5-871/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Болдонова А.И., при секретаре Ильиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «БайкалГеоПроект» по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «БайкалГеоПроект» при совершении 12 операций с драгоценными металлами допущены нарушения требований Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в связи с чем должностным лицом Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному округу составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «БайкалГеоПроект».
В судебном заседании защитник ООО «БайкалГеоПроект» Орлова О.В. с нарушением не согласилась, просила прекратить производство по делу, указывая, что проверка фактически проведена органами ФСБ незаконно, в отсутствие соответствующих полномочий, также Межрегиональным управлением федеральной пробирной палаты по Дальневосточному округу в отношении ООО «БайкалГеоПроект» неправомерно составлен протокол об административном правонарушении, общество не было уведомлено о проверке, не имело времени выработать позицию защиты, квалифицированно возражать, иметь защитника, считает, что пропущен срок давности привлечения к административной ответственности по сделке, совершенной 12.02.2020 г. На вопросы суда пояснила, что работники общества проходили обучение и инструктаж по нормам о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, но своевременно не учли изменения в законодательстве, направили в Росфинмониторинг сведения о совершенных операциях с денежными средствами на сумму более 600000 рублей, но не направили по тем же самым сделкам сообщения об операциях с имуществом (драгоценными металлами), считая, что сведения о движении имущества - драгоценных металлов по тем же сделкам предоставлять в Росфинмониторинг не были должны, в настоящее время предоставляют сведения как об операциях с денежными средствами, так и об операциях с имуществом (драгоценными металлами), но считает, что, поскольку, общество должно соблюдать законы, так и ФСБ и Федеральная пробирная палата также должны их соблюдать, чего сделано данными органами не было при проведении в отношении общества проверки.
Суд, выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 2 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 ст. 15.27 указанного Кодекса, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе организации, осуществляющие куплю-продажу драгоценных металлов, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
Подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в ст. 6 Закона.
В силу подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, а по своему характеру относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 года № 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о предоставлении информации организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Положения о предоставлении информации организации и индивидуальные предпринимателя предоставляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию, указанную в подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
Как следует из материалов дела, при осуществлении добычи драгоценных металлов (золото) общество проводит операции по реализации (купле-продаже) указанных ценностей.
По итогам проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, административным органом выявлен факт нарушения ООО «БайкалГеоПроект» требований Федерального закона № I 15 ФЗ и Положения о предоставлении информации.
Так, 9 февраля 2021 года на основании поступивших из УФСБ России по Республике Бурятия материалов должностным лицом Межрегиональным управлением Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному округу в отношении ООО «БайкалГеоПроект» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Судом установлено, что ООО «БайкалГеоПроект» не представило в уполномоченный государственный орган сведений по двенадцати операциям купли-продажи драгоценных металлов (золота), подлежащим обязательному контролю, т.е. сведения по которым в Федеральную службу по финансовому мониторингу не направлялись (подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ), при продаже драгоценных металлов:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>.
По стоимости сделки купли-продажи драгоценных металлов превышали 600 000 рублей, с учетом приведенных положений Федерального закона № 115-ФЗ такие операции подлежали обязательному контролю, и сведения о совершении указанных сделок подлежали предоставлению в компетентный орган.
Таким образом, в рассматриваемый период обществом совершено 12 сделок, подлежащих обязательному контролю, в рамках которых в силу приведенных выше требований Федерального закона № 115-ФЗ и Положения о предоставлении информации обществу следовало направить в установленный срок соответствующую информацию в общем количестве - 24 сообщения в уполномоченный орган.
Между тем, обществом сформировано и направлено только 12 электронных сообщений по форме ФЭС1-ФМ об операциях с денежными средствами, что следует из сводной таблицы по сделкам общества и не отрицалось защитником ООО «БайкалГеоПроект» Орловой О.В. в судебном заседании.
Следовательно, обществом документально не зафиксировано и не представлено в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведений по 12 вышеуказанным операциям с имуществом (драгоценными металлами), подлежащим контролю.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ООО «БайкалГеоПроект» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях ООО «БайкалГеоПроект» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Виновность ООО «БайкалГеоПроект» подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; справкой о результатах проверки ООО «БайкалГеоПроект»; уставом ООО «БайкалГеоПроект»; выпиской из ЕГРЮЛ; уведомлением о постановке ООО «БайкалГеоПроект» на специальный учёт в ФКУ «Пробирная палата России»; картой специального учёта; приказом № об утверждении перечня должностей, обязанных проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма; документам о прохождении обучения по указанным вопросам, договорами купли-продажи золота №, актами приема золота <данные изъяты> и счетами-фактурами о поставках золота в <данные изъяты>, копиями платёжных поручений по договорам; сводной таблицей по сделкам, совершённым организацией за проверяемый период; иными материалами дела; кроме того, защитником ООО «БайкалГеоПроект» Орловой О.В. в судебном заседании не отрицались приведенные выше допущенные обществом нарушения требований Федерального закона № 115-ФЗ и Положения о предоставлении информации.
Ссылка защитника ООО «БайкалГеоПроект» Орловой О.В. на то, что ООО «БайкалГеоПроект» направило в Росфинмониторинг сведения о совершенных операциях с денежными средствами на сумму 600000 рублей и более, что при этом общество не посчитало необходимым направлять по тем же самым сделкам сообщения об операциях с имуществом (драгоценными металлами), основана на ошибочном толковании норм права.
Статьей 3 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Поскольку действия общества направлены на совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов, указанные операции, сумма которых превышала 600 000 рублей, подлежали обязательному контролю и сведения о них - направлению в соответствующий орган.
Согласно информационному письму Федеральной службы по финансовому мониторингу от 10 февраля 2016 года N 50 в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Следовательно, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат, с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.
Сведения о таких операциях, совершаемых клиентом организации, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ подлежат документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем их совершения, что обществом сделано не было.
Доводы защитника Орловой О.В. (юриста ООО «БайкалГеоПроект») о нарушении права на защиту, на отсутствие возможности квалифицированно возражать, суд считает несостоятельными, извещение – вызов должностного лица на 29.03.2021 г. на составление протокола об административном правонарушении приняла именно юрист общества Орлова О.В. заблаговременно 23.03.2021 г., ходатайств об отложении даты составления протокола не заявила, сам протокол об административном правонарушении составлен 29.03.2021 г. в присутствии генерального директора ООО «БайкалГеоПроект», которым никаких замечаний при составлении протокола заявлено не было.
Согласно подпункту 15 пункта 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, кроме того, протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Федеральной пробирной палаты на основании поступивших из УФСБ по Республике Бурятия материалов в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.
В силу статьи 10 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению.
Органы федеральной службы безопасности имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей, за исключением случаев, когда федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности (пункт «м» статьи 13 Закона о ФСБ).
Поскольку деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в силу ч. 5 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 191 частями четвертой и пятой, 192 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органов федеральной службы безопасности.
Таким образом, целями деятельности органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью являются противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, связанных с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, а также незаконного оборота драгоценных металлов, нарушения правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» на ФСБ России возложены функции по организации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с легализацией преступных доходов.
Таким образом, в силу названных норм в соответствии органы федеральной службы безопасности имели право получать информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности задач, также обнаружив признаки административного правонарушения в отношении ООО «БайкалГеоПроект», напротив были обязаны передать имеющиеся материалы в Федеральную пробирную палату.
Довод защитника Орловой О.В. о пропуске срока давности привлечения к административной ответственности по сделке, совершенной 12.02.2020 г., на вывод о виновности ООО «БайкалГеоПроект» в совершении административного правонарушения не влияет, с учетом установленных и приведенных выше обстоятельств совершенного обществом правонарушения.
При назначении наказания обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, судом не установлено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства совершенного административного правонарушения, отношение ООО «БайкалГеоПроект» к содеянному, суд считает необходимым применить к нему меру административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Данная мера наказания, по мнению суда, будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оснований для освобождения ООО «БайкалГеоПроект» от административной ответственности либо для прекращения производства по делу судом также не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «Байкалгеопроект» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: А.И. Болдонов