ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-872/20 от 30.08.2021 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

5-872/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нерюнгри 30 августа 2021 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Голованова Л.И.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Строим сами», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

В ходе внесения сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в систему «Мониторинг» поднадзорных организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты административным органом выявлено, что ООО ООО «Строим сами» не представило в Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, в связи с эксплуатацией опасного производственного объекта «Участок механизации» в срок, установленный Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". В срок до ДД.ММ.ГГГГ общество не представило в территориальный орган Ростехнадзора отчет об осуществлении производственного контроля на предприятии за соблюдением требований промышленной безопасности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела по надзору за подъемными сооружениями и государственного строительного надзора Ленского управления Ростехнадора ФИО3 в отношении ООО «Строим сами» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Законный представитель – директор ООО «Строим сами» ФИО2 в судебном заседании пояснил, что кран, являющийся опасным производственным объектом, был продан в 2018 году. ДД.ММ.ГГГГ Общество направило в Ростехнадзор заявление на снятие с учета опасного производственного объекта крана.

Суд, выслушав объяснения законного представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту – Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

При этом пункт 2 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предписывает, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ростехнадзора от 11.12.2020 г. № 518 утверждены Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, пунктом 1 которых определено, что сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору или ее территориальные органы в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе.

Аналогичные требования содержались в Приказе Ростехнадзора № 25 от 23.01.2014 г., утратившего силу с 01.01.2021 г.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что каждая организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, сведения о котором зарегистрированы в соответствующем государственном реестре, обязана в установленном порядке и сроки сдавать сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.

При этом регистрация опасного производственного объекта, по общему правилу, носит уведомительный характер.

Так, в соответствии с пунктом 3 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1371 от 24.11.1998 г. (далее – Правила регистрации) для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Согласно пункту 7 Правил регистрации исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления (за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта) эксплуатирующих его организации или индивидуального предпринимателя в случаях: ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 11 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04. 2019 № 140 (далее - Административный регламент), результатом предоставления государственной услуги является, в том числе изменение сведений, связанных с исключением опасного производственного объекта (далее – ОПО) из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации.

Согласно пункту 12 Административного регламента регистрация ОПО в Реестре, оформление и выдача свидетельства о регистрации, исключение ОПО из Реестра, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (изменения характеристик ОПО; изменения, связанные с исключением ОПО в связи со сменой эксплуатирующей организации), осуществляются в срок, не превышающий 20 (двадцати) рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления от заявителя в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора.

Пункт 23 Административного регламента предусматривает, что для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристик ОПО, изменение адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению N 2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.

Таким образом, включение объекта в государственный реестр, исключение его из такого реестра, изменение сведений об объекте осуществляется по инициативе эксплуатирующей организации и носит уведомительный характер. Следовательно, если эксплуатирующая организация не обращалась с соответствующим заявлением об исключении объекта из государственного реестра (изменении сведений об объекте), то в таком случае предполагается, что эксплуатация данного объекта продолжается и за организацией сохраняется обязанность по исполнению требований, установленных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Однако из пояснений директора ООО «Строим сами» ФИО2 в судебном заседании следует, что кран, являющийся опасным производственным объектом, был продан обществом в 2018 году. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ общество направило в ФИО1 заявление на снятие с учета опасного производственного объекта крана.

В подтверждение своих доводов суду представлено заявление в адрес Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ООО «Строим сами» просило аннулировать регистрацию автокрана в связи с его продажей другому владельцу.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Строим сами» (продавец) и ФИО6) был заключен договор купли-продажи автомобиля . Согласно данному договору продавец обязуется передать покупателю, а покупатель обязуется принять и оплатить транспортное средство – автомобиль ТС NКС2002S111S, автокран, 1992 года выпуска.

Актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что продавец переда, а покупатель принял технически исправный автомобиль.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное заявление с прилагаемыми документами было направлено посредством электронной почты в адрес Ленского управления Ростехнадзора.

Из письма Ленского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что у эксплуатирующей организации - ООО «Строим сами» снято с учета одно подъемное сооружение – гидравлический автомобильный кран

Согласно письму Ленского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ объект «Участок механизации» (рег. Номер А73-01339-0001) исключен из государственного реестра опасных производственных объектов ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, как следует из материалов дела, оборудование, в отношении которого была проведена проверка, снято с регистрации в Ростехнадзоре.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п.2 ч.1, п. 1 ч.1.1. ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Так, согласно п. 2 части 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Поскольку в рассматриваемой ситуации отсутствует признак объективной стороны состава административного правонарушения, а именно – нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ООО «Строим сами» вины в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 части 1 статьи 24.5, ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Строим сами», прекратить по пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС (Якутия) Л.И. Голованова