ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-87/20 от 08.05.2020 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело № 5-87/2020

УИД:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

8 мая 2020 года <...>

Судья Азовского городского суда Ростовской области Комова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца: <адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного контроля таможенного поста ФИО1 Ростовской таможни, со стороны России прибыл автомобиль марки «<данные изъяты>», рег. номер с полуприцепом марки «<данные изъяты>» рег. номер , под управлением гражданина Украины ФИО5.

При проведении таможенного осмотра (акт ), с применением инспекционно-досмотрового комплекса (СИДК), было получено рентгеновское изображение, дающее основание полагать, что в грузовом отсеке полуприцепа марки «<данные изъяты>» рег. номер находится ГСМ в отдельной емкости.

В результате таможенного досмотра (АТД ), оконченного в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ в грузовом отсеке полуприцепа марки «<данные изъяты>» рег. Номер обнаружена полимерная канистра серого цвета объемом 20 литров, содержащая жидкость с характерным запахом ГСМ. Общий объем жидкости с характерным запахом ГСМ составил 20 литров.

Обнаруженный товар, в нарушение положений ст.ст.104, 105 ТК ЕАЭС, не был задекларирован гражданином ФИО5

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста ФИО1 Р.В. было вынесено определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования в отношении гражданина ФИО5 по факту недекларирования товара – жидкости с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров.

ДД.ММ.ГГГГ товар – «жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров», являющийся предметом АП, был изъят по протоколу изъятия вещей и документов по делу об АП .

ДД.ММ.ГГГГ с целью идентификации товара, являющегося предметом административного правонарушения, и установления его стоимости было вынесено определение о назначении комплексной экспертизы, проведение которой было поручено ЭКС - ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону.

ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения комплексной экспертизы был произведён отбор проб и образов товара «жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 1 литр».

ДД.ММ.ГГГГ товар, являющийся предметом административного правонарушения - «жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 19 литров» и орудие совершения правонарушения – пластмассовая канистра серого цвета были помещены на ответственное хранение ИП ФИО3 на основании государственного контракта на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом таможенного поста ФИО1 Ростовской таможни образец товара ««жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 1 литр» были направлены в ЭКС-филиал ЦЭКТУ <адрес> для проведения исследований.

Согласно Заключению эксперта ЭКС-филиала ЦЭКТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исследованная проба идентифицирована как дизельное топливо. Рыночная стоимость дизельного топлива в количестве 20 л по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 903,60 рублей, при этом проба полностью была израсходована при проведении исследований.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного расследования должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни в отношении ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и направлен ФИО5 почтовой корреспонденцией по адресу его жительства, о чем имеется соответствующая отметка.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, с помощью телефонограммы, что не противоречит положениям ст. 25.15 КоАП РФ. При этом, в телефонном режиме ФИО5 указал, что просит слушать дело в его отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока привлечения гражданина ФИО5 к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок декларирования товаров.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара).

Статьей 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определены понятия для целей настоящего Кодекса:

пункт 5: «вывоз товаров с таможенной территории Союза» - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза;

пункт 7: «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

пункт 16: «лицо» - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом;

пункт 27: «перемещение товаров через таможенную границу Союза» - ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза;

пункт 32: «таможенная декларация» - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

пункт 35: «таможенное декларирование» - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

пункт 37: «таможенные операции» - действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании;

пункт 41: «таможенный контроль» - совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании;

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые, в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС, должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Согласно п. 2 ст. 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств - членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств – членов.

В соответствии с п. 1 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу положений абзаца 1 и абзаца 2 п. 2 ст. 310 ТК ЕАЭС таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер обеспечивающих проведение таможенного контроля. В целях выявления товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, таможенный контроль может проводиться в отношении физических лиц, пересекающих таможенную границу Союза.

В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.

Пунктом 1 ст. 260 ТК ЕАЭС предусмотрено, что товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу Союза подлежат таможенному декларированию.

Пунктом 6 ст. 258 ТК ЕАЭС предусмотрено, что совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза, определяется Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией, или в части, не урегулированной Комиссией.

Таким международным договором является Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» (далее – Решение).

Согласно п. 7 приложения № 6 к Решению, в перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, включены вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - Союз) товары, в отношении которых законодательством государства - члена Союза установлены вывозные таможенные пошлины (за исключением топлива, находящегося в обычных баках транспортного средства для личного пользования, и в количестве не более 10 литров в отдельной емкости).

Пунктом 7 ст. 256 ТК ЕАЭС определено, что в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 ТК ЕАЭС «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования» не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами Кодекса.

Топливо в отдельной емкости в объеме более 10 литров к товарам для личного пользования не относится, и подлежит обязательному декларированию всего топлива в отдельных емкостях (включая и ту часть топлива в отдельной емкости, которая относится к категории для личного пользования) по установленной форме.

В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Обнаруженный, в ходе таможенного досмотра товар – жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров, подлежит декларированию. Вместе с тем, в нарушение указанных выше норм и требований, установленных ТК ЕАЭС, Решением Совета Евразийского экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, данный товар не был задекларирован ФИО5

Таким образом, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ гражданин ФИО5, не задекларировав по установленной форме, ввез на таможенную территорию ЕАЭС товар – жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров, подлежащий таможенному декларированию, что является нарушением требований ст. ст. 84, 104, 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возложена обязанность по таможенному декларированию товаров.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Судом установлено, что гражданин ФИО5 совершил действия, связанные с пересечением таможенной границы, в результате которых товар, а именно жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров, подлежащий таможенному декларированию, прибыл на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в связи с чем, субъектом данного административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, является гражданин ФИО5.

Предметом данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является товар: жидкость с характерным запахом ГСМ, общим объемом 20 литров.

В ходе проведения административного расследования незадекларированный товар был отправлен на экспертизу с целью определения его рыночной стоимости.

Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по установленным показателям плотности, фракционного состава, температуры вспышки в закрытом тигле, кинематической вязкости, предельной температуре фильтруемости, зольности и химическому составу исследования проба идентифицирована как дизельное топливо. Рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения – дизельного топлива, общим объемом 20 литров по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 903,60 рубля.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования ; протоколом изъятия вещей и документов; объяснением гражданина ФИО2; АТД № ; заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об АП от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, материалами дела об АП доказан факт совершения ФИО5 административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и вина в совершении данного правонарушения, в связи с чем, оценив представленные доказательства в их совокупности, считаю возможным квалифицировать его действия по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ФИО5 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

При назначении наказания, учитываю характер административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО5 и прихожу к выводу о назначении ему наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Согласно части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению; изъятые из незаконного оборота товары легкой промышленности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством Российской Федерации передаются заинтересованным лицам; изъятые ордена, медали, нагрудные знаки к почетным званиям Российской Федерации, РСФСР, СССР подлежат возврату их законному владельцу, а если он не известен, направляются в Администрацию Президента Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что на основании протокола изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ орудие правонарушения – пластмассовая канистра, серого цвета, объемом 20 литров – 1 шт. передана на ответственное хранение по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГФИО8 (л.д. 4-6).

При этом, учитывая, что пластмассовая канистра, серого цвета, объемом 20 литров переданная на ответственное хранение по акту приема-передачи ДД.ММ.ГГГГ не является вещью, изъятой из оборота, то полагаю, что она подлежит возвращению законному владельцу, а при неустановлении такового спорное имущество подлежит передаче в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих законное владение ФИО5 данной канистрой, считаю необходимым передать ее в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения относятся к издержкам по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч.4 ст. 24.7 КоАП РФ).

Из материалов дела следует и подтверждается копией письма ИП ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, что размер издержек по данному административному делу, связанных с хранением товара в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые подлежат отнесению на счет федерального бюджета, составляет 975 рублей (л.д.95).

Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца: c<адрес>, паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ<адрес> зарегистрированного по адресу: <адрес> признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения - жидкость с характерным запахом ГСМ (дизельное топливо), общим объемом 19 литров, находящегося на ответственном хранении у ИП ФИО3 по адресу г. ФИО4, <адрес> и переданного по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Орудие правонарушения – пластмассовую канистру, серого цвета, объемом 20 литров – 1 шт., находящуюся на ответственном хранении у ИП ФИО3 по адресу г. ФИО4, <адрес> и переданную по акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, передать в собственность Российской Федерации.

Издержки, связанные с хранением товара: жидкость с характерным запахом ГСМ (дизельное топливо), общим объемом 19 литров и пластмассовой канистры, серого цвета, объемом 20 литров – 1 шт. в размере 975 (девятьсот семьдесят пять) рублей отнести на счет федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Б. Комова