ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-87/19 от 30.09.2019 Вичугского городского суда (Ивановская область)

Дело № 5-87/2019.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Город Вичуга Ивановской области. 30.09.2019 год.

Судья Вичугского городского суда Ивановской области Беззубов В.Н., с участием:

главы Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1,

государственного инспектора ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении № 1 от 30.05.2019 года известно, что глава Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1 в установленный срок до 30.05.2019 года не исполнил предписание, выданное 22.05.2019 года государственным инспектором ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» ФИО2 Названное предписание выдано по результатам плановой выездной проверки о соответствии установленным требованиям пляжа на берегу реки Сунжа в <адрес>. Согласно предписанию глава Каменского городского поселения ФИО1 был обязан обеспечить: укомплектование спасательного поста на пляже спасателем, обозначение границы заплыва в месте купания и водолазное обследование дна в границах заплыва.

Глава Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал и сообщил, что начиная с 2014 года, ежегодно, на территории Каменского городского поселения <адрес> организовывался пляж. Ответственным за состояние пляжа назначался директор муниципального казенного учреждения «Сервис» - Б.Е.В. ., а из бюджета Каменского городского поселения выделялись средства на содержание этого пляжа: подвоз песка, очистку дна, ремонт кабинок для переодевания и другое.

В июне 2018 года территориальным отделением Роспотребнадзора по Ивановской области проведено исследование воды в районе названного пляжа на берегу реки Сунжа, по результатам которого 18.06.2018 года составлено экспертное заключение о несоответствии отобранных проб воды требованиям, установленным для купания по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям.

22.06.2018 года отделом Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в городе Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах в Ивановской области администрации Каменского городского поселения выдано представление об устранении нарушений законодательства.

Устранить несоответствие воды в реке санитарно-эпидемиологическим требованиям администрация Каменского городского поселения не в состоянии, река находится в федеральной собственности и не входит в состав поселения. 29.06.2018 года им издано распоряжение о закрытии пляжа. Вместо пляжа на территории поселения организовано место отдыха на всем протяжении обоих берегов реки Сунжа в границах поселения, кроме участка, где к реке примыкает территория фабрики. Эти места отдыха на схеме градостроительного зонирования обозначены как зоны рекреационного назначения. На летний период на работу по уборке этой зоны принимается специальный сотрудник, в границах этой зоны построена детская спортивная площадка. Общая протяженность береговой линии, где организованы рекреационные зоны, составляет около 4-х километров.

Государственный инспектор ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» ФИО2 сообщил, что указанный в протоколе об административном правонарушении пляж состоит на учете в МЧС России по Ивановской области, пляж является единственным на территории Вичугского муниципального района. Им проведена проверка территории пляжа на предмет соответствия установленным требованиям, о чем составлен Акт, а затем выдано предписание об устранении нарушений. Ни Акт, ни предписание обжалованы не были. ФИО1 в установленный срок до 30.05.2019 года не исполнены содержащиеся в предписании требования о приведение пляжа в соответствие с установленными требованиями.

Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. В 2014 году на основании распоряжения главы Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области № 69 от 22.07.2014 года «Об определении мест купания на территории Каменского городского поселения», организованное место отдыха населения на водном объекте (пляж), расположенное на берегу реки Сунжа, <адрес>. На основании указанного распоряжения пляж поставлен на учет в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» и с этого времени числится в ГУ МЧС России по Ивановской области поднадзорным объектом. Данное обстоятельство подтверждается ответом на запрос суда, данным начальником ГУ МЧС России по Ивановской области (л.д. 162-164).

Далее ежегодно, в том числе в 2016, 2017 и в 2018 годах, в <адрес>, на берегу реки Сунжа организовывался пляж или место для купания. Данный факт подтверждается распоряжениями главы Каменского городского поселения: № 38 от 10.05.2016 года «Об определении пляжа на территории Каменского городского поселения»; № 38 от 15.05.2017 года «Об определении пляжа на территории Каменского городского поселения»; № 40 от 21.05.2018 года «Об определении мест купания на территории Каменского городского поселения» (л.д. 21-22, 26).

16.05.2018 года решением № 24 СоветаКаменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1 был избран на должность Главы Каменского городского поселения (л.д. 27).

В июне 2018 года территориальным отделением Роспотребнадзора по Ивановской области проведено исследование воды в районе названного пляжа на берегу реки Сунжа и 18.06.2018 года составлено экспертное заключение о несоответствии отобранных проб воды требованиям, установленным для купания по санитарно-гигиеническим и микробиологическим показателям (л.д. 58-59).

22.06.2018 года отделом Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в городе Вичуга, Вичугском, Родниковском и Лухском районах в Ивановской области администрации Каменского городского поселения выдано представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 56-57).

29.06.2018 года главой Каменского городского поселения издано распоряжение № 58-р о закрытии пляжа на территории Каменского городского поселения (л.д. 55).

26.09.2018 года письмом № 761, глава Каменского городского поселения сообщил в ГУ МЧС России по Ивановской области о закрытии вышеназванного пляжа на основании вышеназванного распоряжения № 58-р от 29.06.2018 года. 06.11.2018 года письмом № 873 глава Каменского городского поселения обратился в ГУ МЧС России по Ивановской области с просьбой о снятии с регистрации пляжа, расположенного в <адрес> получения ГУ МЧС России по Ивановской области указанных писем подтверждается ответом на запрос суда, данным начальником ГУ МЧС России по Ивановской области, а также штампом учета входящей корреспонденции на письме от 06.11.2018 года (л.д. 53-54).

22.11.2018 года вопрос о несоответствии установленным требованиям вышеназванного пляжа обсуждался на рабочем совещании при главе Вичугского муниципального района Ивановской области. В совещании, в том числе, принимали участие государственные инспектора ГИМС ГУ МЧС России по Ивановской области. По результатам совещания главой Вичугского муниципального района Ивановской области принято решение об организации в купальный сезон 2019 года на территории Каменского городского поселения места для отдыха населения. Главе Каменского городского поселения рекомендовано проинформировать ГУ МЧС России по Ивановской области о причинах невозможности организации пляжа и организации места отдыха населения в Каменском городском поселении (л.д. 50-52).

30.04.2019 года начальником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» издано Распоряжение № 18 о проведении 22.05.2019 года проверки в отношении администрации Каменского городского поселения на предмет соответствия пляжа на реке Сунжа установленным требованиям, представитель администрации Каменского городского поселения был ознакомлен с этим Распоряжением 16.05.2019 года (л.д. 3-4).

17.05.2019 года главой Каменского городского поселения Вичугского муниципального района было вновь направлено письмо с исходящим № 483 на имя начальника ФКУ центра ГИМС МЧС России по Ивановской области. В письме сообщалось, что пляж на реке Сунжа на территории Каменского городского поселения не существует, снят с учета по причине несоответствия требованиям к месту для его организации, установленным Постановлением Правительства Ивановской области № 54-п от 11.03.2009 года, так и по причине несоответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям воды в реке Сунжа (л.д. 42-43).

22.05.2019 года по результатам проверки государственным инспектором Кинешемского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» ФИО2 составлены: Акт проверки, Акт технического освидетельствования пляжа, в соответствии с которыми пляж был признан не соответствующим требованиям, установленным Постановлением Правительства Ивановской области № 54-П от 11.03.2009 года «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах в Ивановской области (л.д. 5-8).

В тот же день государственным инспектором Кинешемского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» ФИО2 выдано предписание главе Каменского городского поселения ФИО1 об устранении в срок до 30.05.2019 года выявленных недостатков: укомплектовать спасательный пост спасателем, обозначить границы заплыва в местах купания; провести водолазное обследование дна в границах заплыва.

30.05.2019 года по результатам проведения повторного обследования государственным инспектором Кинешемского отделения ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Ивановской области» ФИО2 установлено, что выданное им предписание не исполнено, о чем также составлены соответствующие акты (л.д. 12-15).

В соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Аналогичная формулировка приведена в Уставе Каменского городского поселения, которым также установлено, что вопросы местного значения, - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствие с Конституцией РФ и Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления (л.д. 78-104).

Частью 1 статьи 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Вышеприведенные нормативные акты свидетельствуют о наличии у органов местного самоуправления определенной самостоятельности в решении вопросов местного значения, в том числе, и в вопросах организации на территории поселения мест отдыха. Из этого следует, что у администрации Каменского городского поселения отсутствовала прямая, установленная Законом, обязанность организовать и содержать на территории поселения такое место отдыха, как пляж, несмотря на то, что поселение граничит с водным объектом.

Ежегодно, с 2014 года реализуя свои полномочия, администрацией Каменского городского поселения организовывался пляж в <адрес>, до тех пор, пока вышеназванным распоряжением 58-р от 29.06.2018 года, изданным главой поселения, этот пляж не был закрыт.

Вместо пляжа на территории Каменского городского поселения было организовано место для отдыха населения. Сведения об этом содержатся в представленных суду документах:

- в протоколе рабочего совещания при главе Вичугского муниципального района от 22.11.2018 года (л.д. 126-127);

- в протоколе № 4 заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Вичугского муниципального района от 16.05.2019 года (л.д. 128-130).

Согласно Правилам землепользования и застройки Каменского городского поселения на территории поселения, в том числе на находящихся в границах поселениях берегах реки Сунжа, обозначены зоны рекреационного назначения. Суд считает, что, таким образом, а не путем организации пляжа, администрацией поселения исполнено полномочие по организации места массового отдыха населения.

Постановлением Правительства Ивановской области от 11.03.2009 года № 54-п утверждены Правила охраны жизни людей на водных объектах в Ивановской области, которые устанавливают условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других местах массового отдыха на водных объектах. Правила содержат отдельные требования к организации именно пляжей, в том числе требования об организации на пляже спасательного поста, обозначении границы заплыва и проведение в этой зоне водолазного обследования дня.

Суд считает, что подобные жесткие требования применимы именно к пляжу, как индивидуально-определенному месту. Эти требования не могут быть распространены на места, отведенные для отдыха населения, организованные в Каменском городском поселении.

Тем же Постановлением Правительства Ивановской области от 11.03.2009 года № 54-п в пункте 3.9. предусмотрена возможность для граждан осуществлять купание вне пляжей и организованных мест массового отдыха.

Следует обратить внимание, что согласно Протоколу заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Ивановской области, состоявшейся 30.05.2019 года под председательством Губернатора Ивановской области, обязанность выставления временных спасательных постов в традиционных местах массового неорганизованного отдыха людей на водоемах и в местах массового пребывания на водных объектах на период прохождения купального сезона 2019 года возложена на глав городских округов и муниципальных районов, а не на глав городских и сельских поселений. Тем же Протоколом именно администрации Вичугского района было рекомендовано подготовить и представить для технического освидетельствования места массового отдыха людей на водоемах (пляжах), расположенных в границах соответствующих муниципальных образований на реках Сунжа и Волга.

Глава Каменского городского поселения ФИО1 не имел возможности исполнить выданное ему 22.05.2019 года предписание об устранении нарушений при организации пляжа, по причине отсутствия с 2018 года пляжа на территории поселения.

МЧС было заблаговременно, в 2018 году, а не после выдачи предписания, уведомлено о закрытии пляжа. То, что указанное в протоколе об административном правонарушении место продолжает числиться в реестре МЧС как пляж, не имеет правового значения.

В ответ на запрос суда начальник ГУ МЧС России по Ивановской области сообщил, что письмо главы Каменского городского поселения от 26.09.2018 года № 761 составлено в свободной, повествовательной форме, носит информационный характер и как заявление о снятии пляжа с учета не рассматривалось, поэтому пляж не был снят с учета. Суд с данными доводами не согласен. Поскольку порядок снятия пляжа с учета нормативно не урегулирован, вышеназванные письма главы Каменского городского поселения должны были быть рассмотрены в качестве заявлений о снятии пляжа с учета. Письма содержат достаточно информации для этого, в ном числе ссылку на соответствующее Распоряжение администрации № 58-р от 29.06.2018 года. Кроме того, работники МЧС участвовали в рабочем совещании 22.11.2018 года, на котором обсуждались вопросы закрытия пляжа и принято решение об организации на территории Каменского городского поселения места для отдыха вместо пляжа.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. В отсутствие на территории Каменского городского поселения пляжа, выданное ФИО1 предписание не может считаться в полной мере законным. В действиях ФИО1 отсутствует объективная сторона названного административного правонарушения, которая выражается в незаконном невыполнении требований, которые это лицо в силу Закона исполнить обязано. Поэтому в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения.

Статьей 29.9. КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения. Поскольку в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, производство по делу должно быть прекращено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы Каменского городского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области ФИО1, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Вичугский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.Н. Беззубов.