ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-877/20 от 19.06.2020 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

УИД 55RS0002-01-2020-001995-69

г. Омск, ул. Лермонтова, 61 Дело № 5-877/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

резолютивная часть объявлена 19 июня 2020 года

22 июня 2020 года г. Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего по делу судьи Романюк Л.А.,

при секретаре Захаровой О.Б.,

с участием заместителя прокурора Омского района Омской области Курбацкого А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя главы Омского муниципального района ФИО1, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведенной прокуратурой Омского района Омской области проверки соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности Омского района Омской области (Управление экономического развития и инвестиций установлено, что 06.12.2019 г. между Министерством экономики Омской области и Администрации Омского муниципального района Омской области заключено соглашение о предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей № 19.

Объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия из областного бюджета составил 1 509 448,52 руб., из местного бюджета – 1 200 000 руб.

Омский муниципальный район обязан обеспечить использование субсидий в срок до 31 декабря 2019 г.

06 декабря 2019 г. проведено заседание конкурсной комиссии Омского муниципального района по предоставлению грантовой поддержки.

12 декабря 2019 г. принято распоряжение № р-19/ОМС-1896 о предоставлении из бюджета Омского муниципального района Омской области грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса в 2019 г.

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 г. № П-14/ОМС-671 «Об отдельных вопросах предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Омского муниципального района Омской области» утвержден Порядок предоставления грантовой поддержки Омской области на создание и развитие собственного бизнеса (далее – Порядок предоставления грантовой поддержки).

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.04.2012 г. № 599-н утвержден административный Регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса» (далее – Регламент предоставления грантовой поддержки).

В соответствии с пунктами 6.1.1, 6.1.3 Порядка предоставления грантовой поддержки и пунктами 2.6.1, 2.6.3 Регламента предоставления грантовой поддержки заявитель - претендент на получение грантовой поддержки предоставляет документы на земельный участок, а также объекты недвижимого имущества на территории Омского муниципального района, а в случае непредоставления таковых, Администрация должна запросить данные сведения.

Также указанными пунктами предусмотрена обязанность заявителя предоставить технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план), обоснование инвестиций.

Проверкой установлено, что данные требования не выполняются должностными лицами Администрации Омского муниципального района, но грантовая поддержка предоставляется.

1) ИП ФИО2 предоставлена грантовая поддержка в размере 400 000 руб. на реализацию проекта «Кафе-пекарня производство хлебобулочных и кондитерских изделий» (соглашение о предоставлении грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса в 2019 г. от 19.12.2019 б/н).

Календарный план реализации проекта предусматривает срок его реализации до июня 2020 г., в том числе увеличение посадочных мест, увеличение посетителей.

Вместе с этим, заявителем предоставлен договор безвозмездной аренды № 5 от 01.09.2019, срок действия которого указан – до 31.12.2019, условие продления действия договора не предусмотрено.

При этом сведения о наличии у заявителя в собственности (аренде) земельного участка заявителем не представлены, Администрацией не запрошены. Имеется выписка из ЕГРН по состоянию на 06.12.2019 только в отношении помещения, которое предоставлено в безвозмездное пользование индивидуальному предпринимателю.

Согласно указанной выписке помещение расположено в цокольном этаже, который является общедолевой собственностью жильцов многоквартирного дома.

При таких условиях заявителем не представлены соответствующие документы, подтверждающие возможность реализовать заявленный план.

Также соглашением предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 г. № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1).

Таким образом, учитывая договор безвозмездной аренды сроком на 3 месяца и 30 дней без условия продления срока его действия, отсутствие сведений о наличии в собственности иного недвижимого имущества, расположенного на территории Омского района, заявителем не представлено технико-экономического обоснования проекта (бизнес-план), обоснование инвестиций.

При таких обстоятельствах, на момент принятия решения о предоставлении гранта (06.12.2019) усматривается незаконное решение о выдаче гранта должностным лицом Администрации Омского муниципального района, а также бездействие в части принятия мер по истребованию из ЕГРН сведений о наличии (отсутствии) у грантополучателя прав собственности, расположенной на территории района.

2) ИП ФИО3 предоставлена грантовая поддержка в размере 400 000 руб. на реализацию проекта «Маникюрня «Бабье царство» (соглашение от 19.12.2019 г. б/н).

Календарный план реализации проекта предусматривает срок его реализации до декабря 2020 г., в том числе интерьерное обустройство (телевизор, кондиционер, жалюзи) должно быть исполнено уже в апреле 2020 г.

Вместе с этим, заявителем предоставлен договор безвозмездной аренды № 03/2019 от 01.02.2019, срок действия которого – до 31.12.2019, условие продления действия договора не предусмотрено.

Также смета расходования денежных средств грантовой поддержки и собственных средств на реализацию проекта не предусматривает мероприятие по организации помещения (в том числе продление, перезаключение договора безвозмездной аренды, продление условий использования помещений) и расходы по оплате соответствующих обязательств (договор аренды, приобретение в собственность помещения).

При этом сведения о наличии у заявителя в собственности (аренде) земельного участка заявителем не представлены, Администрацией не запрошены, имеется выписка из ЕГРН по состоянию на 16.12.2019 только в отношении помещения, которое предоставлено в аренду индивидуальному предпринимателю

При таких условиях заявителем не представлены соответствующие документы, подтверждающие возможность реализовать заявленный план.

Также соглашением предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 г. № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1).

Таким образом, заявителем не представлено технико-экономического обоснования проекта (бизнес-план), обоснование инвестиций, поскольку договор безвозмездной аренды прекращал свое действие 31.12.2019 г., условие об его продлении отсутствовало, а также отсутствовали сведения о намерении принять меры по его продлению либо заключению новых соглашений в целях создания места для реализации бизнес-проекта, отсутствовали сведения о наличии в собственности иного недвижимого имущества, расположенного на территории Омского муниципального района.

При таких обстоятельствах, на момент принятия решения о предоставлении гранта (06.12.2019 г.) усматривается незаконное решение о выдаче гранта должностным лицом Администрации Омского муниципального района, а также бездействие в части принятия мер по истребованию из ЕГРН сведений о наличии (отсутствии) у грантополучателя прав собственности, расположенной на территории района.

3) ИП ФИО4 предоставлена грантовая поддержка в размере 400 000 руб. на реализацию проекта «Фотосалон «Троицкий» (соглашение от 19.12.2019 г. б/н).

Календарный план реализации проекта предусматривает срок его реализации до февраля 2020 г., в том числе открытие фотосалона должно быть исполнено уже в феврале 2020 г.

Заявителем представлен договор аренды нежилого помещения от 20.11.2019 г., срок действия которого указан – до 20.01.2020 г., условие продления действия договора не предусмотрено.

Также смета расходования денежных средств грантовой поддержки собственных средств на реализацию проекта не предусматривает мероприятие по организации помещения (в том числе продление, перезаключение договора аренды) и расходы по оплате соответствующих обязательств.

При этом сведения о наличии у заявителя в собственности (аренде) земельного участка заявителем не представлены, Администрацией не запрошены, имеется выписка из ЕГРН по состоянию на 06.12.2019 г. только в отношении помещения, которое предоставлено в аренду индивидуальному предпринимателю.

Также соглашением предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1).

Таким образом, заявителем не представлено технико-экономического обоснования проекта (бизнес-план), обоснование инвестиций, поскольку договор безвозмездной аренды прекращал свое действие 20.01.2020 г., условие об его продлении отсутствовало, а также отсутствовали сведения о намерении принять меры по его продлению либо заключению новых соглашений в целях создания места для реализации бизнес-проекта, отсутствовали сведения о наличии в собственности иного недвижимого имущества, расположенного на территории Омского муниципального района.

При таких обстоятельствах, на момент принятия решения о предоставлении гранта (06.12.2019) усматривается незаконное решение о выдаче гранта должностным лицом Администрации Омского муниципального района, а также бездействие в части принятия мер по истребованию из ЕГРН сведений о наличии (отсутствии) у грантополучателя прав собственности, расположенной на территории района.

4) ООО «Удача» предоставлена грантовая поддержка в размере 400 000 руб. на реализацию проекта «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты» (соглашение от 19.12.2019 г. б/н).

Согласно технико-экономическому обоснованию по проекту юридического лица смета расходования средств по проекту включает в себя постройку здания, в разделе стоимость указано на приобретение здания.

В календарном плане-смете реализации проекта приобретение помещения предусмотрено с декабря 2019 г. по сентябрь 2020 г.

Заявителем представлена только выписка из ЕГРН по состоянию на 10.11.2019 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:032002:833, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – здание школы. Участок находится примерно в 906 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <...> Вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок расположен в 906 м. от здания школы, при этом на территории кадастрового квартала отсутствуют какие-либо здания, в том числе для обеспечения коммуникаций для оказания парикмахерских услуг.

Иных документов на объекты, в которых планируется оказывать парикмахерские услуги, грантополучателем не представлены, Администрацией не запрошены, возможности о реальных возможностях реализации предложенного проекта, в том числе с соблюдением санитарных ном и правил, на заседании комиссии при рассмотрении вопроса о предоставлении грантовой поддержки 06.12.2019 г. не рассматривались (отсутствуют сведения в протоколе от 06.12.2019 г.).

Также соглашением предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 г. № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1).

Таким образом, заявителем не представлено технико-экономического обоснования проекта (бизнес-план).

Помимо указанного, пунктом 3.1 Порядка предоставления грантовой поддержки, пунктом 2.3. Регламента предоставления грантовой поддержки предусмотрено, что к участию в конкурсе допускаются субъекты малого предпринимательства – впервые зарегистрированные и действующие менее 1 года на территории Омского муниципального района юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, участник не должен быть ранее зарегистрированным и осуществляющим деятельность на территории Омского муниципального района.

Вместе с тем, ООО «Удача» ИНН <***> создано ФИО5 (ИНН ) 08.11.2019 г., единственный вид деятельности – предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ 14.02.2018 г. ИП ФИО5 (ИНН ) прекратила деятельность, в том числе, по предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, как ранее зарегистрированная на территории Омского муниципального района.

При таких обстоятельствах, на момент принятия решения о предоставлении гранта (06.12.2019) усматривается незаконное решение о выдаче гранта должностным лицом Администрации Омского муниципального района, а также бездействие в части принятия мер по истребованию из ЕГРН сведений о наличии (отсутствии) у грантополучателя прав собственности, расположенной на территории района.

5) ИП КФХ ФИО6 предоставлена грантовая поддержка в размере 400 000 руб. на реализацию проекта «Создание хозяйства по выводу пчелиных маток» (соглашение от 19.12.2019 г. б/н).

Заявителем в заявлении на предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса от 21.11.2019 г., а также в технико-экономическом обосновании проекта указано, что проект будет реализовываться по адресу: <...> .

Заявителем предоставлен договор безвозмездного пользования земельным участком от 12.04.2019 г., заключенный между ИП ФИО7 и ИП КФХ ФИО6

Предметом договора является передача земельного участка кадастровый , расположенный по адресу: <...> .

Также представлено свидетельство о государственной регистрации права на данный земельный участок от 19.08.2005 г. серии 55АВ .

Администрацией Омского муниципального района 19.12.2019 г. запрошены сведения из ЕГРН в отношении указанного земельного участка, в ответе Управления Росреестра по Омской области сообщается, что сведения о правах на данный земельный участок отсутствуют.

Также соглашением предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 г. № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1).

Таким образом, заявителем не представлено технико-экономического обоснования проекта (бизнес-план).

При таких обстоятельствах, на момент принятия решения о предоставлении гранта (06.12.2019 г.) усматривается незаконное решение о выдаче гранта должностным лицом Администрации Омского муниципального района, а также бездействие в части принятия мер по истребованию из ЕГРН сведений о наличии (отсутствии) у грантополучателя прав собственности, расположенной на территории района.

Распоряжение Администрации Омского муниципального района от 12.12.2019 г. № Р-19/ОМС-1896 и протокол № 16 от 06.12.2019 г. подписаны ФИО1

Согласно пунктам 5.3, 5.4. 5.14, п. 10 Постановления от 10.12.2019 г. № П-19/ОМС-238 «О распределении обязанностей между руководителями Администрации Омского муниципального района Омской области» ФИО1 наделен полномочиями по подписанию актов по распределению бюджетных средств, в том числе, имел полномочия подписывать Распоряжения Администрации Омского муниципального района от 12.12.2019 г. № Р-19/ОМС-1896 «О предоставлении из бюджета Омского муниципального района Омской области грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнесам в 2019 г.»

Распоряжением главы Омского муниципального района от 28.02.2018 № 49 ФИО1 назначен на должность заместителя главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике.

Таким образом, по результатам рассмотрения материалов проверки соблюдения требований бюджетного законодательства, в действиях заместителя главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике ФИО1 были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в связи с чем, 23 марта 2020 г. заместителем прокурора Омского района Омской области в отношении заместителя главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ (том л.д. 1-6).

В судебном заседании ФИО1 не участвовал, извещался надлежащим образом, представил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (том 1 л.д. 248-249, том 2 л.д. 1, 4, 5, 6).

Защитник ФИО1 – Гальцов В.В., действующий на основании доверенностей (том 1 л.д. 14), с изложенным в постановлении прокурора согласился и пояснил, что все недостатки, выявленные в ходе проверки и послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, устранены, документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении грантовой помощи, Администрацией запрошены и получены. В настоящее время нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок предоставления грантов, дорабатывается, поскольку отдельные его положения сформулированы некорректно и допускают неверное толкование. Поскольку допущенные нарушения не привели к существенным нарушением ничьих прав и интересов, устранены после проверки в рамках исполнения представления заместителя прокурора Омского района Омской области в течение месяца, расходования бюджетных средств допущено не было, не учитывая, что ФИО1 в должности заместителя главы Омского муниципального района работает длительное время и ранее к административной ответственности не привлекался, вину признал, просил применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и освободить ФИО1 от административной ответственности за малозначительностью административного нарушения, ограничившись устным замечанием.

Заместитель прокурора Омского района Омской области Курбацкий А.Н. в ходе судебного разбирательства пояснил, что по заданию прокуратуры Омской области была проведена плановая проверка выдачи всех субсидий. Проверка соблюдения условий выдачи грантов проводилась исходя из положений Порядка предоставления грантовой поддержки, утвержденного постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671 «Об отдельных вопросах предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Омского муниципального района Омской области». В ходе проверки выявлено несовершенство нормативного акта в части необходимости представления документов и на землю и на объект недвижимости. В настоящее время необходимые изменения в него внесены, возможно представление документов или на землю или на объект недвижимости. Обвинение в данной части не поддерживают. В остальной части нарушения также устранены, по трем претендентам пролонгированы соответствующие договоры, по одному изменен вид разрешенного использования, и по пятому претенденту подтверждено наличие земельного участка. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы муниципального района было внесено представление, а кроме того возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица. Согласны с позицией защитника относительно того, что нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, устранены. Последствий в виде неправомерного расходования денежных средств и потерь для бюджета не наступило. Прокуратура не планирует обращаться с требованиями о возмещения выделенных средств. При этом, формально нарушения порядка предоставления грантовой поддержки были, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы участников процесса, изучив представленные ими доказательства, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления субсидий.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.

Субъектами правонарушения по части 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ являются должностные лица организаций, предоставляющих субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Статья 15.15.5 КоАП РФ корреспондирует со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, согласно положениям которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: … 3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

На территории Омского муниципального района Омской области условия предоставления субсидий, грантов регламентируют: «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса» (далее - Регламент предоставления грантовой поддержки), утвержденный Постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 12.04.2012 № 599-п (том 1 л.д. 36-57), а также «Порядок предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса» (далее - Порядок предоставления грантовой поддержки), утвержденный Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671 «Об отдельных вопросах предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Омского муниципального района Омской области» (том 1 л.д. 57-82, 83).

Пунктами 6.1.1, 6.1.3 Порядка предоставления грантовой поддержки (в редакции, действовавшей на момент расходования денежных средств) предусмотрено, что:

6.1.1. Претендент - субъект малого предпринимательства самостоятельно представляет следующие документы:

- заявление на предоставление грантовой поддержки (приложение N 1 к настоящему Порядку) с приложением справки банка с указанием платежных реквизитов заявителя;

- технико-экономическое обоснование проекта (бизнес-план), обоснование инвестиций;

- календарный план реализации проекта;

- копию документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя;

- копии учредительных документов юридического лица;

- копии документов, подтверждающих наличие в собственности (аренде) заявителя земельных(ого) участков(а), а также объектов(а) недвижимого имущества на территории Омского муниципального района в случае, если права на объекты имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии таких документов);

- документ, подтверждающий наличие в распоряжении заявителя денежных средств не менее 15 процентов от размера испрашиваемой суммы грантовой поддержки;

- копии документов о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке) учредителя юридического лица, индивидуального предпринимателя (в случае наличия)

6.1.3. Администрация запрашивает сведения в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если они не были представлены претендентом - субъектом малого предпринимательства самостоятельно:

- сведения из правоустанавливающих документов, подтверждающих право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории Омского муниципального района, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- сведения из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц;

- сведения из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

- сведения об отсутствии просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Аналогичные требования предусмотрены пунктами 2.6.1 и 2.6.3 Регламента предоставления грантовой поддержки (в редакции, действовавшей на момент расходования денежных средств).

Положениями раздела 9 (Условия предоставления грантовой поддержки) Порядка предоставления грантовой поддержки предусмотрено, что Главным распорядителем бюджетных средств и органом муниципального финансового контроля осуществляются проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (п. 9.7).

В случае невыполнения Грантополучателем требований, установленных пунктом 5.1 Соглашения, … недостоверности представленных грантополучателем сведений и документов, требований Порядка, … грантополучатель обязан возвратить все бюджетные средства, полученные по Соглашению, в бюджет Омского муниципального района в двухнедельный срок со дня получения им требования (п. 9.9, п. 9.10)

В соответствии с п. 10.1 Порядка и п. 2.8 Регламента в предоставлении грантовой поддержки участнику конкурса может быть отказано, в том числе, в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 6.1 Порядка (п. 2.6.1 Регламента).

Приложением № 3 к Порядку предоставления грантовой поддержки, утвержденному постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671, является разработанное Соглашение о предоставлении грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса, которое заключается между Администрация Омского муниципального района Омской области "Грантодатель", в лице заместителя Главы муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике ФИО1 и субъектом малого предпринимательства "Грантополучатель", которое содержит информацию о предмете Соглашения (п.1), размере грантовой поддержки (п.2), условиях ее предоставления (п.3), правах и обязанностях сторон (п.4, п. 5) и пр.

Так в соответствии с п. 3.2 Соглашения – Грантополучатель должен предоставить документы в соответствии с Порядком предоставления грантовой поддержки.

Пунктом 5.1.1. Соглашения также установлена обязанность Грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки.

В соответствии с п. 9.1. Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения обязательств по настоящему Соглашению.

Со стороны Администрации соглашение подписывает заместитель Главы муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике (том 1 л.д. 71-77).

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671 также постановлено, создать конкурсную комиссию по предоставлению грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района <адрес> на создание и развитие собственного бизнеса.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложен на заместителя Главы муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике ФИО1 (том 1 л.д. 83).

Постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.12.2018 г. N П-18/ОМС-277 (ред. от 04.12.2019) в целях реализации муниципальной политики в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории Омского муниципального района Омской области утверждена муниципальная программа Омского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала в Омском муниципальном районе Омской области».

В соответствии с п. 2.1.4 Мероприятий муниципальной программы Омского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала в Омском муниципальном районе Омской области» бюджетные средства предоставлены управлению экономического развития и инвестиций Администрации Омского муниципального района Омской области для распоряжения (л.д. 18).

06.12.2019 между Министерством экономики Омской области и Администрации Омского муниципального района Омской области заключено соглашение о предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей № 19.

Предметом соглашения является – предоставление из областного бюджета в 2019 г. субсидии на реализацию мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей с целью софинансирования расходных обязательств местных бюджетов, возникающих при реализации муниципальных программ поддержки субъектов малого предпринимательства в части выполнения мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей, связанных с реализацией грантовых программ, направленных на стимулирование предпринимательской инициативы, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омском муниципальном районе Омской области» муниципальной программы «Развитие экономического потенциала в Омском муниципальном районе Омской области» утвержденной постановлением Администрации Омского муниципального района Омской области от 25.12.2018 № П-18/ОМС-277, в рамках государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области», утвержденной постановлением Правительства Омской области от 16.10.2013 № 266-п (Раздел 12.)

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете района на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2019 году 2 709 448, 52 руб. (п. 2.1.).

Субсидия, предоставляемая в соответствии с указанным соглашением, выплачивается в размере 1 509 448,52 руб. (п. 2.2.).

Согласно п. 4.3.3 Омский муниципальный район обязан обеспечить использование субсидий в срок до 31 декабря 2019 г.

Таким образом, объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия из областного бюджета составил 1 509 448,52 руб., из местного бюджета – 1 200 000 руб. (том 1 л.д. 104-108).

06 декабря 2019 г. проведено заседание конкурсной комиссии Омского муниципального района по предоставлению грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитее собственного бизнеса. В материалах дела представлен протокол № 16 заседания конкурсной комиссии. Председательствовал – заместитель председателя комиссии – ФИО1 (том 1 л.д. 109-126).

12 декабря 2019 г. на основании протокола № 16 от 06.12.2019 заседания конкурсной комиссии принято распоряжение № р-19/ОМС-1896 о предоставлении из бюджета Омского муниципального района Омской области грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса в 2019 г., а именно: ИП ФИО6 в размере 400 000 руб., ИП ФИО2 в размере 400 000 руб., ИН ФИО3 в размере 400 000 руб., ООО «ПИМ» в размере 400 000 руб., ООО «Удача» в размере 400 000 руб., ИП ФИО8 в размере 400 000 руб., ООО «Инком-Сервис» в размере 400 000 руб.,, ИП ФИО4 в размере 400 000 руб. (том 1 л.д. 102-103).

В ходе проведенной прокуратурой Омского района Омской области проверки соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности Омского муниципального района (Управление экономического развития и инвестиций), было установлено, что должностными лицами Администрации Омского муниципального района грантовая поддержка предоставляется с нарушениями нормативно-правовых актов, регламентирующих условия и порядок ее предоставления, а именно: при непредставлении или неполном представлении документов, указанных в пункте 6.1 Порядка (п. 2.6.1 Регламента).

Распоряжение Администрации Омского муниципального района от 12.12.2019 № Р-19/ОМС-1896 и протокол № 16 от 06.12.2019 подписаны ФИО1

Распоряжением главы Омского муниципального района от 28.02.2018 № 49 ФИО1 назначен на должность заместителя главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике (том 1 л.д. 9).

Согласно пунктам 5.3., 5.4., 5.14. Постановления от 10.12.2019 № П-19/ОМС-238 «О распределении обязанностей между руководителями Администрации Омского муниципального района Омской области» заместитель главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике обеспечивает формирование и реализацию единой согласованной и эффективной экономической политики Администрации муниципального района, направленное на устойчивое социально-экономическое развитие муниципального района в интересах его населения; ведет вопросы организации содействия осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности на территории муниципального района; осуществляет общее руководство и контроль деятельности следующих органов Администрации муниципального района: Управления сельского хозяйства, Управления экономического развития и инвестиций.

Согласно п. 10 Постановления от 10.12.2019 № П-19/ОМС-238 заместители Главы муниципального района в целях исполнения возложенных на них полномочий издают правовые акты ненормативного характера в форме распоряжений Администрации муниципального района, рассматривают документы органов прокуратуры и пр.

Вина ФИО1 в совершении вменяемого ему административного правонарушения подтверждается доказательствами, которыми являются:

- постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (том 1 л.д. 1-6);

- распоряжение о назначении на должность № 49 от 28.02.2018 (том 1 л.д. 9),

- постановление от 10.12.2019 № П-19/ОМС-238 «О распределении обязанностей между руководителями Администрации Омского муниципального района Омской области» (том 1 л.д. 21-35);

- распоряжение от 12.12.2019 № р-19/ОМС-1896 «О предоставлении из бюджета Омского муниципального района Омской области грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса в 2019 г.» (том 1 л.д. 102-103);

- соглашение о предоставлении субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей от 06.12.2019 № 19 (том 1 л.д. 104-108);

- протокол № 16 заседания конкурсной комиссии по предоставлению грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства Омского муниципального района Омской области на создание и развитие собственного бизнеса» (том 1 л.д. 109-126);

- копии документов, представленные ИП ФИО9 крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО6, для получения грантовой поддержки на реализацию проекта «Создание хозяйства по выводу пчелиных маток» (том 1 л.д. 127-153), из которых следует, что для организации матководного хозяйства используется земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <...> . Участок используется на основании договора безвозмездного пользования от 12.04.2019, заключенного между ИП ФИО7 и ИП КФХ ФИО6, предметом которого является передача земельного участка кадастровый , расположенный по адресу: <...> (том 1 л.д. 142об-144); также представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на данный земельный участок (кадастровый ) от 19.08.2005 серии 55АВ на имя ФИО7 (том 1 л.д. 147). Между тем, из ответа Управления Рореестра по Омской области следует, что в ЕГРН сведения о правах на данный земельный участок отсутствуют (том 1 л.д.148);

- копии документов, представленные ООО «Удача» для получения грантовой поддержки на реализацию проекта «Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты», фактический адрес реализации проекта - <...> . Участок принадлежит ФИО5 – учредитель ООО «Удача», согласно выписке из ЕГРЮД (том 1 л.д. 155-157, 158). Заявителем представлена выписка из ЕГРН по состоянию на 10.11.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером , местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – здание школы. Участок находится примерно в 906 м по направлению на северо-восток от ориентира, почтовый адрес ориентира: <...> . Вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство. Указанный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещения объектов бытового обслуживания. Документов на объекты, в которых планируется оказывать парикмахерские услуги, грантополлучателем не представлены, Администрацией не запрошены.

- копии документов, представленные ИП ФИО4 для получения грантовой поддержки на реализацию проекта «Фотосалон «Троицкий» (том 1 л.д. 187-207). Место реализации проекта – Омская обл., с. Троицкое, <адрес>. Заявителем представлен договор аренды от 20.11.2019 нежилого помещения по адресу Омская обл., с. Троицкое, <адрес>, срок действия договора – до 20.01.2020, условие продления действия договора не предусмотрено (том 1 л.д. 199), смета расходования денежных средств грантовой поддержки собственных средств на реализацию проекта не предусматривает мероприятие по организации помещения (в том числе продление, перезаключение договора аренды) и расходы по оплате соответствующих обязательств, при этом сроки реализации проекта – 2020-2021 г.г. (том 1 л.д. 190, 191). Соглашением б/н от 19.12.2019 предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1) (том 1 л.д. 203-207). Кроме того, в представленных документах отсутствуют сведения о наличии у заявителя в собственности (аренде) земельного участка, Администрацией не запрошены, имеется выписка из ЕГРН по состоянию на 06.12.2019 только в отношении помещения, которое предоставлено в аренду индивидуальному предпринимателю.

- копии документов, представленные ИП ФИО3 для получения грантовой поддержки на реализацию проекта «Маникюрня «Бабье царство» (том 1 л.д. 208-220). Место реализации проекта – Омская обл., Омский р-н, п. Иртышский, <адрес>том 1 л.д. 208об.). Заявителем представлен договор безвозмездной аренды от 01.02.2019 нежилого помещения, расположенного по адресу: Омская обл., Омский р-н, п. Иртышский, <адрес> (том 1 л.д. 211об.-213). Срок действия договора - с 01.02.2019 по 31.12.2019. По истечении срока действия договора Арендатор имеет право преимущественного заключения договора на новый срок. Между тем, Соглашением б/н от 19.12.2019 предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (форма и условия соглашения утверждены постановление Администрации Омского муниципального района Омской области от 07.07.2014 № П-14/ОМС-671) (п. 5.1.1) (том 1 л.д. 216-219), Также смета расходования денежных средств грантовой поддержки и собственных средств на реализацию проекта не предусматривает мероприятие по организации помещения (в том числе продление, перезаключение договора безвозмездной аренды, продление условий использования помещений) и расходы по оплате соответствующих обязательств (договор аренды, приобретение в собственность помещения) (том 1 л.д. 219об.-220). Также заявителем не представлены сведения о наличии у него в собственности (аренде) земельного участка, Администрацией указанные сведения не запрошены, имеется выписка из ЕГРН по состоянию на 16.12.2019 только в отношении помещения, которое предоставлено в аренду индивидуальному предпринимателю;

- копии документов, представленные ИП ФИО2 для получения грантовой поддержки на реализацию проекта «Кафе-пекарня производство хлебобулочных и кондитерских изделий» (том 1 л.д. 221-234). Место реализации проекта – Омская обл., с. Троицкое, <адрес>. Заявителем предоставлен договор № 5 от 01.09.2019 безвозмездной аренды нежилого помещения по адресу Омская обл., Омский р-н, с. Троицкое, <адрес>. Срок действия договора – до 31.12.2019, условие продления действия договора не предусмотрено (том 1 л.д. 227об.-229). Между тем, Соглашением б/н от 19.12.2019 предусмотрена обязанность грантополучателя создать и (или) сохранить не менее 2 рабочих мест на период не менее 12 месяцев со дня получения грантовой поддержки, осуществлять предпринимательскую деятельность в течение не менее двух лет с даты заключения соглашения (том 1 л.д. 230-233). Также отсутствуют сведения о наличии у заявителя в собственности (аренде) земельного участка, Администрацией указанные сведения не запрошены. Имеется выписка из ЕГРН по состоянию на 06.12.2019 только в отношении помещения, которое предоставлено в безвозмездное пользование индивидуальному предпринимателю.

В связи с выявленными нарушениями в адрес Администрации Омского муниципального района прокуратурой Омского района направлено представление № 7-12/2020/2082 от 27.02.2020 (том 1 л.д. 12), в ходе рассмотрения которого, выявленные нарушения были устранены, что подтверждается представленной в материалы дела копией ответа Администрации Омского муниципального района Омской области от 03.06.2020 за подписью ФИО1 в адрес прокурора Омского района Омской области, из которого следует, что в части замечаний по документам, представленным ИП ФИО2 – для целей реализации представленного бизнес-проекта, между ФИО10 и ФИО2 заключен договор безвозмездной аренды № 5 от 01.01.2020 сроком действия до 31.12.2020; в части замечаний по документам, предоставленным ИП ФИО3 – для целей реализации представленного бизнес-проекта, между ФИО11 и ФИО3 заключен договор аренды № 03/2020 от 01.01.2020 нежилого помещения сроком действия – до 31.12.2020; в части замечаний по документам, представленным ИП ФИО4 – для целей реализации представленного бизнес-проекта, между ФИО12 и ФИО4 заключен договор аренды нежилого помещения от 21.01.2020 сроком действия до 30.12.2020; в части замечаний по документам, представленным ООО «Удача» - согласно сведениям ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:032002:833 предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования – «бытовое обслуживание»; в части замечаний по документам, представленным ИП КФХ ФИО6 – филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области» на основании истребованных и полученных от Управления Роснедвижимости по Омской области документов, а также представленного договора купли-продажи от 25.07.2005, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:110301:112 в ЕГРН внесены сведения о предыдущем кадастровом номере указанного земельного участка – 55:20:040302:112 (том 2 л.д. 10-11).

В судебном заседании заместитель прокурора Омского района Омской области Курбацкий А.Н. подтвердил факт устранения всех нарушений, выявленных в ходе проведенной проверки.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях заместителя главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политики ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу вышеперечисленными доказательствами.

В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1, являясь заместителем главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политики, допустил нарушение порядка и условий предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям грантовой поддержки и его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела защитником было заявлено ходатайство о применении положений ст. 2.9 КоАП РФ, изучив которое и проверив дело в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исключений применения приведенной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Из материалов дела видно, что Администрация Омского муниципального района приняла необходимые меры по устранению допущенных нарушений в кратчайшие сроки (в рамках исполнения представления).

Учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, устранение нарушений в полном объеме, отсутствие сведений о наступлении каких-либо негативных последствий, вызванных правонарушением, повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов, то обстоятельство, что неправомерного расходования денежных средств и потерь для бюджета не наступило, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания допущенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным.

Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы Омского муниципального района по вопросам развития сельскохозяйственного производства и экономической политике ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья