Дело № 5-873/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Смоленск
Резолютивная часть постановления оглашена 30.11.2018
Полный текст постановления изготовлен 03.12.2018
Федеральный судья Промышленного районного суда г. Смоленска Волкова О.А. (214001, <...>), при секретаре Мещановой Н.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
06.06.2018 УУП УМВД России по г. Смоленску ст. л-т полиции ФИО8 составлен протокол 67/3/133506 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО7
Согласно представленному протоколу, 05.05.2018, в период времени с 14:00 до 15:30, гражданин ФИО7 нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия, принял участие в публичном мероприятии в сочетании форм шествия, демонстрации, митинга от магазина «Кругозор» <...> г. Смоленска по заранее запланированному маршруту до площадки возле памятника Н.В. Крыленко возле <...> в г. Смоленске, не согласованном с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 09.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а именно: не выполнил неоднократные законные требования представителя Администрации г. Смоленска ФИО9 и сотрудника полиции ФИО10 товой А.Н. о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
06.06.2018 материал направлен для рассмотрения в Промышленный районный суд г. Смоленска.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности - ФИО7 вину в совершении административного правонарушения не признал, указал, что он не знал о том, что мероприятие, проводимое 05.05.2018 не согласовано с органом местного самоуправления. Предупреждений о незаконности мероприятия ни со стороны УМВД, ни со стороны Администрации города, он не слышал. Сам он действовал в пределах закона, был участником мероприятия, следил за безопасностью.
Защитник ФИО7 – Лавриненков А.А. поддержал позицию привлекаемого, указав, что ФИО7 о несогласованности митинга не знал. Обратил внимание, что участники митинга вели себя мирно, не нарушая общественного порядка. Указал, что в действиях ФИО7 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП УМВД России по г. Смоленску старший лейтенант полиции ФИО8 в судебном заседании указал, что ФИО7 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Представитель УМВД России по г. Смоленску ФИО11 считает, что в действиях ФИО7 имеется состав вмененного правонарушения. Зам.начальника УМВД ФИО12 совместно с представителем Администрации г. Смоленска ФИО9 предупреждали шествие о том, что митинг несанкционирован и не согласован.
Заслушав объяснения явившихся лиц, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья..., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В силу статьи 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
Согласно указанной норме участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 09.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что 05.05.2018, в период времени с 14:00 до 15:30, гражданин ФИО7 нарушил установленный порядок проведения публичного мероприятия, принял участие в публичном мероприятии в сочетании форм шествия, демонстрации, митинга от магазина «Кругозор» <...> г. Смоленска по заранее запланированному маршруту до площадки возле памятника Н.В. Крыленко возле <...> в г. Смоленске, не согласованном с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления, в нарушение п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 09.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
ФИО7 не выполнил неоднократные законные требования представителя Администрации г. Смоленска ФИО1 и сотрудника полиции ФИО2 о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии.
06.06.2018 УУП УМВД России по г. Смоленску ст. л-т полиции ФИО3 составлен протокол 67/3/133506 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО7
Согласно письменным объяснениям ФИО1, отобранным 11.05.2018 последний является заместителем председателя комитета по местному самоуправлению Администрации г. Смоленска, в его обязанности входит, в том числе, прием и подготовка документов для принятия решения о согласовании публичных мероприятий, подготовка ответов по принятым решениям. О том, что 05.05.2018 намечается публичное мероприятие с 14 час. до 17 час. в форме шествия от магазина «Кругозор» по ул. Октябрьской революции г. Смоленска до памятника Н.В.Крыленко между домами № 21 и 22 по ул. Коммунистическая г. Смоленска и о проведении там митинга, согласований от ФИО4 не имелось. Он как представитель Администрации г. Смоленска находился в этот день около магазина «Кругозор» с целью обеспечения соблюдения требований федерального законодательства в части законности проведения публичных мероприятий. Около 14 час. возле магазина начали собираться граждане с шариками и флагами. Он предупредил собравшихся о несогласованности мероприятия и просил отказаться от его проведения, предупредил об административной ответственности. Находящийся среди собравшихся молодой человек, построил собравшихся в колонны и повел за собой, по заранее запланированному маршруту. В процессе продвижения колонны он и сотрудник полиции ФИО2 неоднократно повторяли требования о прекращении несанкционированного шествия. Колонна подошла к памятнику Н.В. Крыленко, где был организован и проведен митинг.
Согласно письменным объяснениям ФИО2, отобранным 14.05.2018, она является заместителем начальника отдела охраны общественного порядка УМВД России по г. Смоленску. 05.05.2018, с 13 час. 30 мин., находилась возле магазина «Кругозор» <...> г. Смоленска с целью недопущения проведения несанкционированных публичных мероприятий. Возле магазина собрались молодые люди, ФИО4 раздал им красные воздушные шары, построил в колонну. Представитель Администрации г. Смоленска ФИО1 через громкоговоритель предупредил собравшихся, что шествие несанкционированно и не согласовано, просил всех разойтись. Сама она непосредственно через громкоговоритель предупредила граждан об ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ. Собравшиеся на просьбы разойтись не реагировали, построились в колонны и Лавриненков повел их по ранее запланированному маршруту до площади между <...> по ул. Коммунистическая г. Смоленска. Участники шествия были предупреждены о проведении в данном месте культурно –массовых мероприятий. Однако колонна заняла площадку около памятника Н.В. Крыленко между д. 21 и 22 по ул. Коммунистическая г. Смоленска, где ФИО4 был проведен митинг несогласованный с Администрацией г. Смоленска.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждаются СД - диском с видеозаписью указанного публичного мероприятия, из которого усматривается, что предупреждения о несанкционированности мероприятия неоднократно звучали от сотрудника Администрации города. ФИО7 присутствовал на несогласованном мероприятии, на нем была надета футболка зеленого цвета.
Как следует из материалов дела, ФИО4, являясь организатором публичного мероприятия, 20.04.2018 направил в Администрацию г.Смоленска уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия по маршруту от площадки по ул. Октябрьской Революции, 13 (м-н Кругозор) далее – ул. Николаева, пр-т ФИО13, ул. Браклая-де-Толли – ул. М.Жукова – ул. Коммунистическая между домами №№ 17,17а,19, 22 с проведением там митинга. Цель публичного мероприятия – «Публичное свободное выражение общественного мнения граждан по поводу свободы мысли и слова человека и гражданина в РФ, свободных и честных выборов, бедности и неравенства граждан, свободы СМИ, свободы интернета, блокировки «Telegram» Роскомнадзором, политических заключенных, коррупции чиновников всех уровней власти». Предполагаемое количество участников мероприятия – 500 человек. В данном уведомлении ФИО7 расписался как лицо, уполномоченное организатором публичного мероприятия, на выполнение распорядительных функций по его организации и проведению.
23.04.2018 организатору публичного мероприятия – ФИО4 Администрацией г.Смоленска дан ответ, согласно которому проведение шествия по указанному в уведомлении маршруту невозможно, поскольку пешеходная зона по пр-ту ФИО13 (от ул. Николаева до пл. Победы) узкая и колонна для прохождения шествия в 500 человек будет занимать всю тротуарную площадку, что значительно затруднит движение других граждан, а также вызовет большое количество жалоб с их стороны; проезжая часть по проспекту ФИО13 является магистральной улицей общегородского значения, в связи с чем, ограничение движения на значительное время затруднит движение в городе; на маршруте движения шествия расположены остановки общественного транспорта, что является нарушением в соответствии с п. 2 ст. 4 закона Смоленской области от 21.12.2012 № 99-з «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Смоленской области».
ФИО4 с учетом сведений уполномоченного органа предложено изменить место проведения митинга: г. Смоленск, пешеходная площадка в сквере по ул. Попова (в 20 метрах от здания бывшего кинотеатра «Малютка» (ул. Попова, д. 11).
23.04.2018 ФИО4 в Администрацию г.Смоленска вновь подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия: от площадки напротив здания по адресу: ул. Окт. Революции, д. 13 (магазин Кругозор), с пересечением проезжей части ул. Николаева, на светофоре поворота направо (ул. Николаева, д. 4) и движения прямо по тротуару до светофора, не пересекая проезжую часть (пр-т ФИО13), далее поворота налево и движения прямо по тротуару вдоль домов (пр-т ФИО13, <...> движения по прямой, пересечения ул. Дзержинского, движения в подземный переход с выходом к «Парку пионеров» и далее по тротуару прямо по ул. Барклая-де-Толли до пересечения с ул. М. Жукова, на пешеходном переходе пересечения проезжей части, далее движения прямо по тротуару по ул. М. Жукова и до площадки между домами 17, 17a, 19 и 22 по ул. Коммунистическая. В данном уведомлении ФИО7 расписался как лицо, уполномоченное организатором публичного мероприятия, на выполнение распорядительных функций по его организации и проведению.
25.04.2018 организатору публичного мероприятия – ФИО4 Администрацией г. Смоленска дан ответ, согласно которому уведомление от 23.04.2018 совпадает по целям, месту и времени проведения с уведомлением от 20.04.2018.
26.04.2018 ФИО4 вновь направлены уведомления о проведении вышеуказанных мероприятий с указанием на несогласие с отказом в их согласовании и намерением обратиться в суд.
Согласно письму Администрации г.Смоленска от 27.04.2018 ФИО4 повторно проинформирован, что проведение шествия по указанному в его уведомлениях маршруту невозможно.
Решением Ленинского районного суда г.Смоленска от 28.04.2018 административный иск ФИО4 удовлетворен частично, признан незаконным ответ Администрации г. Смоленска от 25.04.2018 на уведомление ФИО4 от 23.04.2018 в части недоведения до сведения Лавриненкова А.А., как организатора публичного мероприятия, предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05.05.2018 шествия. На Администрацию г. Смоленска возложена обязанность восстановить нарушенные права ФИО4, путем доведения до его сведения обоснованного предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05.05.2018 шествия.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 04.05.2018 решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 28.04.2018 отменено в части признания незаконным ответа Администрации г. Смоленска от 25.04.2018 № 35-327 исх. на уведомление ФИО4 от 23.04.2018 в части не доведения до сведения ФИО4, как организатора публичного мероприятия, предложения об ином месте (маршруте) проведения запланированного на 05 мая 2018 шествия и возложении на Администрацию г. Смоленска обязанности восстановить нарушенные права ФИО4 путем доведения до его сведения обоснованного предложения об ином месте (маршруте) проведения указанного шествия, в данной части принято новое решение, которым в удовлетворении указанного требования отказано.
28.04.2018 в отношении ФИО4 прокурором Заднепровского района г.Смоленска вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона.
Сведения о проведении публичного мероприятия в запланированных цели и форме, в том числе сканированные ответы Администрации г. Смоленска об отказе в его согласовании в период с 13.04.2018 размещались в сети «Интернет».
Таким образом, судья приходит к выводу, что публичное мероприятие, проводившееся 05.05.2018 в сочетании форм шествия, демонстрации, митинга от магазина «Кругозор» <...> г.Смоленска до д.22 ул. Коммунистической г.Смоленска являлось несанкционированным, не было должным образом согласовано с местными органами власти.
Правомерность действий Администрации г. Смоленска по отказу в согласовании вышеуказанного публичного мероприятия также подтверждена вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 04.05.2018 с учетом положений ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ.
ФИО7 принимал участие в несанкционированном шествии 05.05.2018.
Как следует из разъяснений, данных в п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.
Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая вышеприведенные разъяснения законодательства, то обстоятельство, что состав административного правонарушения является формальным, в данном случае невыполнение законного требования представителя Администрации г.Смоленска и сотрудника полиции прекратить участие в несанкционированном публичном мероприятии (п. 1 ч. 3 Закона о публичных мероприятиях) образует в действиях ФИО7 состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Принимая во внимание наличие не отмененного на момент шествия отказа органа власти в согласовании публичного мероприятия в заявленном месте, действия сотрудников органа местного самоуправления и полиции, и их требования, обращенные к собравшимся надлежит считать законными.
Поскольку в данном случае организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан во время передвижения, производилось с использованием плакатов, и иных средств наглядной агитации, суд соглашается с квалификацией административным органом действий ФИО7 и в части участия проведения публичного мероприятия в сочетании с формой демонстрации.
Факт предупреждения ФИО7, как участника проводимого 05.05.2018 несанкционированного публичного мероприятия о необходимости прекращения участия в нем, подтверждается представленной видеозаписью.
При установленных обстоятельствах невыполнения ФИО7 законных требований представителя администрации г.Смоленска, как органа местного самоуправления и сотрудника органов внутренних дел (полиции), в том числе о прекращении участия в вышеуказанном несанкционированном публичном мероприятии в сочетании форм шествия, демонстрации и митинга и продолжил свои действия, и нарушении тем самым обязанности участника публичного мероприятия, установленные пунктом 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», судья приходит к выводу о наличии события правонарушения и виновности ФИО7 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО7 правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 06.06.2018 года 67/3/133506, вышеприведенными письменными материалами, видеозаписью публичного мероприятия, из которого усматривается участие в публичном мероприятии ФИО7, объяснениями ФИО5, ФИО6 - очевидцев несанкционированного мероприятия, объяснениями ФИО1 - представителя администрации г. Смоленска, как органа местного самоуправления и сотрудника органов внутренних дел (полиции) - ФИО2
Приведенные доказательства в своей совокупности позволяют прийти к выводу о доказанности вины ФИО7 в нарушении п. 1 ч. 3 ст. 6 ФЗ от 09.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении наказания, судья учитывает требования ст. ст. 3.1, 3.8 и ст. 4.1 КоАП РФ, характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности, обстоятельства, при которых совершено правонарушение, последствия его совершения, данные о личности ФИО7
Отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.
С учетом вышеизложенного, всех обстоятельств дела, отсутствия как смягчающих, так и отягчающих ответственность обстоятельств суд считает целесообразным и справедливым назначить ФИО7 наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, 29.10, ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО7 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Штраф в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу надлежит перечислить на р/с УФК по Смоленской области (Управление Министерства внутренних дел РФ по г.Смоленску) № 40101810200000010001 в Отделение Смоленск г. Смоленск, лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 673101001, БИК 046614001, ОКТМО 66701000, ОКПО 00013474, КБК 18811690040046000140, УИН 18880367180030022900, протокол об административном правонарушении № 67/3/133506.
Квитанция об оплате штрафа должна быть предоставлена в канцелярию по административным делам Промышленного районного суда г. Смоленска (<...> д 46, 7 этаж, кабинет 712).
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г.Смоленска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Волкова