Дело № 5-88/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан С.А. Давыдов,
при секретаре Галимовой Г.А.
с участием представителя Прокурора Республики Башкортостан - Хисматуллиной Л.Р., действующей по доверенности от 26.04.2016 г.,
представителей и.о.руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО1 - ФИО2 и ФИО3, действующих по доверенности от 07.10.2015 г.,
рассмотрев 12 мая 2016 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - исполняющего обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с объявлением в судебном заседании 12.05.2016 г., в соответствии с ч. 1 ст. 29.11. КоАП РФ резолютивной части постановления
Установил:
Постановлением Прокурора Республики Башкортостан от 31.07.2015 г. в отношении должностного лица - исполняющего обязанности руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по тем основаниям, что Федеральным законом от 22.12.2014 года № 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» на органы прокуратуры возложен надзор за исполнением законов Следственным комитетом Российской Федерации. Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 №39 (в ред. от 29.08.2014 г.) «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», от 29.08.2014 г. №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» прокурорам поручено систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной службе. В соответствии с утвержденным 31.12.2014 прокурором Республики Башкортостан планом работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики за первое полугодие 2015 года с мая по июнь настоящего года прокуратурой республики запланирована проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в следственном управлении Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан, в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. 23.06.2015 года прокурором республики в адрес исполняющего обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. направлен запрос № 86-24б-2015/35282 о подготовке к 26.06.2015 г. и представлении участвующему в проверке прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Хисматуллиной Л.Р. личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 гг. бывшего руководителя следственного отдела по г.Стерлитамаку СУ СК РФ по РБ ФИО4, следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления. 25.06.2015 г. в прокуратуру республики из следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан поступили копии справок о доходах и расходах за 2013 г. и иные документы в отношении бывшего руководителя следственного отдела по г.Стерлитамаку ФИО4, а также сообщено, что в остальной части запрос будет исполнен после его согласования со Следственным комитетом РФ. В силу ст.ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность. В нарушение указанных требований закона исполняющий обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан Габдуллин Р.А. 15.07.2015 находясь по адресу: ул.Петропавловская, д.32, г.Уфа, Республика Башкортостан направил прокурору республики ответ за № 4-480-218-666-15, которым отказал в предоставлении запрошенных прокурором республики в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 гг. следователей следственного отдела по г.Стерлитамаку, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления. Считают, что и.о.руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Башкортостан Габдуллин Р.А., имея реальную возможность представить документы и материалы, необходимые для проведения плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, умышленно не выполнил законные требования прокурора республики.
Представитель Прокурора Республики Башкортостан Хисматуллина Л.Р постановление прокурора Республики Башкортостан поддержал в полном объеме, просила привлечь и.о.руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
И.о.руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллин Р.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени был извещен надлежащим образом.
Представители и.о.руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по РБ ФИО1 - ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании вину и.о.руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ не признали, пояснили, что и.о. руководителя следственного управления по РБ Габдуллиным Р.А. были выполнены требования прокурора в части, которая являлась законной и не противоречила организационно-распорядительным документам Следственного комитета РФ, что не образует полного состава вменяемого административного правонарушения при отсутствии виновных действий.
Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч.3 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст.1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 5 ст.15 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отдельные должности в Следственном комитете могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими, которые проходят службу в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.67 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
В силу ст.44 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации и его должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.
Пунктом 1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. №39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы» заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур предписано обеспечить надлежащий надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов Следственным комитетом и его должностными лицами вне уголовно-процессуальной сферы, то есть деятельностью данного государственного органа, не связанной с осуществлением им полномочий в сфере уголовного судопроизводства, следовательно, в том числе и за исполнением Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции».
Таким образом, прокурор вправе проводить проверки исполнения требований Федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О противодействии коррупции», а также требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов, включая Следственное управление Следственного комитета России по Республике Башкортостан, предоставления необходимых документов, материалов.
Исходя из положений Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», данный орган входит в систему правоохранительных органов Российской Федерации. При этом функциональное назначение Следственного комитета аналогично назначению других органов предварительного следствия, которые согласно действующему законодательству являются федеральными органами исполнительной власти. При этом, особых различий в правовом статусе Следственного комитета и других правоохранительных органов Российской Федерации, являющихся органами исполнительной власти не усматривается, поскольку все эти органы наделены полномочиями по осуществлению уголовного преследования на досудебной стадии и возглавляются должностными лицами, назначаемыми Президентом Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.1 вышеуказанного Федерального закона руководство деятельностью Следственного комитета, как и руководство деятельностью названных федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями по производству предварительного следствия, осуществляет Президент Российской Федерации. В то же время подчинение Президенту Российской Федерации или вышестоящему органу исполнительной власти является характерной особенностью именно исполнительного органа государственной власти.
Из чего следует, что Следственный комитет относится к федеральному органу исполнительной власти.
Преамбулой Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней. Из анализа правовых норм вышеуказанного Федерального закона, предусматривающих меры по профилактике коррупции, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, а также обязанность государственных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, о возникшем конфликте интересов, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение законов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы, в том числе и в Следственных управлениях Следственного комитета Российской Федерации.
Пунктом 8.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции.
В соответствии с п. 6 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Согласно ст.17 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» на сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также соответственно Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
Согласно п. 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральнымизаконами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Судом установлено, что в план работы прокуратуры республики на 1 полугодие 2015 года включен пункт 14 о проведении анализа эффективности исполнения в Республике Башкортостан Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 год, ведомственных планов по противодействию коррупции. Пунктом 10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Республики Башкортостан на 1 полугодие 2015 года, утвержденного Прокурором Республики Башкортостан 31.12.2014 года в сроки май-июнь 2015 года предусмотрено проведение проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан, в том числе соблюдения сотрудниками обязанностей, запретов и ограничений, направленных на профилактику коррупции. Как следует из материалов дела, а также запроса прокурора республики от 23.06.2015 года основанием для указанной проверки послужили поступившие в 2014-2015 г.г. в прокуратуру республики многочисленные обращения адвоката Башкирской республиканской коллегии адвокатов ФИО5, действующего в интересах ФИО6, о коррупционных действиях должностных лиц СУ СК России по Республике Башкортостан. О проведении плановой проверки и.о.руководителя СУ СК России по Республике Башкортостан Габдуллин Р.А. был извещен путем направления запросов прокурора республики от 14.05.2015 года, 03.06.2015 года, от 23.06.2015 года о подготовке к 26.06.2015 года и представлении участвующему в проверке прокурору для изучения и снятия ксерокопии документов, а именно: личных дел и сведении о доходах за 2013, 2014 гг. бывшего руководителя следственного отдела по г.Стерлитамаку СУ СК России по Республике Башкортостан ФИО4, следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
15.07.2015 года исполняющим обязанности руководителя СУ СК России по Республике Башкортостан Габдуллиным Р.А. дан ответ за № 4-480-218-666-15, согласно которому в предоставлении запрашиваемых документов отказано, отказ мотивирован тем, что запрос прокуратуры республики не соответствует требованиям указания Председателя Следственного комитета Российской Федерации, а именно не обусловлен конкретными сведениями, указывающими на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов.
Доводы представителей привлекаемого лица Габдуллина Р.А. относительно незаконности требований прокурора о предоставлении для ознакомления личных дел сотрудников Следственного управления Следственного комитета по Республике Башкортостан и иных материалов без указания конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности следственного органа, их должностных лиц признаков нарушений законов, суд признает несостоятельными, поскольку вышеуказанные личные дела и иные документы для ознакомления были запрошены прокурором республики в связи с проведением плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, основанием для которой послужили поступившие в 2014-2015 г.г. в прокуратуру республики обращения адвоката Башкирской республиканской коллегии адвокатов ФИО5, действующего в интересах ФИО6, о коррупционных действиях должностных лиц СУ СК России по Республике Башкортостан.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что прокуратура республики в соответствии с пп.1 п.2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», а также п.10 плана работы отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Республики Башкортостан на 1 полугодие 2015 года вправе была проводить проверку соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан, как в отношении конкретных лиц, так и в целом Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан, а также запрашивать указанные в запросах от 14.05.2015 года, 03.06.2015 года, 23.06.2015 года документы, поскольку они необходимы для выявления и устранения нарушений закона о противодействии коррупции.
23 июня 2015 года прокурором республики в адрес исполняющего обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета РФ по РБ Габдуллина Р.А. направлен запрос № 86-24б-2015/35282 о подготовке к 26 июня 2015 года и представлении участвующему в проверке прокурору отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Хисматуллиной Л.Р. личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 годы бывшего руководителя следственного отдела по г. Стерлитамаку СУ СК РФ по РБ ФИО4, следователей указанного отдела, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
25 июня 2015 г. в прокуратуру республики из следственного управления Следственного комитета РФ по РБ поступили копии справок о доходах и расходах за 2013 год и иные документы в отношении бывшего руководителя следственного отдела по г. Стерлитамаку СУ СК РФ по РБ ФИО4, а также сообщено, что в остальной части запрос будет исполнен после его согласования со Следственным комитетом РФ.
15.07.2015 г. в письменном ответе № 4-480-218-666-15 в адрес прокурора республики Габдуллиным Р.А. отказано в предоставлении запрошенных прокурором республики документов, а именно личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 годы следователей следственного отдела по г. Стерлитамаку, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращении граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
Таким образом, суд признает, что действия исполняющего обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А., выразившееся в отказе от 15.07.2015 года предоставить уполномоченным сотрудникам прокуратуры Республики Башкортостан для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 г.г. следователей следственного отдела по г.Стерлитамаку, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления образуют состав административного правонарушения предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, согласно которой предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Кроме того, на момент рассмотрения данного дела об административном правонарушении имеется вступившее в законную силу Решение Советского районного суда г. Уфы от 25.11.2015 г. которым постановлено: Административный иск Прокурора Республики Башкортостан - удовлетворить частично. Признать незаконными действия исполняющего обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллина Р.А., выразившееся в отказе от 15.07.2015 предоставить уполномоченным сотрудникам прокуратуры Республики Башкортостан для изучения и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 г.г. следователей следственного отдела по г.Стерлитамаку, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
Обязать Следственный комитет Российской Федерации по Республике Башкортостан в течение 10 суток со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление уполномоченным прокурорам отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Республики Башкортостан для ознакомления и снятия ксерокопий запрошенных в рамках проводимой плановой проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции документов, а именно: личных дел и сведений о доходах за 2013, 2014 г.г. следователей следственного отдела по г.Стерлитамаку, руководителей и сотрудников первого отдела процессуального контроля, отдела кадров, отдела по приему граждан и документационному обеспечению, помощников, руководителя следственного управления по вопросам собственной безопасности, а также организационно-распорядительных документов в сфере противодействия коррупции; плана мероприятий по противодействию коррупции в следственном управлении и материалов, подтверждающих его исполнение; уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений и журнала их учета; положения и распоряжения о создании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, протоколов заседаний комиссии; обращений граждан и организаций о фактах коррупции в действиях служащих, материалов их рассмотрения; материалов и заключений служебных проверок по фактам коррупционного поведения служащих; уведомлений о приеме на работу бывших сотрудников следственного управления.
Таким образом, судебным актом по административному делу вступившему в законную силу, установлена незаконность отказа должностного лица и.о. Руководителя Следственного Комитета РФ по РБ Габдуллина Р.А. в исполнении законных требований прокурора республики по предоставлению вышеизложенных сведений и документов.
Габдуллин Р.А. как и.о. Руководителя территориального органа Следственного Комитета Российской Федерации в силу статуса занимаемой должности и имея высшее юридическое образование не мог не знать о вышеизложенных положениях нормативно-правовых актов в связи с чем его действия направленные на неисполнение законных требований прокурора суд не может признать неумышленными.
Ссылка в ответах Прокурору РБ и.о. руководителя Следственного Комитета РФ по РБ Габдуллина Р.А. о невозможности предоставления истребуемых документов, а равно как и в его возражениях относительно отсутствия состава административного правонарушения (отсутствие умысла) не является состоятельным.
Так Прокурор республики обращался в следственное управление Следственного комитета РФ по РБ о предоставлении аналогичных сведений для проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции 28.04.2015 г., 14.05.2015 г., однако требования не исполнялись, ограничиваясь перепиской.
Ссылка в отказе представить документы на Указание Председателя Следственного комитета РФ № 2/206 от 26 июня 2015 года «О рассмотрении требований прокуроров в связи с осуществлением надзора за исполнением законов Следственным комитетом РФ вне уголовно-процессуальной сферы» не состоятельна, поскольку данное указание по существу не противоречит выше приведенным нормативно правовым актам, которыми прокурору предоставлено право в целях реализации полномочий по надзору за исполнением Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» истребования информации, необходимой для выявления и устранения нарушений закона в этой сфере.
Довод привлекаемого ФИО7, его представителей относительно незначительности срока который установил Прокурор для предоставления документов также не является состоятельным, поскольку исходя из обстоятельств дела Прокурор неоднократно, начиная с 28.04.2015 г. выставлял требования о предоставлении вышеуказанных информации и документов, вследствие чего и.о. Руководителя Следственного Комитета РФ по РБ Габдуллин Р.А.имея достаточный срок для подготовки и предоставления истребуемой информации, как установлено судом, ограничивался перепиской без предоставления таковой в полном объеме.
В итоге 15.07.2015 г. в письменном ответе № 4-480-218-666-15 в адрес прокурора республики Габдуллиным Р.А. отказано в предоставлении запрошенных прокурором республики документов.
Нарушение срока вынесения постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении не является существенным процессуальным нарушением, поскольку данный срок не является пресекательным.
Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Частью 3 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, либо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, санкция в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, может быть применена к должностному лицу, в связи с чем срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности по указанной статье составляет один год со дня истечения срока, установленного для исполнения предписания от 23 июня 2015 г.
Административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, установлена статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Учитывая отсутствие данных о привлечении Габдуллина Р.А. ранее к административной ответственности, отсутствие отягачающих обстоятельств, исходя из установленных по делу обстоятельств, судья считает возможным назначить исполняющему обязанности руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Башкортостан Габдуллину Р.А. административное наказание в виде штрафа в размере ... руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 ст. 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9 -29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать Габдуллина Р.А., гражданина Российской Федерации, < дата > г.р., проживающего по адресу: ..., ... виновным в совершении административного правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме ... руб., которая должна быть зачислена на счет УФК по Республики Башкортостан (Прокуратура Республики Башкортостан): л/с <***>, ИНН <***>, КПП 027401001, ОКТМО 80701000, р/с <***> в ГРКЦ НБ по РБ Банка России г. Уфы БИК 048073001, КБК 415 1169 002 6000 140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение 10 дней.
Судья С.А. Давыдов