Дело № 5-88/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
пгт. Ленинское 31.10.2018 года
Судья Шабалинского районного суда Кировской области Катаева Н.В. единолично,
при секретаре судебного заседания Татариновой Е.Е.,
с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - ФИО1,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - ФИО6,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении:
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Дом Сервис» (далее – ООО «УК «Дом Сервис»), ИНН <данные изъяты>, адрес: <адрес>, <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по <адрес>ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 по адресу: <адрес>, по результатам изучения материалов рейдового осмотра (приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-РП) установлено, что ООО «УК «Дом Сервис» осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, не соблюдая экологические требования при обращении с отходами производства и потребления. Основным видом деятельности предприятия является: деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки; среди дополнительных видов: сбор отходов, обработка и утилизация отходов. ДД.ММ.ГГГГ в рамках рейдового осмотра установлено, что транспортное средство марки ГАЗ-<данные изъяты> с регистрационным знаком №, которое эксплуатируется ООО «УК «Дом Сервис», зафиксированное по адресу: <адрес>, пгт. Ленинское, <адрес>, осуществляет транспортирование отходов. По результатам анализа отобранных проб отходов установлено, что отходы относятся к IV классу опасности, согласно заключению экспертной организации отходы относятся к отходам несортированным и являются твёрдыми коммунальными отходами. Кузов мусоровоза негерметичен, отходы складируются в мешках, при этом тентом не укрыты. Паспорт транспортируемых отходов, документация для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования, специальные знаки, аппаратура спутниковой навигации на транспортном средстве отсутствуют. Статистический отчёт по форме 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и отчётность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов за 2017 год не сдавалась.
В результате проведения рейдового осмотра выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 16, ч. 2 и ч. 7 ст. 18, ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 2 и ч. 27 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами»). В действиях юридического лица ООО «УК «Дом Сервис» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ФИО7. в судебном заседании пояснила, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «УК «Дом Сервис» был составлен на основании материалов проведённого рейдового задания и материалов, поступивших из отдела полиции, согласно которым в действиях ООО усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель ООО «УК Дом Сервис» ФИО1 выявленные нарушения не признал, с протоколом не согласен, считает его незаконным, заявил, что к проведению планового (рейдового) осмотра экспертные организации, иные лица и организации не привлекались; в акте обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о должностных лицах, уполномоченных на проведение планового (рейдового) осмотра, сведения о результатах осмотра, обследования и выявленных нарушениях, а также лиц их допустивших, отсутствуют сведения о взятии проб отходов; в рейдовом задании отсутствует мероприятие, как взятие проб отходов; отсутствует акт приема-передачи проб отходов из ОП в Управление Росприроднадзора. Также указал, что не имеется нарушений в действиях ООО при сборе отходов от населения в отсутствие паспорта; статистическая отчетность также не сдается. Просит признать недопустимыми доказательствами: акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ; копию заявления ФИО4 о происшествии; копию рапорта ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ; протокол осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ; копию сопроводительного письма начальника ОП; заключение экспертной организации от ДД.ММ.ГГГГ№-О, так как они составлены с нарушением законодательства РФ об административных правонарушениях и содержат несоответствующие сведения.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения участвующих лиц, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья по делу об административном правонарушении оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ обращением с отходами является деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1997 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Часть 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при наличии паспорта отходов, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соблюдении требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах, наличии документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
Судьёй установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках рейдового осмотра установлено, что ООО «УК «Дом Сервис» осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности, не соблюдая экологические требования при обращении с отходами производства и потребления. Кузов транспортного средства марки ГАЗ-<данные изъяты>, государственный регистрационный знак№ №, которое эксплуатируется ООО «УК «Дом Сервис», зафиксированное по адресу:<адрес>, негерметичен, отходы складируются в мешках, при этом тентом не укрыты. Паспорт транспортируемых отходов, документация для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования, специальные знаки, аппаратура спутниковой навигации отсутствуют. Статистический отчет по форме 2-тп (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» и отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов за 2017 год не сдавалась.
В результате проведения рейдового осмотра выявлены нарушения требований части 1 статьи 24, части 1 статьи 34, части 1 статьи 39, части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 11, части 1 статьи 16, части 2 и 7 статьи 18, части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 2 и 27 постановления правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641», в связи с чем должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении.
Также судьей установлено и усматривается из материалов дела, что по настоящему делу имела место не проверка деятельности субъекта предпринимательской деятельности, а рейдовый осмотр транспортного средства, проведенный в рамках ведомственных нормативных актов уполномоченными должностными лицами компетентного органа – государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Кировской области, без осмотра территории ООО «УК «Дом Сервис».
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
С учетом изменений, введенных Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ, уточнены контрольные и надзорные полномочия некоторых государственных органов, в том числе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях и составлению протоколов об административных правонарушениях и др., в том числе введен новый вид мероприятий контроля, не относящихся к плановым или внеплановым проверкам, это рейдовые осмотры, к которым относятся, в том числе и осмотры транспортных средств.
В статье 13.2 Федерального закона № 294-ФЗ законодатель предусмотрел мероприятие контроля, не являющееся проверкой, - это обследования транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, не предполагающее взаимодействие должностного лица, проводящего обследование, с юридическим лицом, а также уведомление данного лица о проведении обследование.
Не предполагает уведомление юридического лица о проведении обследования и обязательное его участие при данной форме контроля и Порядок оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, Порядок оформления результатов таких осмотров, обследований, утвержденный Приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 и принятый в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, у административного органа согласно статье 13.2 названного выше Федерального закона имелись основания для проведения осмотра транспортного средства марки ГАЗ-<данные изъяты> что не требовало заблаговременного уведомления ООО «УК «Дом Сервис» и присутствия его представителей в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ для проведения внеплановой проверки.
Согласно частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае достаточно материалов, полученных в ходе рейдовых мероприятий.
Вина ООО «УК «Дом Сервис» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждена: копией приказа о проведении рейдового осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой фототаблицей; копией протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемой фототаблицей; копией акта приема-передачи проб отходов №, 106 от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола результатов испытаний пробы отходов №а - О от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола результатов испытаний пробы отходов №а - О от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола результатов испытаний пробы отходов № - О от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола результатов испытаний пробы отходов № - О от ДД.ММ.ГГГГ; копией заключения экспертной организации № – О от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела.
Не доверять вышеуказанным материалам у суда оснований не имеется.
К доводам представителя ООО «УК «Дом Сервис» ФИО1 о том, что должностными лицами были допущены нарушения, в результате которых перечисленные им доказательства являются недопустимыми, суд относится критически, поскольку они направлены на уклонение от административной ответственности и не опровергают совершение юридическим лицом указанного административного правонарушения в области охраны окружающей среды.
С учётом указанных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что в материалах дела имеются достоверные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО «УК «Дом Сервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за которое предусмотрено административное наказание на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В связи с изложенным, иные доводы по делу на принимаемое решение не влияют и обсуждению не подлежат.
С учётом обстоятельств дела, считаю нецелесообразным при назначении наказания ООО «УК «Дом сервис» применять такую меру ответственности, как административный штраф, поскольку данным решением не будут достигнуты цели административного наказания, поэтому полагаю возможным в целях предупреждения совершения новых правонарушений, с учётом фактических обстоятельств административного правонарушения, совершённого в области экологического законодательства, назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 3.12, 4.1, 29.9, 29.10, 30.1 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - ООО «УК «Дом Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 10 (десять) суток.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Катаева