КОПИЯдело № 5-885/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Нижневартовск 25 января 2022 года
Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н.,
с участием помощника прокурора Манакова Г.А., ФИО1, привлекаемого к административной ответственности,
рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, <дата> года рождения, уроженца <данные изъяты>, неработающего проживающего по адресу: <адрес>, предусмотренный ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" выявлен факт размещения <дата> в 23:59 публикации в сообществе «ЧП [В] Нижневартовске» в социальной сети «ВКонтакте» с персональной страницы пользователя «<данные изъяты>», расположенной по адресу <адрес> принадлежащей ФИО1, содержащей информацию, направленную на возбуждение вражды, унижающую достоинство группы лиц по признакам национальности, о превосходстве русских перед представителями неславянских этносов, к которым выражено резко негативное отношение.
При рассмотрении административного материала помощник прокурора Манаков Г.А. полагал, что имеются все основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности.
В судебном заседании ФИО1 не отрицал факт вменяемого правонарушения.
Судья, выслушав помощника прокурора, пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В ст. 29 Конституции Российской Федерации закреплено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности в качестве одного из видов экстремистской деятельности определяет возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
Частями 1 и 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
В силу ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремистской деятельностью понимается, в том числе возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Согласно ст. 15 Закона № 114 - ФЗ за осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Уголовная ответственность в данном случае наступает за совершение деяния лицом, после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
В силу п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, социальной группы, приверженцев той или иной религии.
Унижение достоинства в контексте положений ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подразумевает деяния, направленные на ущемление права группы лиц, образованной по признакам пола, национальности, языка, расовой или конфессиональной принадлежности.
Действия, указанные в статье 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекут ответственность только в случае их совершения публично или с использованием средств массовой информации, информационно – телекоммуникационной сетей, в том числе сети «Интернет». Публичность предполагает обращение к неопределенному, как правило, широкому кругу лиц.
Из материалов дела следует, что пользователем социальной сети «ВКонтакте» под именем «<данные изъяты>» <дата> в 21 час 12 минут на стене сообщества «ЧП [В] Нижневартовске» указанной социальной сети (адрес сообщества <адрес>/) размещена запись «Я сегодня лично видел как лицо узбецкой или таджикской национальности гонялся за девочкой несовершеннолетней и кричал ДАВАЙ ДЕВОЧКА ПОЗНАКОМИМСЯ и эта девочка убегала от него!!! Это было по московкина 4 у 6 подъезда».
К данной записи пользователям социальной сети ФИО1 под именем «<данные изъяты>» оставлен комментарий «<данные изъяты>».
Результатами лингвистического исследования от <дата> № № проведенного БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет», подтверждено, что смысловое содержание представленных материалов в комментариях пользователя «<данные изъяты>», полученных в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия соддержит информацию о превосходстве группы лиц перед другими людьми по признаку национальности. Речь идет о превосходстве русских перед представителями неславянских этносов, к которым выражено резко негативное отношение (пункт 3 заключения). Также в комментарии пользователя «<данные изъяты>» содержится информация, направленная на возбуждение вражды, унижающая достоинство группы лиц по признакам национальности (пункт 4 заключения). Кроме того, в указанном комментарии негативной оценке подвергаются физические качества представителей неславянских этносов (пункт 6 заключения).
Установленные по делу обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, а именно постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>; объяснением ФИО1 от <дата>; информационным письмом заместителя начальника Центра по противодействию экстремизму от <дата>; рапортом старшего оперуполномоченного отделения ИПб экстремисткой деятельности и противодействия преступлениям, совершенным с использованием ИТТ ЦПЭ УМВД России по ХМАО-Югре от <дата>; актом наблюдения за Интернет-ресурсами от <дата>; объяснениями свидетелей ФИО. от <дата>; заключением исследователя № от <дата>; справкой старшего оперуполномоченного отделения ИПб экстремисткой деятельности и противодействия преступлениям, совершенным с использованием ИТТ ЦПЭ УМВД России по ХМАО-Югре от <дата>; рапортом старшего оперуполномоченного отделения ИПб экстремисткой деятельности и противодействия преступлениям, совершенным с использованием ИТТ ЦПЭ УМВД России по ХМАО-Югре от <дата>.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства судья находит их допустимыми и собранными с соблюдением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях которые могли бы повлечь освобождение ФИО1 от административной ответственности по делу допущено не было, их наличие в судебном заседании не установлено.
В настоящем случае ФИО1 является надлежащим субъектом административного правонарушения. Деяние ФИО1, состоящее в размещении в свободном доступе комментариев выражающих превосходство русских перед представителями неславянских этносов, возбуждение вражды, негативную оценку по отношению к группам лиц, объединенных по определенным признакам, подлежит квалификации по ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства о противодействии экстремистской деятельности. Оснований для иной квалификации его действий не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение физического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для физических лиц составляет не менее десяти тысяч рублей /ч. 2.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/.
Принимая во внимание, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины ФИО1, а также в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, учитывая, что назначение в данном случае наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей не обеспечит достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и повлечет избыточное ограничение прав физического лиц, судья полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией ст. 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь статьями 23.1, 29.10 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в УФК по ХМАО – Югре (Прокуратура Ханты - Мансийского автономного округа - Югра), лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 860101001, БИК 007162163, ОКТМО 71871000, единый казначейский счет 40102810245370000007, номер казначейского счета 03100643000000018700, КБК 41511601201019000140.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский городской суд.
Судья /подпись/ Н.Н. Калашникова
Копия верна
Судья Н.Н. Калашникова
Подлинный документ находится
в Нижневартовском городском суде в административном деле №
Судья __________ подпись
Секретарь _________ подпись