Дело № 5-87/2020
УИД: №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
8 мая 2020 года <...>
Судья Азовского городского суда Ростовской области Комова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца: <адрес>, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
В <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного контроля таможенного поста ФИО1 Ростовской таможни, со стороны России прибыл автомобиль марки «<данные изъяты>», рег. номер № с полуприцепом марки «<данные изъяты>» рег. номер №, под управлением гражданина Украины ФИО5.
При проведении таможенного осмотра (акт №), с применением инспекционно-досмотрового комплекса (СИДК), было получено рентгеновское изображение, дающее основание полагать, что в грузовом отсеке полуприцепа марки «<данные изъяты>» рег. номер № находится ГСМ в отдельной емкости.
В результате таможенного досмотра (АТД №), оконченного в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в грузовом отсеке полуприцепа марки «<данные изъяты>» рег. Номер № обнаружена полимерная канистра серого цвета объемом 20 литров, содержащая жидкость с характерным запахом ГСМ. Общий объем жидкости с характерным запахом ГСМ составил 20 литров.
Обнаруженный товар, в нарушение положений ст.ст.104, 105 ТК ЕАЭС, не был задекларирован гражданином ФИО5
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ФИО1 Р.В. было вынесено определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования № в отношении гражданина ФИО5 по факту недекларирования товара – жидкости с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров.
ДД.ММ.ГГГГ товар – «жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров», являющийся предметом АП, был изъят по протоколу изъятия вещей и документов по делу об АП №.
ДД.ММ.ГГГГ с целью идентификации товара, являющегося предметом административного правонарушения, и установления его стоимости было вынесено определение о назначении комплексной экспертизы, проведение которой было поручено ЭКС - ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону.
ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения комплексной экспертизы был произведён отбор проб и образов товара «жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 1 литр».
ДД.ММ.ГГГГ товар, являющийся предметом административного правонарушения - «жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 19 литров» и орудие совершения правонарушения – пластмассовая канистра серого цвета были помещены на ответственное хранение ИП ФИО3 на основании государственного контракта на оказание услуг № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом таможенного поста ФИО1 Ростовской таможни образец товара ««жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 1 литр» были направлены в ЭКС-филиал ЦЭКТУ <адрес> для проведения исследований.
Согласно Заключению эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, исследованная проба идентифицирована как дизельное топливо. Рыночная стоимость дизельного топлива в количестве 20 л по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 903,60 рублей, при этом проба полностью была израсходована при проведении исследований.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного расследования должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни в отношении ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении № по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и направлен ФИО5 почтовой корреспонденцией по адресу его жительства, о чем имеется соответствующая отметка.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, с помощью телефонограммы, что не противоречит положениям ст. 25.15 КоАП РФ. При этом, в телефонном режиме ФИО5 указал, что просит слушать дело в его отсутствие.
Исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока привлечения гражданина ФИО5 к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок декларирования товаров.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара).
Статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определены понятия для целей настоящего Кодекса:
пункт 5: «вывоз товаров с таможенной территории Союза» - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;
пункт 7: «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
пункт 16: «лицо» - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;
пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;
пункт 32: «таможенная декларация» - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;
пункт 35: «таможенное декларирование» - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;
пункт 37: «таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
пункт 41: «таможенный контроль» - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;
Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые, в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС, должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.
Согласно п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств - членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств – членов.
В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений абзаца 1 и абзаца 2 п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.
В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.
Пунктом 1 ст. 260 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу Союза подлежат таможенному декларированию.
Пунктом 6 ст. 258 ТК ЕАЭС предусмотрено, что совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза, определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, или в части, не урегулированной Комиссией.
Таким международным договором является Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение).
Согласно п. 7 приложения № 6 к Решению, в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, включены вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) товары, в отношении которых законодательством государства - члена Союза установлены вывозные таможенные пошлины (за исключением топлива, находящегося в обычных баках транспортного средства для личного пользования, и в количестве не более 10 литров в отдельной емкости).
Пунктом 7 ст. 256 ТК ЕАЭС определено, что в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами Кодекса.
Топливо в отдельной емкости в объеме более 10 литров к товарам для личного пользования не относится, и подлежит обязательному декларированию всего топлива в отдельных емкостях (включая и ту часть топлива в отдельной емкости, которая относится к категории для личного пользования) по установленной форме.
В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
Обнаруженный, в ходе таможенного досмотра товар – жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров, подлежит декларированию. Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм и требований, установленных ТК ЕАЭС, Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, данный товар не был задекларирован ФИО5
Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО5, не задекларировав по установленной форме, ввез на таможенную территорию ЕАЭС товар – жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров, подлежащий таможенному декларированию, что является нарушением требований ст. ст. 84, 104, 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Судом установлено, что гражданин ФИО5 совершил действия, связанные с пересечением таможенной границы, в результате которых товар, а именно жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров, подлежащий таможенному декларированию, прибыл на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в связи с чем, субъектом данного административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, является гражданин ФИО5.
Предметом данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является товар: жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров.
В ходе проведения административного расследования незадекларированный товар был отправлен на экспертизу с целью определения его рыночной стоимости.
Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ по установленным показателям плотности, фракционного состава, температуры вспышки в закрытом тигле, кинематической вязкости, предельной температуре фильтруемости, зольности и химическому составу исследования проба идентифицирована как дизельное топливо. Рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения – дизельного топлива, общим объемом 20 литров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 903,60 рубля.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №; протоколом изъятия вещей и документов; объяснением гражданина ФИО2; АТД № №; заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ№, протоколом об АП № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела об административном правонарушении.
Таким образом, материалами дела об АП доказан факт совершения ФИО5 административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и вина в совершении данного правонарушения, в связи с чем, оценив представленные доказательства в их совокупности, считаю возможным квалифицировать его действия по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
При назначении наказания, учитываю характер административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО5 и прихожу к выводу о назначении ему наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам; изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании протокола изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ орудие правонарушения – пластмассовая канистра, серого цвета, объемом 20 литров – 1 шт. передана на ответственное хранение по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГФИО8 (л.д. 4-6).
При этом, учитывая, что пластмассовая канистра, серого цвета, объемом 20 литров переданная на ответственное хранение по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ не является вещью, изъятой из оборота, то полагаю, что она подлежит возвращению законному владельцу, а при неустановлении такового спорное имущество подлежит передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих законное владение ФИО5 данной канистрой, считаю необходимым передать ее в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения относятся к издержкам по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.2 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч.4 ст. 24.7 КоАП РФ).
Из материалов дела следует и подтверждается копией письма ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, что размер издержек по данному административному делу, связанных с хранением товара в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат отнесению на счет федерального бюджета, составляет 975 рублей (л.д.95).
Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца: c<адрес>, паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения - жидкость с характерным запахом ГСМ (дизельное топливо), общим объемом 19 литров, находящегося на ответственном хранении у ИП ФИО3 по адресу г. ФИО4, <адрес> и переданного по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Орудие правонарушения – пластмассовую канистру, серого цвета, объемом 20 литров – 1 шт., находящуюся на ответственном хранении у ИП ФИО3 по адресу г. ФИО4, <адрес> и переданную по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, передать в собственность Российской Федерации.
Издержки, связанные с хранением товара: жидкость с характерным запахом ГСМ (дизельное топливо), общим объемом 19 литров и пластмассовой канистры, серого цвета, объемом 20 литров – 1 шт. в размере 975 (девятьсот семьдесят пять) рублей отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.Б. Комова