П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Кострома 28 апреля 2022 года
Судья Свердловского районного суда г.Костромы Глушков В.В.
с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – заместителя начальника отдела государственного надзора и правовой работы инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО3 ...,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч. 19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Согласно составленного должностным лицом Охранкультуры Костромской области в отношении ФИО3 протокола об административном правонарушении, ей вменено совершение правонарушения при следующих обстоятельствах.
Здание по адресу: <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Усадьба Тютина. XIX в.: Лавка торговая, сер. XIX в.» в соответствии с постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области от 10.04.2018 № 31 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.02.2022 № КУВИ-001/2022-1 5207477, Объект находится в общей долевой собственности ФИО3 (... доли в праве) и ФИО1 (... доли в праве). По итогам контрольного мероприятия в адрес ФИО3 было выдано предписание от 13.10.2021 № РК-89/2-21/01, согласно которому собственнику необходимо (участие соразмерно занимаемой доли):
п. 1 - установить информационную надпись на объект культурного наследия регионального значения «...», расположенный по <адрес>;
п. 2 - демонтировать навесы, выполненные на металлических опорах, со стороны северо-западного и юго-восточного фасадов объекта культурного наследия регионального значения «...», расположенный по <адрес>;
Указанные пункты предписания ФИО3 было необходимо выполнить в срок до 01.02.2022.
В связи с истечением срока исполнения п.1, п. 2 предписания от 13.10.2021 № РК-89/2-21/01, на основании задания врио начальника инспекции на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.02.2022 № Р08-22/МБ, было проведено обследование объекта. Актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 11.02.2022 № Р08-22/МБ установлено, что требования п. 1, п. 2 предписания от 13.10.2021 № РК-89/2-21/01 в установленный срок - 01.02.2022 не выполнены.
Подобное явилось основанием для составления в отношении ФИО3, учитывая факт неисполнения предписания повторно, протокола об административном правонарушении по ст.19.5 ч.19 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО3, о рассмотрении дела была извещена заказным почтовым отправлением, которое возвращено в суд оператором связи, в связи с неудачной попыткой вручения и истечением срока хранения. Поэтому ФИО3 считается извещенной о рассмотрении дела. В связи с чем, не находя участие ФИО3 обязательным, в соответствии со ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
В судебном заседании заместитель начальника отдела государственного надзора и правовой работы инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области ФИО2, составившая протокол об административном правонарушении, поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ наступает при невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Частью 19 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 ст. 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 47.3 Федерального закона №73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан:
- осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
- незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В соответствии с п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 47.3 Федерального закон № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В силу ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ работы по реставрации и приспособлению для современного использования объекта культурного наследия являются работами по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В соответствии с п.6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно п. 8 ст.45 Федерального закона №73-Ф3 приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 статьи 45 Федерального закона №73-ФЗ, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Право Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области на выдачу обязательного к исполнению предписания подтверждено положениями законодательства. Согласно п. 6 ст. 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.
В судебном заседании установлено, что в адрес ФИО3, как собственника ... здания по <адрес> являющегося объектом культурного наследия регионального значения «...» по итогам контрольного мероприятия было направлено предписание от 13.10.2021 № РК-89/2-21/01, в котором ФИО3 было предписано в срок до 01.02.2022 соразмерно участию занимаемой доли (...) выполнить конкретные мероприятия по сохранения Объекта: установить информационную надпись на данном объекте культурного наследия (п.1); демонтировать навесы, выполненные на металлических опорах, со стороны северо-западного и юго-восточного фасадов объекта (п.2).
При рассмотрении дела установлено, что предписание было направлено в адрес ФИО3 заказным письмом с уведомлением 14.10.2021, которое после неудачной попытки вручения 20.10.2021, 16.11.2021 возвращено отправителю. Подобный порядок направления предписания предусмотрен нормативными актами.
По наступлению срока исполнения предписания было проведено контрольное (надзорное) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (обследование), о чем составлен акт от 11.02.2022 № Р08-22/МБ. Неисполнение предписания явилось основанием для составления в отношении ФИО3 протокола об административном правонарушении по ст.19.5 ч.19 КоАП РФ.
Факт совершения ФИО3 правонарушения подтверждается материалами дела: выпиской из ЕГРН, постановлением №598 от 30.12.1993, списком памятников истории и культуры Костромской области, охранным обязательством №31 от 10.04.2018 с приложением, решением Кировского районного суда г. Ярославля от 30.09.2019, служебной запиской от 20.11.2020, заданиями от 20.11.2020, 25.01.2021, 05.04.2021, 11.10.2021 по осуществлению мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, актами осмотров от 25.11.2020, 29.01.2021, 06.04.2021, 13.10.2021 с фототаблицами, предписаниями от 03.02.2021, 07.04.2021, 13.10.2021, заданием на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 09.02.2022, актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 11.02.2022, постановлениями судов от 16.03.2021, 07.06.2021, 29.06.2021, протоколом об административном правонарушении от 04.04.2022.
Исходя из диспозиции ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора. Из материалов дела усматривается, что предписание вынесено уполномоченным на то должностным лицом в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в нем четко и ясно сформулированы конкретные действия, которые необходимо совершить исполнителю, в установленном законом порядке данное предписание не обжаловалось, не признано судом незаконным и не отменено. Срок, установленный Предписанием, является достаточным для принятия мер, направленных на его исполнение.
Все доказательства по делу получены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст.28.2 КоАП РФ без участия ФИО3, уведомленной об этом надлежащим образом. В связи с чем, процессуальных нарушений не имеется.
Вместе с тем, направив для рассмотрения в районный суд по подведомственности протокол об административном правонарушении составленный в отношении ФИО3 по ст.19.5 ч.19 КоАП РФ, должностное лицо административного органа не привело в протоколе надлежащим образом описание правонарушения так, как это указано в диспозиции ст.19.5 ч.19 КоАП РФ. Описание правонарушения в части его квалификации в протоколе приведено противоречиво. При составлении протокола по ст.19.5 ч.19 КоАП РФ в нем должно быть указано на повторное совершение административного правонарушения, то есть должен содержаться указанный в законе признак состава. По тексту же протокола не изложено и конкретно не приведено, что ФИО3 повторно не выполнила в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (Инспекции). На л.4 протокола указано лишь, что объективную сторону правонарушения составляет невыполнение ФИО3 в установленный срок п.1,2 законного предписания инспекции. Таким образом, в бездействии ФИО3 имеются признаки правонарушения, предусмотренного ч.19 ст.19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, считаю необходимым все сомнения в протоколе истолковать в пользу привлекаемого к административной ответственности лица и с учетом описания правонарушения в протоколе квалифицировать действия ФИО3 по ч.18 ст.19.5 КоАП РФ - невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Поскольку объектом совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации функций по государственному надзору исполнения законных предписаний направленных на устранение нарушений ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", с учетом характера правонарушения оно является существенным, не может быть признано малозначительным.
При назначении наказания принимаю во внимание характер совершенного правонарушения, имущественное положение ФИО3, обстоятельства, влияющие на назначение наказания.
Смягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется. Отягчающих наказание обстоятельств не усматриваю, т.к. признак повторности является составной частью другого состава правонарушения.
С учетом изложенного, принимаю решение о применении к ФИО3 административного наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.5- 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО3 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Штраф подлежит уплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам:
Получатель – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>) единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500 Операционный департамент Банка России/Межрегиональное операционное УФК г. Москва БИК 024501901 ОКТМО 45382000 КБК 05411601191010005140 ИНН <***> КПП 770301001.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток с момента получения.
Судья В.В. Глушков
Копия верна
Судья: