ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-88/2016 от 05.04.2016 Кировского городского суда (Ленинградская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 5-88/2016

по делу об административном правонарушении

Кировск Ленинградской области 5 апреля 2016 года

Судья Кировского городского суда Ленинградской области Прохорова Т.Е.,

с участием представителя ООО «Невская линия» ФИО1, зарегистрированной в <адрес>, по доверенности б/н, действительной до 31 декабря 2017 года,

представителя Северного отдела департамента государственного экологического надзора, ведущего специалиста надзорного органа, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

ООО «Невская линия»,

юридический адрес: 187330, г. Отрадное Кировского района Ленинградской области, мкр. Петрушинское поле, ул. Благодатная, д. 2В,

фактический адрес тот же,

ИНН <***>, ОГРН <***>,

руководитель: генеральный директор ООО «Невская линия» ФИО3,

привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Юридическое лицо ООО «Невская линия» допустило несоблюдение экологических требований при сборе, накоплении отходов производства и потребления при следующих обстоятельствах.

13 ноября 2015 года в 14 часов 00 минут при проведении плановой проверки ООО «Невская линия» в г. Отрадное Кировского района Ленинградской области, мкр. Петрушинское поле, по ул. Благодатная, д. 2В, ведущим специалистом Северного отдела департамента государственного экологического надзора, ведущего специалиста надзорного органа, было выявлено, что при ведении коммерческой деятельности юридическое лицо в нарушение требований ст. 1, ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ не провело инвентаризацию отходов, образующихся в результате деятельности; не разработало паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующихся в результате хозяйственной деятельности по обслуживанию и ремонту автотранспортных средств; не имеет документов, подтверждающих отнесение образующихся в процессе хозяйственной деятельности юридического лица отходов к конкретному классу опасности.

Представитель Северного отдела департамента государственного экологического надзора, ведущего специалиста надзорного органа, государственного инспектора в области охраны окружающей среды Ленинградской области ФИО2 пояснила, что на основании распоряжения председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области была проведена плановая выездная проверка ООО «Невская линия», выявлены нарушения закона «Об отходах производства и потребления», на момент проверки обнаружено место для складирования, хранения отходов, образующихся в результате ремонта подвижного состава, состоящих из металлических частей и запчастей автомобилей, шин, других отходов. Согласно представленным документам, указанные отходы не были инвентаризированы, на них не были разработаны паспорта опасности отходов, было допущено хранение отходов в открытом доступе. В настоящее время нарушения устранены. Считает, что отсутствие инвентаризации отходов, паспортов на отходы I-IV класса опасности существенно влияет на окружающую среду, указанные документы могли быть подготовлены своевременно, так как свою деятельность предприятие ведет давно, данное правонарушение нельзя признать малозначительным. Юридическим лицом не были приняты все меры, направленные на обеспечение соблюдения требований Закона «Об отходах производства и потребления». Каких-либо уважительных причин неисполнения требований законов представлено не было.

Представитель ООО «Невская линия» ФИО1 обстоятельства правонарушения признала, пояснила, что действительно в результате ведения хозяйственной деятельности образуются отходы, в том числе при ремонте подвижного состава, для сбора отходов в виде запчастей от автобусов, автошин, других металлических частей автомашины, было выделено отдельное место по накоплению отходов, указанные отходы впоследствии вывозились. На момент проведения проверки в ноябре 2015 года документов, подтверждающих инвентаризацию именно этих отходов, не имелось, также не были изготовлены паспорта отходов I-IV класса опасности, образующихся в результате обслуживания и ремонта автотранспортных средств. Складирование производилось на открытой площадке. В настоящее время площадка для хранения таких отходов оборудована, закрыта от воздействия окружающей среды, производится паспортизация отходов. Нарушения, выявленные проверкой, устранены.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд считает, что вина юридического лица нашла подтверждение в судебном заседании.

Так, вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения, кроме признания юридическим лицом обстоятельств совершенного правонарушения, объяснений представителя надзорного органа подтверждается:

- распоряжением председателя Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 1 октября 2015 года № о проведении внеплановой, выездной проверки ООО «Невская линия» в г. Отрадное Кировского района Ленинградской области. мкр. Петрушинское поле, ул. Благодатная, д. 2В;

- актом обследования территории ООО «Невская линия» от 13 ноября 2015 года о том, что юридическое лицо осуществляет деятельность по адресу: Ленинградская область, г. Отрадное, <...> уч.2В, основным видом деятельности ООО «Невская линия» является перевозки пассажиров автомобильным транспортом; на площадке имеются контейнеры с отходами производства. За цехом для автотранспортного ремонта также организовано место временного накопления отходов, представляющее собой: контейнерную площадку, на которой установлены контейнеры; в непосредственной близости от указанных мест накопления отходов организовано место накопления отходов, образовавшихся в результате обслуживания и ремонта автотранспорта: автомобильные отработанные покрышки, фильтры, металлические элементы автотранспорта и иные отходы, образовавшиеся в результате капитального ремонта транспортных средств. Отходы складируются повалом. Общий объем отходов не менее, по визуальному наблюдению, 10 куб. метров. В цехе для ремонтных работ организовано место накопления отработанных аккумуляторов. В офисных помещениях административного здания ООО «Невская линия» в целях накопления отходов используются мусорные корзины;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 13 ноября 2015 года о том, что в ходе проверки выявлено, что в целях организации сбора временного накопления отходов организовано три места временного накоплении, одним из которых является место накопления отходов, организованное с целью накопления отходов, образовавшихся в результате обслуживания и ремонта автотранспорта. На момент осмотра отходы складируются навалом на твердом покрытии (навес отсутствует). По составу отходы представляют собой: автомобильные отработанные покрышки (код по ФККО 92111001504), фильтры (92130000000), металлические элементы автотранспорта и иные отходы, образующиеся в результате капитального ремонта транспортных средств (код ФККО 92100000000). Общий объем отходов, по визуальному наблюдению, составляет 10 куб. м. На момент проведения проверки ООО «Невская линия» не представлены документы, подтверждающие проведение инвентаризации образующихся в результате хозяйственной деятельности отходов. Не представлены паспорта отходов I-IV классов опасности на отходы, образующиеся в результате капитального ремонта транспортных средств. ООО «Невская линия» представлены документы в области обращения с отходами: договор на размещение в части хранения отходов хозяйствующего субъекта от 01.07.2015заключенный с организацией ООО «<данные изъяты>»; договор об обращении с отходами производства и потребления III, IV классов опасности от ДД.ММ.ГГ заключенный с организацией ООО «<данные изъяты>» и МП «<данные изъяты>», акт приема передачи отходов б\н от 01.10.2015за 3 квартал 2015г. по договору в количестве 7,5 куб. м., договор на вывоз твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГ заключенный с ООО «<данные изъяты>»; договор на оказание услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности заключенный с ООО «<данные изъяты>»; акт сдачи отходов от ДД.ММ.ГГ автопокрышки до 1000 кг в количестве 316 шт., акты выполненных работ по вывозу и размещению отходов от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от 01.2015 г., от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от 30.11.2014г., от ДД.ММ.ГГ., за ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ., от ДД.ММ.ГГ, от ДД.ММ.ГГ, от 28.02.2014г, от ДД.ММ.ГГ, что подтверждает факт образования отходов I-IV классов опасности, данные обстоятельства подтверждаются представленным ООО «Невская линия» расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3,4 квартал 20014 года, 1, 2, 3 квартал 2015 года. Таким образом, в результате осуществления хозяйственной деятельности ООО «Невская линия» образуются отходы I-IV класса опасности. ООО «Невская линия» осуществляет деятельность по обращению с отходами, в части накопления собственных отходов, образующихся результате хозяйственной деятельности предприятия. Актом проверки установлено наличие следующих нарушений в области в области обращения с отходами производства и потребления, допущенных ООО «Невская линия»: на момент проверки ООО « Невская линия» не проведена инвентаризация отходов, образующихся в результате деятельности; паспорта на отходы I-IV класса опасности, образующиеся в результате хозяйственной деятельности (обслуживание и ремонт автотранспортных средств) ООО «Невская линия» не разработаны; документы, подтверждающие отнесение, образующихся в процессе хозяйственной деятельности юридического лица, отходов к конкретному классу опасности отсутствуют;

- протоколом об административном правонарушении от 9 декабря 2015 года, составленным должностным лицом Северного отдела департамента государственного экологического надзора, с указанием обстоятельств, изложенных в акте и со ссылкой на законы и подзаконные акты;

- копией свидетельства о государственной регистрации юридического лица ООО «Невская линия2 № 1034701330850;

- копией Устава ООО «Невская линия» о ведении коммерческой деятельности;

- сведениями о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, подтверждающих отнесение предприятия к средним, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702.

Данные доказательства получены в соответствии с нормами КоАП РФ, подтверждены в судебном заседании представителем надзорного органа, признаны представителем юридического лица ООО «Невская линия», в связи с чем они являются обоснованными, достоверными, подтверждают обстоятельства совершения правонарушения.

Указанным выше действием (бездействием) в результате осуществления хозяйственной деятельности ООО «Невская линия» нарушены следующие положения нормативных правовых актов:

Согласно ст. 11 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

Согласно ст. 14 Федерального Закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей cpeды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

С учетом изложенного, суд считает, что вина юридического лица, выразившаяся в несоблюдении экологических требований при сборе, накоплении отходов производства и потребления, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ полностью нашла свое подтверждение.

Вместе с тем суд считает необходимым исключить из обвинения ООО «Невская линия» ссылку на нарушение, выразившееся в непредоставлении в уведомительном порядке в срок до 15 января 2015 года в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, то есть в нарушении ч. 3 ст. 18 Федерального Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, согласно которому субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке; п.п. 2, 3, 5, 6 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 г. № 30 «Об утверждении порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)», которым установлен порядок для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, и которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Росприроднадзора, в соответствии с которыми субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетность составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства, а второй, вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе, - представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора, в связи с истечением 15 января 2016 года срока давности привлечения к административной ответственности, установленного для данного вида правонарушений.

Переходя к определению размера и вида наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, материальное положение юридического лица, которое занимается коммерческой деятельностью, а также то, что юридическое лицо к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, юридическим лицом предприняты меры по устранению выявленных нарушений, что суд считает обстоятельствами, смягчающим наказание, вместе с тем, принимая во внимание, что на протяжении 2015 года до выявления указанных нарушений, юридическим лицом не предприняты все возможные меры к недопущению совершения правонарушения, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным и освобождения от наказания, не усматривается, а также суд принимает во внимание то, что выявленные нарушения непосредственно угрозу жизни и здоровью населению не представляют, оснований для назначения наказания в виде приостановления деятельности, суд не усматривает, считает необходимым назначить наказание в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ст. 8.2 КоАП РФ. Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным положением юридического лица, для применения положений ч. 2.2 си. 4.1 КоАП РФ суду не представлено, в связи с чем оснований для применения указанных положений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9,29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать юридическое лицо ООО «Невская линия» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в сумме 100 000 рублей 00 копеек (сто тысяч рублей 00 копеек).

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней после дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, платежный документ необходимо представить в суд.

Реквизиты для уплаты штрафа:

получатель УФК по Ленинградской области (Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области, лицевой счет <***>);

ИНН <***>; КПП 781401001; ОКТМО 41 625 104; расчетный счет <***> ГРКЦ ГУ Банка России г. Санкт-Петербург, Отделение Ленинградское; БИК 044106001; КБК 982 116 25050 01 0000 140, наименование платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды № 01168-15/Д.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: Т.Е. Прохорова