Дело № 5-88/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
17 декабря 2015 года п. Пограничный
Судья Пограничного районного суда Приморского края Кирсанова Н.В., с участием помощника прокурора Пограничного района Худаевой Н.Н. рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении начальника отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> края, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>, привлекаемой к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Начальник отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия,
Так, прокуратурой <адрес> проведена выездная проверка в области соблюдения законодательства о сохранности исторического и культурного наследия в отношении администрации Пограничного муниципального района.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрация Пограничного муниципального района в лице отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>, а нарушение требований ст. 33, 40, 45 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а также требований закона №-КЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Пограничного муниципального района и Пограничным муниципальным районом», а именно в собственность Пограничного муниципального района были переданы выявленные объекты культурного наследия - Памятник воинам-односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Братская могила, 16 захоронений, расположенные в <адрес> Пограничного муниципального района <адрес>. Администрацией Пограничного муниципального района в лице МКУ «Центр финансового, бюджетного и экономического обслуживания Пограничного муниципального района» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО3 о проведении работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия - Памятника воинам-односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Братской могилы, 16 захоронений, расположенные в <адрес> Пограничного муниципального района <адрес>. На основании данного договора проведены работы по установке памятного монумента и работы по благоустройству территории.
Вместе с тем, требования норм ФЗ № администрация Пограничного муниципального района не выполнила, задание и разрешение на производство работ по сохранению и благоустройств у территории указанных объектов культурного наследия регионального значения, органом охраны объектов культурного наследия - департаментом культуры <адрес> администрации Пограничного муниципального района не выдавалось, за получением таковых администрация Пограничного муниципального района не обращалась.
Постановлением администрации Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение об отделе по делам культуры, молодежи и социальной политике администрации Пограничного муниципального района.
Согласно п. 2.4 данного Положения, отдел культуры осуществляет разработку и реализацию программы развития культуры и искусства на территории Пограничного муниципального района. Организует деятельность отдела, контролирует выполнение возложенных на отдел по делам культуры, молодежи и социальной политике администрации Пограничного муниципального района задач начальник отдела - ФИО1, назначенная на данную должность распоряжением главы администрации Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№.
По данному факту и.о. прокурора <адрес> вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица - ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Помощник прокурора <адрес>ФИО4 в судебном заседании поддержала вынесенное постановление, просила признать начальника отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>ФИО1 виновной в совершении указанного правонарушения и привлечь к административной ответственности в виде штрафа.
ФИО1 у судебном заседании с постановлением прокурора не согласилась. Представила письменный отзыв, в котором указала, что указанные объекты культуры - памятник воинам-односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Братская могила, 16 захоронений, расположенные в <адрес> Пограничного муниципального района <адрес> не включены в Государственный реестр объектов культурного наследия, то есть не являются памятниками федерального значения, а значит не могут являться объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ. Указанные объекты культуры являются объектами культурного наследия регионального (местного, краевого) значения, охранного обязательства, в котором определяется состояние, условия и порядок охраны объектов культурного наследия на объекты не имеется. Правонарушение, связанное с действиями в отношении выявленных объектов регионального культурного наследия регламентируются ч.3 ст.7.13 КоАП РФ. Что касается, спорных объектов - они не могут относится к выявленным объектам, поскольку выявленными объектами культурного наследия считаются объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ документов, необходимых для принятия решения о включении объектов в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Документы в региональный орган охраны объектов культурного наследия для включения вышеуказанных объектов в Единый государственный реестр не подавались, равно как от Департамента культуры <адрес> не поступало. В «Списке памятников истории и культуры по территории Пограничного муниципального района» данные памятники не значатся. Право собственности на указанные объекту за администрацией Пограничного муниципального района не зарегистрировано. После комиссионного осмотра указанных объектов, было выявлено ухудшение технического состояния данных объектов, в связи с чем, по поручению главы Пограничного муниципального района, а также по согласованию с Думой пограничного муниципального района, были внесены изменения в муниципальную программу «Культура Пограничного муниципального района на 2015 год», были проведены работы в преддверии празднования 70-летия со Дня Победы в ВОВ в целях предотвращения ухудшения состояния этих объектов, без изменения дошедшего до нашего времени облика объектов, что предусмотрено требованиями ФЗ № «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ. Были вручную очищены поверхности фасадов 16 памятников воинам, выравнивание разрушенных мест 5 захоронений, произведена окраска и шпатлевка 16 фасадов воинского кладбища, установлены и увековечены гранитные плиты с фамилиями 279 погибших солдат и офицеров в 1945 г., реставрирован памятник землякам в центре <адрес> и 5 скамей на металлическом каркасе. Ремонтные и реставрационные работы проводились специализированными организациями. Имеющими соответствующую лицензию, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Принятые администрацией Пограничного муниципального района меры по ремонту и благоустройству памятников истории не вызвали изменения облика и особенностей памятников культурного наследия, тогда как бездействие администрации района принесло бы ощутимый ущерб как для граждан, так и состоянию данных объектов.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Данное правонарушение носит формальный характер, так как не представляет никаких опасных угроз для граждан, общества и государства, не нарушает чьи-либо права и законные интересы.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, толкуются в пользу этого лица. Вину в совершении административного правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Защитник ФИО1 - ФИО5 (по доверенности) доводы лица, привлекаемого к административной ответственности поддержала, также просила производство по делу прекратить. Пояснила, что указанные объекты культуры: памятник воинам-односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Братская могила, 16 захоронений, расположенные в <адрес> Пограничного муниципального района <адрес> не включены в Государственный реестр объектов культурного наследия, то есть не являются памятниками федерального значения, а значит не могут являться объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора, лицо, привлекаемое к административной ответственности, ее защитника, судья приходит к выводу, что вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ нашла подтверждение и основана на следующих доказательствах:
постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ИП ФИО3 (Подрядчиком) и МКУ «Центр финансового, бюджетного и экономического обслуживания Пограничного муниципального района» (Заказчика) были произведены работы по установке памятного монумента и благоустройство памятных мест <адрес>. Цена договора составила 108 500 рублей, что подтверждается локальным сметным расчетом от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации Пограничного муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения и дополнения в муниципальную программу «Культура» и пункт программы «Объем финансирования мероприятий Программы», в том числе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Пограничного муниципального района; ремонту, реконструкции и паспортизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Пограничного муниципального района). Выделено 1 641 000 рублей.
Постановлением администрации Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение об отделе по делам культуры, молодежи и социальной политике администрации Пограничного муниципального района.
Согласно п. 2.4 данного Положения, отдел культуры осуществляет разработку и реализацию программы развития культуры и искусства на территории Пограничного муниципального района. Организует деятельность отдела, контролирует выполнение возложенных на отдел по делам культуры, молодежи и социальной политике администрации Пограничного муниципального района задач начальник Отдела.
Распоряжением главы администрации Пограничного муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 назначена на должность начальника отдела по делам культуры, молодежи, спорту и социальной политике администрации муниципального района.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия предусмотрен ч.1 ст. 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно части 2 названной нормы выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
В соответствии с п.3 ст.44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В силу ч.1 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного населения подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Производство работ по реконструкции объекта культурного наследия без соблюдения перечисленных требований образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, учитывая, что произведенные работы по благоустройству и сохранению памятников - Памятника воинам-односельчанам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и Братской могилы, 16 захоронений, расположенные в <адрес> Пограничного муниципального района <адрес>, не ухудшили их состояния, были направлены на их сохранение, не вызвали изменения облика и особенностей памятников культурного наследия, тогда как бездействие администрации района принесло бы более ощутимый ущерб как для граждан, так и состоянию данных объектов, данное правонарушение носит формальный характер, так как не представляет никаких опасных угроз для граждан, общества и государства, не нарушает чьи-либо права и законные интересы, судья полагает данное правонарушение является малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом указанных обстоятельств, в силу требований ст. 2.9 КоАП РФ, судья считает возможным освободить начальника отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>ФИО1 от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Ранее к административной ответственности ФИО1 не привлекалась, что следует признать смягчающим вину обстоятельством.
Отягчающих обстоятельств не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9-29.11 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Освободить начальника отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>ФИО1 от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виду малозначительности совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении начальника отдела по делам культуры, молодежи, спорта и социальной политике администрации Пограничного муниципального района <адрес>ФИО1 по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Н.В.Кирсанова