ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-881/20 от 06.08.2020 Сызранского городского суда (Самарская область)

№ ***

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Сызрань

Резолютивная часть оглашена 06 августа 2020 года.

Постановление в мотивированной форме вынесено 11 августа 2020 года.

Судья Сызранского городского суда Самарской области Еремина И.Н.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ОГРН № ***, ИНН № *** юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

<дата>. инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1 составлен протокол № *** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении юридического лица - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в связи с тем, что юридическое лицо повторно не выполнено в установленный срок законное предписание органа осуществляющего государственный пожарный надзор об устранении нарушений требований пожарной безопасности, а именно пункты 4-6, 8-14 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский № *** от <дата>. об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара на территории.

Ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области от 04.06.2019г. ОАО «РЖД» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

В судебном заседании представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО2 и ФИО3 вину в совершенном правонарушении не признали, пояснили, что в настоящее время принимаются все возможные меры к устранению нарушений, что исключает вину юридического лица, работы будут выполнены по мере выделения денежных средств.

В судебное заседание представитель ОАО «РЖД» по доверенности ФИО4 не явился, представил письменные пояснения по делу, в которых указал, что основанием для составления в отношении ОАО «РЖД» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ явился вывод административного органа о том, что Обществом не выполнено в установленный срок предписание № *** от <дата>. Указал, что административным органом не учтено, что при проведении внеплановой проверки МЧС в июле 2020г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании от <дата>. № ***: из 7 замечаний (п. 1,2,3,4,6,7,14) по объектам, находящимся на балансе Самарской дистанции гражданских сооружений Куйбышевской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений 4 замечания (п. 1,2,3,7) устранены в установленные предписанием сроки.

Для устранения нарушения по оборудованию здания системой пожарного мониторинга в здании ДОЛБ по адресу: <адрес> (п. 4 предписания) в настоящее время проводится процедура № ***, срок выполнения работ – октябрь 2020г.

Для устранения нарушения по оборудованию системы вентиляции огнезадерживающими клапанами в здании ЭЧ-5 по адресу: <адрес> (п. 6,14) объекты включены в план выполнения работ по ремонту вентиляции, в том числе оснащению вентиляции электромагнитными клапанами, на 2021г.

Полагает, что в данном случае противоправное действие (бездействие) со стороны ОАО «РЖД» отсутствуют, поскольку предписание исполнено в установленный срок, следовательно, в конструкции вменяемого состава административного правонарушения отсутствует такой элемент, как объективная сторона. Отсутствие одного из элементов состава свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется в ОАО «РЖД» за счет средств инвестиционной программы, которая носит долгосрочный и планомерный характер, и принимается с учетом финансовых возможностей компании, а также задач, поставленных Президентом РФ и Правительством РФ.

В настоящее время, с целью выполнения требований законодательства о пожарной безопасности ОАО «РЖД» поэтапно, с учетом финансовых возможностей компании и утвержденного Советом директоров ОАО «РЖД» (после согласования с Правительством РФ) годового бюджета, принимаются все необходимые меры.

Инвестиционная деятельность компании строго регламентирована, поскольку ОАО «РЖД» является компанией со 100% государственным участием. Инвестиционную программу и годовые бюджеты компании, утверждает Совет директоров ОАО «РЖД» после согласования с Правительством РФ.

В связи с изложенным, ОАО «РЖД» обратилось в ОНД г.о. Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский УНД и ПР 29.05.2020г. за исх. № *** направлено обращение о продлении сроков исполнения ранее выданного предписания. Однако, до настоящего времени ответ на обращение в адрес ОАО «РЖД» не поступил.

Полагает, что в случае установления судом вины общества, необходимо применить ст. 4.1 КоАП РФ и ст. 2.9 КоАП РФ. Полагает, что существенная угроза общественным отношениям отсутствует и административным органом не доказана, действия ОАО «РЖД» каких-либо негативных последствий не повлекли и не могли повлечь. В целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, оспариваемое постановление не может содержать избыточность использования административного принуждения, поскольку оно не сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями, в связи с чем, просит производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД» прекратить.

В судебном заседании инспектор отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1 пояснил, что на основании распоряжения № *** от <дата> была проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица – ОАО «РЖД», в ходе которой выявлен факт невыполнения пунктов 4-6, 11-18 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы городских округов Сызрань, Октябрьск и муниципальных районов Сызранский, Шигонский № *** от <дата>., в связи с чем, в отношении ОАО «РЖД» оставлен протокол по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.

Проверив материалы дела, заслушав представителей ОАО «РЖД» ФИО2 и ФИО3, инспектора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1, суд пришел к следующим выводам.

Частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.

В соответствии с ч. 14 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника ОНД и ПР г.о.Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области № *** от <дата>. была проведена внеплановая выездная проверка, с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности, исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от <дата>. № ***, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.

По результатам выездной проверки инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1 установлены факты невыполнения ОАО «РЖД» пунктов №№ *** предписания органа государственного контроля (надзора) № *** от <дата> а именно:

- здание по адресу <адрес> (Дом отдыха локомотивных бригад) не оборудовано системой пожарного мониторинга, обеспечивающей дублирование сигнала системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;

- в здании по адресу: г<адрес> воздуховоды системы вентиляции при пересечении противопожарных преград, обслуживаемых помещений, не выполнены с огнезадерживающими клапанами;

- в здании по адресу: <адрес> воздуховоды системы вентиляции при пересечении противопожарных преград, обслуживаемых помещений, не выполнены с огнезадерживающими клапанами;

- по адресу: <адрес> резервуарный парк базы топлива не оборудован электрической пожарной сигнализацией с ручными извещателями;

- по адресу: г.о. Сызрань, <адрес> (ПМС-38) здания и помещения боксов и мастерских автогаража, отдельно стоящих гаражей, кладовых помещений мастеров, ангара № *** для хранения ж/д и автотехники; ангара № *** для хранения ж/д и автотехники; ангара для хранения бочек с ГСМ, кладовые инструментов строгого учета, комплектаторной, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; На объекты защиты (на здания конторы, столовой, административное здание механического цеха, диспетчерская) отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;

- по адресу: <адрес> здание и помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; Помещения для технического обслуживания локомотивов не оборудованы автоматической установкой пожаротушения; Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; Несущие металлические балки и опоры в здании не доведены до требуемого предела огнестойкости, что подтверждается актом проверки № *** от <дата>

<дата> инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о.Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УДН и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области ФИО1 по результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении № *** об административной ответственности, предусмотренной ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, с которым представитель юридического лица по доверенности ФИО2 согласилась, что подтверждается ее личной подписью в протоколе.

Ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 84 судебного района г. Сызрани Самарской области от 04.06.2019г. ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 рублей.

Факт совершения ОАО «РЖД» правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении № *** от <дата>., постановлением по делу об административном правонарушении от 04.06.2019г., предписанием № *** от <дата>., распоряжением начальника ОНД и ПР г.о.Сызрань, Октябрьск и м.р. Сызранский, Шигонский УНД и ПР Главного управления МЧС России по Самарской области № *** от <дата> о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки № *** от <дата>.

При таких обстоятельствах, суд считает, что вина ОАО «РЖД» в совершении вышеуказанного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП полностью доказана, поскольку подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, каковыми в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ могут быть любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы ОАО «РЖД» о том, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, суд полагает несостоятельными, поскольку ОАО «РЖД» не представлены доказательства того, что юридическим лицом предпринимались реальные меры, направленные на исполнение предписания в период его действия.

Недостаточное бюджетное финансирование само по себе не является поводом к освобождению юридического лица от выполнения законного предписания органа, осуществляющего надзор по пожарной безопасности. Допущенные нарушения, на необходимость устранения которых указано в предписании, создают угрозу жизни и здоровья людей, не являются малозначительными.

Между тем, в силу ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, финансового положения учреждения, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, суд полагает возможным назначение ОАО «РЖД» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 14 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ОГРН № ***, ИНН № ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Еремина И.Н.

Реквизиты для уплаты штрафа:

ИНН № ***

№ ***

№ ***

№ ***

№ ***

№ ***

№ ***

№ ***

ОКФС 12, ОКВЭД № ***

№ ***

№ ***

Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ст. 32.2. КоАП РФ взыскивается в принудительном порядке.

Сведения об оплате штрафа представить в суд.

№ ***

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<дата><адрес>

Судья Сызранского городского суда Самарской области Еремина И.Н.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>,

руководствуясь ст.ст.29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», ОГРН <***>, ИНН <***>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.14 ст. 19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Еремина И.Н.