ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-881/18 от 29.10.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-881/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

29 октября 2018 года город Псков

Резолютивная часть оглашена 25 октября 2018 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Григорьева С.А.,

рассмотрев дело в отношении юридического лица ОАО «Российские железные дороги»,ИНН <***>, ОГРН <***>, ОКПО 00083262, КПП 997650001, дата государственной регистрации 23.09.2003, зарегистрированного по адресу: 107174, <...>, ранее к административной ответственности в сфере таможенного законодательства привлекаемого, об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении от ** ***2018, ** ***2018 в 21 час 45 минут на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № **** (индекс поезда ****-***-****) прибыл железнодорожный вагон № *******с товаром«пшеница», следовавший из России в Латвию. В 23 часа 35 минут ** ***2018 в таможенныйорган - таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытияс таможенной территории Евразийского экономического союза - представителем перевозчикаОАО «Российские железные дороги» (далее –ОАО «РЖД») - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортногообслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территорииЕвразийского экономического союза были представлены:декларация на товары № ************, транспортные (ж/д накладная №******* от ** ***2018), коммерческие (инвойс № ******* от ** ***2018), разрешительные(фитосанитарный сертификат № *********** от ** ***2018) документы на товар«пшеница», код товара 1001990000 ТНВЭД ЕАЭС. Отправитель: АО ЭЛЕВАТОР«Э.» (Россия). Получатель: ООО «Т.С.Э.» (Латвия). Перевозчик: ОАО «РЖД» (107174, Россия, <...>). Страна происхождения товара - Россия. Страна назначения - Латвия.

Поскольку предъявленный фитосанитарный сертификат № ***********от ** ***2018 выдан на партию товара «пшеница», перемещаемую в железнодорожном вагоне № *******, ** ***2018 должностным лицом таможенного органа т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос №36 о необходимости предоставления фитосанитарного сертификата на партию товара «пшеница», перемещаемую в железнодорожном вагоне № *******, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС.

** ***2018 перевозчиком ОАО «РЖД» был представлен фитосанитарный сертификат №*********** от ** ***2018 на партию товара, «пшеница», перемещаемую в железнодорожном вагоне № 95214466.

По данному факту таможенным органом было проведено административное расследование, по результатам которого ** ***2018 в отношении юридического лица ОАО «РЖД» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, за предоставление недействительного фитосанитарного сертификата на товар «пшеница», содержащий недостоверные сведения о номере вагона, в котором перемещался вывозимый товар.

Представитель ОАО «РЖД» С.Р. в судебном заседании, вину в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не признал. Пояснил, что ОАО «РЖД» осуществляло перевозку в соответствии с соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), согласно которому все сведения в товаросопроводительные документы вносятся грузоотправителем, в связи с чем, именно отправитель отвечает за достоверность внесенных им сведений. Также отметил, что фитосанитарный сертификат выдается на партию товара, а не на транспортное средство, в котором она перевозится, соответственно, номер контейнера или вагона является всего лишь полезной информацией, дополняющий фитосанитарный сертификат, и потому неверное указание номера вагона в фитосанитарном сертификате не свидетельствует о его недействительности. Полагал, что в действиях Общества отсутствует как событие, так и состав вмененного административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Представитель Псковской таможни С.Э. поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, просила суд применить к ОАО «РЖД» наказание в пределах санкции статьи. Ссылаясь на положения Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ 12) «Фитосанитарные сертификаты», принятые в пересмотренной редакции в марте 2011 года Комиссией по фитосанитарным мерам, указывается, что упаковкой для такого груза как зерно, являются контейнеры и/или железнодорожные вагоны, которые должны иметь идентификационные номера, необходимые для идентификации груза. Указание в фитосанитарном сертификате номера вагона, в котором следовала подкарантинная продукция (пшеница), является единственной информацией, позволяющей идентифицировать экспортируемый груз. Поскольку в представленном таможенному органу фитосанитарном сертификате содержатся недостоверные (ложные) сведения о номере железнодорожного вагона, то он является недействительным документом, в связи с чем, перевозчик, предоставивший в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, недействительный фитосанитарный сертификат, нарушил установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической Комиссии и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, ограничения на вывоз товаров из Российской Федерации.

Выслушав представителей таможни и привлекаемого к административной ответственности лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, является несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В силу примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно п.п. 26 п.1 статьи 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

В соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные икарантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу, в том числе их вывоз осуществляется с соблюдением установленных запретов и ограничений.

Пунктом 8.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утверждённого Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», установлено, что в случае, если в соответствии с фитосанитарными требованиями страны-импортёра подкарантинная продукция должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом, указанные фитосанитарные сертификаты выдаются уполномоченным органом государства – члена по месту отправки в соответствии с законодательством этого государства-члена.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений», вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.

Согласно части 4 статьи 25 Федерального закона «О карантине растений» контроль за соблюдением положений части 1 данной статьи осуществляется таможенными органами в форме документарной проверки, установленной Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 года № 995 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе», в котором прямо указаны основания для запрета вывоза из Российской Федерации подкарантинной продукции и признания фитосанитарного сертификата недействительным (далее Правила).

В соответствии с пунктом 6 Правил, фитосанитарный сертификат признаётся поддельным в случаях: выдачи неуполномоченным органом; не соответствия установленным требованиям к бланку, на котором выдается фитосанитарный сертификат.

Согласно пункту 7 Правил фитосанитарный сертификат признаётся недействительным в случаях: неполного оформления; выдачи на партию подкарантинной продукции после её фактического убытия с определённой местности или определённого предприятия, за исключением фитосанитарных сертификатов, выданных взамен фитосанитарных сертификатов, у которых истёк срок действия; срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истёк, если такой срок предусмотрен законодательством страны – импортёра, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция; фитосанитарный сертификат не содержит указание на наименование и (или) номер транспортного средства, если требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номере транспортного средства предусмотрено законодательством страны-импортёра, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция; фитосанитарный сертификат содержит изменения, не заверенные уполномоченным органом, его выдавшим; фитосанитарный сертификат на партию подкарантинной продукции, которая запрещена к ввозу, оформлен после введения такого запрета стороной, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция, либо после даты (истечения определённого периода), предусмотренной решением о введении такого запрета.

Из материалов дела следует, что ** ***2018 в 21 час 45 минут на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № **** (индекс поезда ****-***-****) прибыл железнодорожный вагон № *******с товаром«пшеница», следовавший из России в Латвию. В 23 часа 35 минут ** ***2018 в таможенныйорган - таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытияс таможенной территории Евразийского экономического союза - представителем перевозчикаОАО «Российские железные дороги» (далее –ОАО «РЖД») - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортногообслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территорииЕвразийского экономического союза были представлены:декларация на товары № ************, транспортные (ж/д накладная №******* от ** ***2018), коммерческие (инвойс № ******* от ** ***2018), разрешительные(фитосанитарный сертификат № *********** от ** ***2018) документы на товар«пшеница», код товара 1001990000 ТНВЭД ЕАЭС. Отправитель: АО ЭЛЕВАТОР«Э.» (Россия). Получатель: ООО «Т.С.Э.» (Латвия). Перевозчик: ОАО «РЖД» (107174, Россия, <...>). Страна происхождения товара - Россия. Страна назначения - Латвия.

При проверке указанных документов было выявлено, что предъявленный фитосанитарный сертификат № ***********от ** ***2018 выдан на партию товара «пшеница», перемещаемую в железнодорожном вагоне №*******.

Перевозимый ОАО «РЖД» товар «пшеница», по коду ТН ВЭД ЕАЭС 1001 и наименованию, включен в раздел I. Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утверждённому Решением Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 18 июня 2010 года № 318, то есть при убытии с территории ЕАЭС должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом.

Из материалов дела следует, что фитосанитарный сертификат № *********** от ** ***2018 был оформлен на партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации в железнодорожном вагоне (№*******) отличного от прибывшего на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни (№ *******).

Вместе с тем, как следует из статьи 5 Международной конвенции по карантину и защите растений (текст одобрен 29-й сессией конференции Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в ноябре 1997 года, принят постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 N 874: далее – Международная конвенция) каждая договаривающаяся сторона должна принять меры по проведению фитосанитарной сертификации с целью обеспечения соответствия экспортируемых растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов и грузов с ними записи в сертификате. Сертификаты должны соответствовать образцу, данному в приложении к Международной конвенции, заполняться и выдаваться с учетом соответствующих международных стандартов.

Установленная форма сертификата содержит графы (части) «количество мест и описание упаковки», а также «заявленный способ транспортировки».

Руководство по фитосанитарным сертификатам Международного стандарта по фитосанитарным мерам (МСФМ N 12) предписывает заполнять часть сертификата «количество мест и описание упаковки» в соответствии со следующими требованиями: «включать достаточно подробную информацию, чтобы дать возможность национальной организации по карантину и защите растений импортирующей страны идентифицировать груз и составляющие его части и, в случае необходимости, проверить их размер. Номера контейнеров и/или вагонов являются полезным дополнением к описанию упаковки и могут быть включены здесь, если известны»; часть сертификата «заявленный способ транспортировки» заполняется с использованием таких терминов, как «морской, воздушный, автомобильный, железнодорожный, почтовый и пассажирский» с указанием названия судна и номера рейса корабля или самолета, если они известны.

Из указанного следует, что указание в сертификате номера вагона не является обязательным.

Таким образом, исходя из вышеприведенных нормоположений, а также подпункта 1.1 пункта 1 МСФМ 12, согласно которому фитосанитарные сертификаты выдаются с целью удостоверения, что растения, растительные продукты или другие подкарантинные материалы соответствуют фитосанитарным импортным требованиям импортирующих стран и положениям удостоверяющего заявления, неверное указание в фитосанитарном сертификате номера вагона, в котором перевозится подкарантинный груз, в данном случае, пшеница, не свидетельствуют о недействительности представленного ОАО «РЖД» фитосанитарного сертификата № *********** от ** ***2018.

Сведения о том, что законодательством страны-импортёра предусмотрено требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номера транспортного средства, в деле отсутствуют.

При этом, представленный перевозчиком фитосанитарный сертификат № *********** от ** ***2018 является официальным документом с не истёкшим сроком действия, выданным уполномоченным должностным лицом и подтверждает соответствие груза действующим фитосанитарным требованиям импортирующей страны, выполнение мероприятий по обеззараживанию подкарантинной продукции, включен в Федеральную государственную информационную систему - ФГИС «Аргус-Фито», в которой имеется единая база данных о выданных фитосанитарных сертификатах.

Оценив установленные в ходе рассмотрения дела все обстоятельства в их совокупности, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ОАО «РЖД» состава вмененного административного правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Процессуальных издержек по делу нет, товар не изымался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Российские железные дороги» прекратить на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Вещественные доказательства: копии документов, находящиеся в материалах дела, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья Григорьева С.А.