ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-886/2016 от 11.10.2016 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Тольятти 11 октября 2016 года

Судья Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области Телин А.А.,

при секретаре Илюхиной Я.О.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Тольятти Скоровой Ю.С.,

представителя юридического лица ООО «Кафетерия» в лице ФИО1, действующего на основании доверенности от 06.10.2016 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №5-886/2016 в отношении:

юридического лица ООО «Кафетерия», <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

02 августа 2016 года в течение рабочего времени с 09 до 18 часов юридическое лицо ООО «Кафетерия», имея умысел на неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ст. ст. 6, 22, 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», осуществляя недопустимое вмешательство в осуществление прокурорского надзора в форме воспрепятствования законной деятельности прокурора, не выполнило требования прокурора о принятии конкретных мер по устранению нарушений закона, а именно: не приняло мер по устранению нарушений трудового законодательства, указанных в представлении и.о.заместителя прокурора Центрального района г.Тольятти Сергеева Ю.Д. от 28.06.2016 года №07-18-16 об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных 24.06.2016 года в ходе совместной проверки прокуратуры района с УПФР в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, оставив без рассмотрения указанное представление прокурора в части требования о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, и не допущению впредь нарушений закона, совершив тем самым умышленное невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.

Представитель юридического лица ООО «Кафетерия» ФИО1 в судебном заседании оспаривал факт совершения ООО «Кафетерия» административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, пояснив, что представление прокурора от 28.06.2016 года №07-18-16 было рассмотрено директором ООО «Кафетерия» в установленный срок, в течение месяца со дня получения представления и о результатах рассмотрения в прокуратуру Центрального района г.Тольятти был направлен письменный ответ, согласно которому каких-либо нарушений трудового законодательства со стороны ООО «Кафетерия» не установлено.

В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Тольятти Скорова Ю.С. пояснила суду, что вина ООО «Кафетерия» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, доказана в полном объеме представленными суду материалами дела об административном правонарушении.

Согласно ст.1 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1-2 ст.2, ст. ст. 21, 26 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст.6 Федерального закона «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок; статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно; неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность».

Согласно п.1 ст.5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» одной из форм недопустимого вмешательства в осуществление прокурорского надзора является воспрепятствование деятельности прокурора, в том числе и путем неисполнения его законных требований.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Несоблюдение Конституции РФ и действующих на ее территории законов, вмешательство в осуществление прокурорского надзора в форме воспрепятствования законной деятельности прокурора, влечет за собой угрозу единству правового пространства Российской Федерации.

Из представленных суду материалов следует, что 24.06.2016 года прокуратурой Центрального района г.Тольятти совместно с УПФР в Центральном районе г.Тольятти и Ставропольском районе Самарской области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в ООО «Кафетерия», в ходе которой был выявлен ряд нарушений, в связи с чем в адрес генерального директора ООО «Кафетерия» внесено представление от 28.06.2016 года №07-18-16 об устранении нарушений трудового законодательства, согласно которому директору ООО «Кафетерия» необходимо безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора, уведомив о дне и времени рассмотрения в письменной форме; принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, и не допущению впредь нарушений закона; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО2; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно уведомить прокурора Центрального района г.Тольятти в течение месяца со дня получения представления.

В указанном представлении в письменном виде разъяснено, что невыполнение изложенных в представлении требований влечет административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, по ст.17.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, из письменного ответа на представление за подписью директора ООО «Кафетерия» ФИО2 в прокуратуру Центрального района г.Тольятти следует, что ООО «Кафетерия» не использует «серых» (конвертных) схем оплаты труда, с работниками ООО «Кафетерия» заключены трудовые договоры, работникам своевременно выплачивается заработная плата и ООО «Кафетерия» не является участником гражданских дел, связанных с нарушением трудового законодательства.

Таким образом, требования прокурора, указанные в представлении от 28.06.2016 года №07-18-16 об устранении нарушений трудового законодательства, юридическим лицом в полной мере не исполнены, представление в части требования о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, причин и условий им способствующих, и не допущению впредь нарушений закона оставлено без рассмотрения, что свидетельствует о том, что своими действиями юридическое лицо ООО «Кафетерия» совершило умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.

Доводы представителя ООО «Кафетерия» о том, что представление прокурора было рассмотрено директором ООО «Кафетерия» и в ходе рассмотрения нарушений трудового законодательства со стороны ООО «Кафетерия» установлено не было, не могут быть приняты во внимание, поскольку факт наличия нарушений трудового законодательства, указанных в представлении прокурора, был установлен в ходе совместной проверки прокуратуры и УПФР и доказательств того, что результаты указанной проверки были оспорены юридическим лицом и признаны недействительными в установленном законом порядке, суду не представлено.

Постановлением начальника отдела Государственной инспекции труда в Самарской области №4-3187-16-ППР/399/8/1 от 30.08.2016 ООО «Кафетерия» привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение трудового законодательства в виде ненадлежащего заключения трудового договора с работником.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры (п.3).

С учетом изложенного представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ.

Представителем ООО «Кафетерия» представление и.о.заместителя прокурора Центрального района г. Тольятти Сергеева Ю.Д. от 28.06.2016 года №07-18-16 в установленном законом порядке обжаловано не было, в связи с чем оно должно быть исполнено.

В пункте 4 ст.10 Федерального закона «О прокуратуре РФ» предусматрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Согласно п.2 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Вместе с тем, согласно действующему трудовому законодательству РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему дисциплинарное взыскание, то есть применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя и производится в установленном законом порядке.

Таким образом, представление и.о.заместителя прокурора Центрального района г.Тольятти Сергеева Ю.Д. от 28.06.2016 года №07-18-16 об устранении нарушений трудового законодательства в части требования о привлечении к дисциплинарной ответственности <данные изъяты> ФИО2 противоречит действующему трудовому законодательству и не может вменяться в вину при привлечении юридического лица ООО «Кафетерия» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в связи с чем подлежит исключению из описания содеянного.

Представление и.о.заместителя прокурора Центрального района г.Тольятти Сергеева Ю.Д. от 28.06.2016 года №07-18-16 об устранении нарушений трудового законодательства в части безотлагательного рассмотрения данного представления с участием прокурора, с уведомлением о дне и времени рассмотрения в письменной форме, и в части письменного уведомления о результатах рассмотрения представления и принятых мерах прокурора Центрального района г.Тольятти в течение месяца со дня получения представления ООО «Кафетерия» выполнило.

С учетом вышеизложенного, исследовав представленные материалы, выслушав пояснения представителя ООО «Кафетерия», помощника прокурора, суд считает, что несмотря на непризнание представителем ООО «Кафетерия» вины юридического лица в совершении административного правонарушения, вина последнего полностью доказана и его действия следует квалифицировать по ст.17.7 КоАП РФ, поскольку юридическое лицо ООО «Кафетерия» совершило умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

С учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, суд считает возможным назначить юридическому лицу ООО «Кафетерия» наказание, предусмотренное санкцией ст.17.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица ООО «Кафетерия», судом не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.5, 29.6, 29.7, 29.10, 29.11 и 17.7 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо ООО «Кафетерия» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в доход государства в размере 50000 (Пятидесяти тысяч) рублей.

Постановление суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение десяти дней со дня его получения.

Судья:

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или в иную кредитную организацию по следующим реквизитам:

ИНН: <***>, КПП: 631701001

УФК по Самарской области (прокуратура Самарской области)

БИК: 043601001

Расчетный счет: <***>, Отделение Самара

ОКАТО 36701000, КБК: 41511690010016000140