством не мотивировало, в своем распоряжении не имело документов, на основании которых проводилась проверка. Оценка последующего проведения проверки прокуратурой, оформления ее результатов не имеет правового значения для решения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях привлекаемого к ответственности лица состава правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, поскольку указанные события имели место после события правонарушения.

С учетом исследованных доказательств, содержания ответа должностного лица на требование прокурора, фактического отсутствия требуемого специалиста в ходе проверки прихожу к выводу об умышленном невыполнении требований прокурора должностным лицо при наличии у него полномочий на выполнение требований прокурора.

В постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении существенных процессуальных нарушений, в том числе в части указания времени, места совершения правонарушения, влекущих за собой прекращение производства по делу, не нахожу.

Таким образом, судья приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 состава правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Данных, свидетельствующих о малозначительности допущенного правонарушения, не имеется.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, степень вины, данные о личности ФИО2, <данные изъяты>, и приходит к выводу, что в отношении ФИО2 возможно назначить наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л :

Признать ФИО2 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: <***> в Отделение - Национальный банк Республики Карелия. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Прокуратура Республики Карелия), ИНН <***>, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000. Код дохода (КБК) 41511690010016000140.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Н.Е.Деготь