ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-87/2018 от 12.04.2018 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 5-87/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Лангепас 12 апреля 2018 года

Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Буркова О. А., с участием заведующей Лангепасским городским муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко» ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

консультантом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры /Должностное лицо/, на основании приказа Обрнадзора Югры № 30-ППК-29 от 02 февраля 2018 года, при проведении плановой выездной проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности установлен факт грубого нарушения требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, в частности в штате Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко» (далее по тексту - Учреждение) имеется педагогический работник, заключивший трудовой договор, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике и не соответствующий требованиям статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ), а также требованиям федеральных государственных стандартов, так, у старшего воспитателя ФИО1 отсутствует высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

В судебном заседании представитель Учреждения ФИО2 вину в совершении указанного правонарушения признала, раскаялась, указав, что воспитатель ФИО1 действительно не имеет высшего образования. Привела доводы о том, что принята ФИО1 на занимаемую должность ввиду отсутствия других кандидатов. Указала, что с 01 июня 2018 года ФИО1 будет переведена на другую должность, и только после получения в феврале 2019 года диплома о высшем образовании вновь займёт должность старшего воспитателя.

Выслушав представителя ФИО2, исследовав представленные в материалы дела доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).

В силу пункта 9 указанного Положения под грубым нарушением понимается нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ, в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения; а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.

Подпункт "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Закона № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством России (ч. 2 ст. 46 Закона № 273-ФЗ).

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 331 Трудового кодекса РФ).

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 26 августа 2010 года № 761 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемой документами об образовании, а также требования к стажу.

В разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" указаны должностные и квалификационные требования к воспитателям: это наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "образование и педагогика".

Как следует из представленных материалов, в период с 12 по 28 февраля 2018 года должностными лицами Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на основании приказа № 30-ППК-29 от 02 февраля 2018 года в отношении Учреждения проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

В рамках проверки выявлено нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности, которое зафиксировано в акте проверки от 28 февраля 2018 года.

06 марта 2018 года консультантом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры /Должностное лицо/ в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу, в штате Учреждения имеется педагогический работник, заключивший трудовой договор, не имеющий профессионального образования и не обладающий соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике и не соответствующий требованиям статьи 46 Закона № 273-ФЗ, а также требованиям федеральных государственных стандартов, так, у старшего воспитателя ФИО1 отсутствует высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика».

Факт совершения Учреждением административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.

Так, из представленного диплома СБ <...> от 11 июня 1998 года, выданного Дубовским педагогическим училищем Волгоградской области на имя ФИО1, следует, что последней присвоена квалификация - учитель начальных классов, специальность - преподавание в начальных классах (л.д. 67).

Удостоверение о повышении квалификации Автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Институт развития образования» подтверждает факт прохождения ФИО1 в период с 30 марта 2017 года по 11 апреля 2017 года повышения квалификации и итоговой аттестации по дополнительной профессиональной программе «Преемственность и непрерывность образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования» (л.д. 70).+

Таким образом, высшего образования по направлению "Образование и педагогика", подтвержденного соответствующим дипломом, ФИО1 не имеет, уровень её профессионального образования не отвечает установленным действующим законодательством квалификационным требованиям.

Вместе с тем, ФИО1 предприняла меры для получения соответствующего профессионального образования (специальности по занимаемой должности) и является студентом 3 курса частного учреждения образовательная организация высшего образования «Омская гуманитарная академия» (л.д. 72).

Учитывая изложенное, исследовав представленные материалы, суд полагает вину Учреждения, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полностью доказанной.

Предусмотренный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения Учреждения к административной ответственности, не истёк.

Согласно ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая, что многолетний опыт работы воспитателя ФИО1 и обстоятельства получения ею высшего профессионального образования требуемого направления, полагаю возможным назначить Учреждению наказание в виде административного штрафа в размере половины минимального размера, то есть 75 000, 00 рублей.

Оснований для применения административного наказания в виде приостановления деятельности не усматриваю, поскольку таковое повлечёт лишение обучающихся воспитанников Учреждения возможности его посещения и напрямую нарушит право детей на получение дошкольного образования.

Руководствуясь статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000, 00 (семидесяти пяти тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Обрнадзор Югры л/сч <***>)

ИНН <***>, КПП 860101001

Расчётный счёт № <***>

Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск

БИК 047162000, КБК 410 1 16 90040 04 0000 140

ОКТМО 71872000

Назначение платежа - административный штраф за нарушение ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Разъяснить руководителю Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 9 «Солнышко», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, документ, подтверждающий его уплату, - представлен в Лангепасский городской суд (<...> народов, дом № 20, к. № 111) в указанный срок. В случае неуплаты штрафа юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение десяти дней.

Судья Буркова О. А.