ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-893/23 от 10.08.2023 Петроградского районного суда (Город Санкт-Петербург)

№5-893/23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Санкт-Петербург 10 августа 2023 года

Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Бродский А.А.,

с участием:

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – Р.А.Ю.,

защитника лица, привлекаемого к административной ответственности –З.Е.А.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении,

АО «ФК Зенит», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного по адресу: Санкт-Петербург, Профессора Попова, д.37, лит.Щ, офис 831,

о совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.2.2 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

АО «ФК Зенит» совершил организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания (передвижения) граждан в общественном месте, повлекшее нарушение общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению транспортных средств, при этом данные действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ, в период времени с 21.15 до 22.30 АО «ФК «Зенит» по адресу: <адрес> не предпринял необходимых мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, при согласовании и проведении не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижения граждан, числом не менее 1000 человек в общественном месте, повлекшего нарушение общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов и транспортных средств в общественном месте, при этом указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором АО «ФК «Зенит» на имя Губернатора Санкт-Петербурга Б.А.Д. направлено письмо о рассмотрении просьбы согласовать проведение праздничных мероприятий, посвященных победе футбольного клуба «Зенит» в Чемпионате России по футболу спортивного сезона 2022/2023, в рамках которых были запланированы установка пяти арт-объектов и проведение парада чемпионов с передвижением футболистов и тренеров футбольного клуба «Зенит» на автобусе в сопровождении сотрудников ГИБДД.

ДД.ММ.ГГГГ из Комитета по физической культуре и спорту и Комитета по вопросам законности и правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга в адрес исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, государственных органов, ведомств, организаций, а также АО «ФК «Зенит» были направлены письма об оказании содействия в проведении мероприятия в пределах компетенции.

В письме заместителя председателя Комитета по вопросам законности и правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга организатору мероприятия – АО «ФК «Зенит» для решения вопросов безопасности было рекомендовано получить согласование территориальных органов ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Соответствующее письмо генерального директора АО «ФК «Зенит» М.А.И. с просьбой оказать содействие в проезде команды и сопровождающих лиц зарегистрировано в ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области только ДД.ММ.ГГГГ, то есть после проведенного ДД.ММ.ГГГГ праздничного мероприятия, таким образом вопросы организации и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения во время проведения праздничного мероприятия, организованного АО «ФК «Зенит», не были согласованы с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УОООП и ВОИВ, УГИБДД).

В соответствии с п.2 Положения о рассмотрении уведомления о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденным приказом губернатора Санкт-Петербурга от 2 апреля 1999 г. № 28-П «О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест» уведомление о проведении культурно-массового или спортивного мероприятия подается его организатором в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга по принадлежности письменно не ранее 30 и не позднее 15 дней до намечаемой даты его проведения, при этом рассмотрение и согласование уведомлений о проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 Положения, входит в компетенцию органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а после получения согласования с Комитетом по физической культуре и спорту в соответствии с п.12 Положения организатору необходимо согласовать его проведение с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (УОООП и ВОИВ, УГИБДД)

Вышеуказанные требования законодательства не были соблюдены АО «ФК «Зенит» при согласовании мероприятия, что впоследствии привело к наступлению негативных последствий при проведении массового мероприятия, нарушению общественного порядка и общественной безопасности.

Юридическое лицо АО «ФК «Зенит» «13» мая 2023 года, в период времени с 21 часа 15 минут до 22 часов 30 минут, не приняв во внимание рекомендации Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга, в нарушение п.12 Положения о рассмотрении уведомления о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, не предприняв всех возможных и зависящих от АО «ФК «Зенит» мер по обеспечению безопасности организованных АО «ФК «Зенит» мероприятий, на территории музейного комплекса «Петропавловская крепость», расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, стрелка Заячьего острова, Петропавловская крепость у д. 3, допустило организацию праздничного мероприятия, не являющегося публичным мероприятием, посвященного победе команды футбольного клуба «Зенит» в чемпионате России по футболу сезона 2022-2023, то есть массовое одновременное пребывание и передвижение граждан, общим количеством участников не менее 1000 человек в общественном месте, собравшихся с целью чествования футбольного клуба Зенит, не согласовав вопросы организации и обеспечения безопасности с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то есть не предприняв всего комплекса мер для обеспечения безопасности сотрудниками ФК «Зенит». Указанное мероприятие повлекло за собой нарушение общественного порядка и общественной безопасности (выявлены факты массового использования гражданами, участниками праздничного мероприятия, пиротехнических устройств в непосредственной близости от объекта культурного наследия федерального значения: памятника - Равелин Алексеевский с двумя воротами, а также их использование в скоплении граждан, что подвергало опасности их жизнь и здоровье), причинение вреда зеленым насаждениям, (массовое передвижение по газонам и использование пиротехнических средства на газонах), создание помех движению пешеходов и транспортных средств, а именно (помехи для движения служебного автомобиля пожарной службы наряда пожарной охраны 1 ПСЧ прибывшего в связи с поступившим сообщением об использовании пиротехнических средств).

Многочисленные нарушения общественного порядка участниками массового одновременного пребывания и передвижения граждан, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех для движения пешеходов и транспортных средств в общественном месте, явились следствием отсутствия согласования организации и обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, безопасности дорожного движения со стороны АО «ФК «Зенит» с ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, то есть нарушений, допущенных организатором - АО «ФК «Зенит», при организации и проведении праздничного мероприятия,

Таким образом, юридическое лицо - АО «ФК «Зенит» – допустило нарушение п.п.2,12 Положения утверждённого Приказом губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.1999 г. № 28-П «О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест», при организации не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и передвижение граждан, числом не менее 1000 человек в общественном месте, что повлекло нарушение общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, создание помех движению пешеходов и транспортных средств в общественном месте, при этом указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния,

то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель АО «ФК Зенит» Р.А.Ю. и З.Е.А. указали, что вину не признают, поскольку АО «ФК Зенит» в установленном порядке согласовал проведение праздничного мероприятия, а также предпринял все зависящие от него меры по выполнению рекомендаций Комитета по законности и правопорядку о согласовании мероприятия с ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Указал на тот факт, что сотрудники полиции участвовали при проведении мероприятия и обеспечивали безопасность, в связи с чем АО «ФК Зенит» не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение теми своих обязанностей. Также указал на отсутствие подтверждений нарушений общественного порядка, затруднений движения и повреждения зелёных насаждений, отсутствие причинно-следственной связи между проведением мероприятия и вменёнными последствиями.

Исследовав материалы дела, заслушав участвующих лиц, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.2.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.

Порядок организации и проведения мероприятий, связанных с массовым одновременного пребыванием (передвижением) граждан определяется Приказом губернатора Санкт-Петербурга от 02.04.1999 N 28-п (ред. от 19.12.2019) "О рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест" и утверждённым им «Положением о рассмотрении уведомлений о проведении в Санкт-Петербурге культурно-массовых и спортивных мероприятий вне предназначенных для этого мест исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга» (далее по тексту документа - Положение).

Согласно п.2. указанного Положения, уведомление о проведении культурно-массового или спортивного мероприятия подается его организатором в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга по принадлежности вопроса письменно не ранее 30 и не позднее 15 дней до намечаемой даты его проведения.

Согласно п.4 указанного Положения 4 о результатах рассмотрения уведомления о проведении культурно-массового или спортивного мероприятия исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга сообщают организатору не позднее чем за десять дней до намеченной даты проведения мероприятия, в случае необходимости получения дополнительных согласований информируют об этом организатора мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления.

Согласно п.12 указанного Положения, после согласования с профильным комитетом Санкт-Петербурга (в частности с Комитетом по физической культуре и спорту) по принадлежности вопроса на проведение массового мероприятия, организатор дополнительно согласовывает его проведение со структурными подразделениями ГУ МВД РФ, а именно Управлением организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также с рядом комитетов правительства Санкт-Петербурга;

Таким образом, организация и проведение культурно-массовых мероприятий с нарушением установленного порядка их проведения, в случае, если это повлекло нарушения общественного порядка, причинение вреда зеленым насаждениям, помехам движению транспортных средств образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.

Дополнительно суд отмечает, что ссылку на положения Приказа губернатора Санкт-Петербурга от 9 декабря 2000 г. N 1284-р "Об общественном порядке и безопасности при проведении массовых спортивных и культурно-зрелищных в Санкт-Петербурге" полагает неприменимыми, поскольку данные положения регламентируют проведение подобных мероприятий в специально оборудованных и предназначенных для этого местах.

В подтверждение вины АО «ФК Зенит» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, в суд представлены следующие доказательства:

- протокол об административном правонарушении АП от ДД.ММ.ГГГГ, в котором подробно изложены вышеуказанные события административного правонарушения;

-свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе, согласно которому Закрытое акционерное общество «Футбольный клуб «Зенит»» имеет ИНН <***>;

-свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, согласно которому Закрытое акционерное общество «Футбольный клуб «Зенит»» имеет ОГРН <***>;

-устав АО «ФК Зенит», согласно которому общество является обособленным юридическим лицом - корпоративной коммерческой организацией, к основному виду деятельности которой относится участие в профессиональных спортивных мероприятиях;

- письмо от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора АО «ФК Зенит» М.А.И. в адрес губернатора Санкт-Петербурга Б.А.Д., согласно которому последний просит согласовать организацию и проведение ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 30 минут до 21 часа 00 минут городских мероприятий в честь победы «ФК «Зенит»». Приложения к письму содержат подробное описание планируемых мероприятий и маршрутов передвижения;

- письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью вице-губернатора Санкт-Петербурга П.Б.М., согласно которому он даёт указание органам исполнительной власти Санкт-Петербурга оказать всестороннее содействие в организации мероприятия;

- письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя председателя комитета по физической культуре, согласно которому он направляет план праздничного мероприятия с просьбой рассмотреть концепцию мероприятия, информировать заинтересованные службы и оказать содействие в его проведении в пределах компетенции. В списке рассылки указан ряд комитетов правительства Санкт-Петербурга, а также федеральные структуры (Управление ФСБ, ГУ МВД, Управление Росгвардии);

- письмо от ДД.ММ.ГГГГ за подписью заместителя председателя комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности согласно которому он направляет план праздничного мероприятия с просьбой оказать содействие в его проведении в пределах компетенции. В списке рассылки указан ряд комитетов правительства Санкт-Петербурга, а также федеральные структуры (прокуратура, управление ФСБ, ГУ МВД, ГУ МЧС, ФСО). Также дополнительно в письме содержится рекомендация организаторам получить согласование территориальных органов ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

- письмо от ДД.ММ.ГГГГ генерального директора АО «ФК Зенит» М.А.И. в адрес заместителя начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, согласно которому последний информируется о производстве праздника, посвящённого победе ФК «Зенит» с просьбой оказать содействие в обеспечении в его проведении и с приложениями-описанием мероприятия (согласно регистрационной карточке данное письмо зарегистрировано в ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ);

- письмо от ДД.ММ.ГГГГ начальника центра «Э» ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ш.А.М. в адрес заместителя начальника ООП ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с информацией о проведении праздника, посвящённого победе ФК «Зенит» и описанием мероприятия, в рамках информационного взаимодействия;

- ответ от ДД.ММ.ГГГГ на запрос, согласно которому ВрИО начальника УООП ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщает, что АО «ФК»Зенит»» в период с 20 до 22 часов ДД.ММ.ГГГГ проводил праздничное мероприятие, которое не согласовал с органами ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

- ответ от ДД.ММ.ГГГГ на запрос, согласно которому ВрИО заместителя начальника полиции - начальник УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области сообщает, что запросы на обеспечение патрульного сопровождения автобуса АО «ФК»Зенит»» ДД.ММ.ГГГГ не поступало, сопровождение патрульным автомобилем не осуществлялось. В целях нормализации дорожной обстановки в связи с указанным празднованием, а также предупреждения совершения правонарушений и безопасности дорожного движения, патрульная машина двигалась по маршруту следования, привлекала внимание граждан и требовала освободить проезжую часть;

- ответ от ДД.ММ.ГГГГ на запрос, согласно которому ВрИО председателя комитета по вопросам законности и правопорядка представляет сведения (электронную карточку учёта входящих документов с резолюциями должностных лиц), согласно которым мероприятие по празднованию АО «ФК»Зенит»» согласовано правительством Санкт-Петербурга;

-объяснение Ш.М.Г., согласно которому он, как начальник 4 отдела УОООП и ВОИВ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области узнал о проведении АО «ФК Зенит» ДД.ММ.ГГГГ массового праздничного мероприятия во второй половине дня ДД.ММ.ГГГГ из письма начальника центра «Э», после чего были предприняты необходимые меры с целью исключения фактов нарушения общественного порядка и общественной безопасности;

-копия КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому от И.А.В. поступило заявление на нарушение тишины, а именно «со стороны Петропавловской крепости играет громко музыка и барабаны»;

-копия КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому от К.Н.К. поступило аналогичное заявление на нарушение тишины;

-объяснение К.Н.К., согласно которому он, являясь врио начальника ООП и ВОИВ ГУ МВД России по Петроградскому району указывает, что по результатам проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит» к административной ответственности привлечены 13 граждан за правонарушения в области общественного порядка и безопасности, а также создавались помехи в движении транспортных средств, были повреждены газоны;

-объяснение К.И.Ю., согласно которому он, являясь инспектором ООП ГУ МВД России по Петроградскому району указал, что с 19 часов ДД.ММ.ГГГГ совместно с другими сотрудниками полиции исполнял обязанности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в ходе проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит», при этом он наблюдал со стороны участников празднества правонарушения в области общественного порядка и безопасности, а также наличие помех в движении транспортных средств;

-объяснение Б.А.А., согласно которому он, являясь командиром взвода СПП ГУ МВД России по Петроградскому району указал, что с 19 часов ДД.ММ.ГГГГ совместно с другими сотрудниками полиции исполнял обязанности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в ходе проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит», при этом он наблюдал со стороны участников празднества правонарушения в области общественного порядка и безопасности, а также наличие помех в движении транспортных средств;

-объяснение М.А.Н., согласно которому он, являясь полицейским взвода СПП ГУ МВД России по Петроградскому району указал, что с 19 часов ДД.ММ.ГГГГ совместно с другими сотрудниками полиции исполнял обязанности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в ходе проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит», при этом он наблюдал со стороны участников празднества правонарушения в области общественного порядка и безопасности, а также наличие помех в движении транспортных средств;

-объяснение М.С.А., согласно которому он, являясь полицейским взвода СПП ГУ МВД России по Петроградскому району указал, что с 19 часов ДД.ММ.ГГГГ совместно с другими сотрудниками полиции исполнял обязанности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в ходе проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит», при этом он наблюдал со стороны участников празднества правонарушения в области общественного порядка и безопасности, а также наличие помех в движении транспортных средств;

-объяснение А.С.В., согласно которому он, являясь полицейским взвода СПП ГУ МВД России по Петроградскому району указал, что с 19 часов ДД.ММ.ГГГГ совместно с другими сотрудниками полиции исполнял обязанности по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка в ходе проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит», при этом он наблюдал со стороны участников празднества правонарушения в области общественного порядка и безопасности, а также наличие помех в движении транспортных средств;

- объяснение Д.Н.Ю., согласно которым он как сотрудник ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ обеспечивал безопасность дорожного движения по маршруту следования автобуса ФК «Зенит», при этом он следовал с проблесковыми маячками и предупреждал окружающих граждан соблюдать ПДД РФ, вместе с тем имели место нарушения гражданами ПДД РФ, в том числе выходы на проезжую часть к автобусам с игроками ФК «Зенит»;

-копия служебного задания на ДД.ММ.ГГГГ в ОСБ ДПС ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, согласно которому задачей патрульного наряда в составе Д.Н.Ю. является обеспечение безопасности дорожного движения по маршруту следования ФК «Зенит»;

- объяснение Б.И.Д., согласно которому он как начальник 2 наряда 1(ПСЧ) 5 ПСО Управления по Петроградскому району Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 41 минуту получил заявку о наличии дыма на территории Петропавловской крепости, в связи с чем по заявке выехало 2 пожарных расчёта. При проезде по Кронверкскому мосту Петропавловской крепости движение было затруднено потоком граждан, празднующим победу АО «ФК Зенит».

- объяснение С.А.Ю., согласно которому он как водитель 2 хода 1(ПСЧ) 5 ПСО Управления по Петроградскому району Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 41 минуту получил заявку о наличии дыма на территории Петропавловской крепости, в связи с чем по заявке выехало 2 пожарных расчёта. При проезде по Кронверкскому мосту Петропавловской крепости движение было затруднено потоком граждан, празднующим победу АО «ФК Зенит».

- объяснение Р.А.Х., согласно которому он как сотрудник 2 хода 1(ПСЧ) 5 ПСО Управления по Петроградскому району Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ в 21 час 41 минуту получил заявку о наличии дыма на территории Петропавловской крепости, в связи с чем по заявке выехало 2 пожарных расчёта. При проезде по Кронверкскому мосту Петропавловской крепости движение было затруднено потоком граждан, празднующим победу АО «ФК Зенит».

-копия книги службы части (том ), согласно которой имеется сведения о наличии заявки в 21 час 41 минуту ДД.ММ.ГГГГ на территорию Петропавловской крепости;

-копия КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому от И.А.В. поступило заявление на нарушение тишины, а именно «со стороны Петропавловской крепости играет громко музыка и барабаны»;

-копия КУСП от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому от К.Н.К. поступило аналогичное заявление на нарушение тишины;

-протокол осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ территории Петропавловской крепости установлены следы использования болельщиками ФК «Зенит» пиротехнических средств;

-справкой о производстве видеозаписи и самой видеозаписью, произведённой сотрудником полиции А.Э.Л. о массовом выходе празднующих на газоны, имевшее место ДД.ММ.ГГГГ на территории Петропавловской крепости;

-копии постановлений Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении 13 лиц к административной ответственности за совершение в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ правонарушений предусмотренных ч.1 ст.20.1 КоАП РФ на территории Петропавловской крепости, а именно использование фальшфаеров;

-справками о производстве видеозаписей и самими видеозаписями, произведёнными сотрудником полиции А.Э.Л. о использовании празднующими фальшфаеров, имевшее место ДД.ММ.ГГГГ на территории Петропавловской крепости в месте массового скопления граждан;

-письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому и.о.генерального директора СПБГУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» указывает, что в результате празднования чемпионства «ФК» Зенит» материальный ущерб не причинён.

- объяснение З.Е.А., согласно которому последний высказал позицию аналогичную вышеизложенной позиции Р.А.Ю.

Также в суд представлено различные документы, не отвечающие критериям относимости к предмету инкриминируемого деяния, в связи с чем суд не усматривает необходимости для их описания и оценки.

В судебном заседании опрошен Г.Е.С. - начальник отдела по подготовке спортивных мероприятий комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, который сообщил, что в его полномочия входит, в том числе, согласование спортивных мероприятий в рамках своей компетенции. Он систематически работает с АО «ФК» Зенит»» и занимается согласованием различных массовых мероприятий, проводимых указанной организацией.

Относительно обстоятельств согласования мероприятия ДД.ММ.ГГГГ он пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ ему поступило письмо генерального директора АО «ФК Зенит» с резолюцией губернатора Санкт-Петербурга для рассмотрения вопроса о согласовании праздничного мероприятия в честь победы АО «ФК Зенит».

ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев данное заявление, они согласовали его и направили уведомление об этом в АО «ФК» Зенит»», а также во все соответствующие органы, в том числе комитет по правопорядку, комитет по благоустройству, комитет по транспорту, иные комитеты, а также в компетентные органы ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Никаких возражений ни от одного из адресатов не поступило.

Пояснил, что согласно сложившейся практике, отдельного документа в виде решения по существу заявки не выносится, а направление подобного письма заявителю и во все органы, представляет из себя как разрешение проведения мероприятия, так и согласование его со всеми участниками. В случае получения возражения от любого из участников, решение может быть изменено о чём повторно уведомляются все из списка рассылки. Вместе с тем возражения редко имеют место, а отсутствие возражений приравнивается к согласию.

Уточнил, что комитет по законности и правопорядку после рассмотрения их уведомления и в случае согласия так же повторно рассылает всем причастным комитетам правительства Санкт-Петербурга и компетентным органам ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области указанную информацию, что было произведено в указанном случае.

Указал, что несмотря на то, что уведомление от АО «ФК» Зенит»» было подано с нарушением срока подачи, причины данного нарушения сроков были очевидны, обстоятельства уважительны и поскольку всё было согласовано очень оперативно, никаких последствий нарушение сроков подачи заявления не имело.

Также указал, что согласно сложившейся практике вопросами согласования (происходящего также согласно сложившейся практике в виде уведомления) праздничного мероприятия с органами ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области занимается профильный комитет и комитет по правопорядку, указанными вопросами организатор не занимается, поскольку его обязанности ограничиваются только согласованием мероприятия с правительством Санкт-Петербурга.

В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с планом было проведено празднование, в ходе проведения праздника присутствовали сотрудники правоохранительных органов, которые осуществляли охрану правопорядка и общественной безопасности.

Суд признает вышеизложенные доказательства относимыми, допустимыми, достоверными, полученными с соблюдением норм закона.

Документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данных документах отражены. Нарушений требований административного законодательства при составлении указанных документов судом не выявлено.

Лицам разъяснены их права, они предупреждены об административной ответственности, оснований не доверять показаниям опрошенных лиц не имеется.

Совокупность исследованных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что в рамках организации празднования победы ДД.ММ.ГГГГ АО «ФК Зенит» подало заявление о согласовании праздничного мероприятия, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ, на имя губернатора Санкт-Петербурга.

Указанное мероприятие было согласовано о чём организатору (АО «ФК Зенит») сообщено ДД.ММ.ГГГГ профильным комитетом, осуществляющим согласование - комитетом по физической культуре и спорту.

В этот же день (ДД.ММ.ГГГГ) со стороны комитета по вопросам законности и правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга в адрес организатора (АО «ФК «Зенит») направлено письмо с рекомендацией получить согласование территориальных органов ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте АО «ФК «Зенит» направил в адрес заместителя начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, уведомление о производстве праздника с просьбой оказать содействие в обеспечении в его проведении и с приложениями-описанием мероприятия. Указанное письмо зарегистрировано только ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо иных действий, направленных на согласование с профильными комитетами и правоохранительными органами со стороны АО «ФК «Зенит» не осуществлялось.

ДД.ММ.ГГГГ празднование в честь победы «ФК «Зенит»» было осуществлено в соответствии с намеченным планом.

Указанные выводы основаны на исследованных доказательствах и не оспариваются стороной защиты, которая даёт свою оценку обстоятельствам произошедшего.

Давая оценку обстоятельствам по делу, суд приходит к выводу о том, что при согласовании вопроса о проведении ДД.ММ.ГГГГ праздничного мероприятия АО «ФК «Зенит» допущены нарушения Положения о согласовании.

Так, со стороны АО «ФК «Зенит» в нарушение п.2 Положения, заявка о проведении мероприятия в правительство Санкт-Петербурга направлена не за 15 суток, а за 4 суток, то есть с нарушением срока подачи.

При этом АО «ФК «Зенит» в нарушение п.12 Положения, после получения согласования Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Комитета по физической культуре и спорту по принадлежности вопроса на проведение массового мероприятия, не согласовал дополнительно его проведение с управлением организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также УГИБДД ГУ МВД РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

То есть указанное праздничное мероприятие, повлекшее массовое одновременное пребывание (передвижение) граждан было проведено АО «ФК «Зенит» в нарушение действующих нормативно-правовых актов, регулирующих порядок их проведения (согласования).

Факты наступивших последствий в виде создания помех движению транспортных средств подтверждается, в том числе, прямо - пояснениями членов пожарной бригады (Б.И.Д., С.А.Ю., Р.А.Х.), выезжавшими на заявку о наличии дыма на территории Петропавловской крепости, а также сотрудника ОГИБДД Д.Н.Ю.

Факты наступивших последствий в виде повреждения газонов (причинения вреда зелёным насаждениям) подтверждаются протоколом осмотра территории, установившим факты использования пиротехники и повреждений газона, а также справкой с видеозаписью о массовом выходе празднующих на газоны.

Факты наступивших последствий в виде общественного порядка подтверждаются в том числе копиями судебных постановлений, зафиксировавших совершение рядом лиц в вечернее время ДД.ММ.ГГГГ правонарушений предусмотренных ч.1 ст.20.1 КоАП РФ на территории Петропавловской крепости;

Также факты правонарушений в области общественного порядка, помех в движении транспортных средств и повреждения газонов подтверждаются объяснениями К.Н.К., К.И.Ю., Б.А.А., М.А.Н., М.С.А., А.С.В. – сотрудников полиции, исполнявших обязанности по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка в ходе проведения праздничного мероприятия АО «ФК Зенит».

Связь указанных последствий с проведением в этом месте в это время массового праздничного мероприятия очевидна и сомнений вызывать не может.

Доводы стороны защиты об отсутствии подтверждения наличия последствий в виде правонарушений в области общественного порядка, помех в движении транспортных средств и повреждении зелёных насаждений основаны на альтернативной трактовке и оценке изложенных выше судом доказательств. Дополнительно суд отмечает, что сведения об отсутствии повреждения имущества со стороны СПБГУК «Государственный музей истории Санкт-Петербурга» не опровергают повреждения зелёных насаждений.

Таким образом, суд находит подтверждённым факт того, что организация и проведение АО «ФК Зенит» не согласованного должным образом праздничного мероприятия, то есть массового одновременного пребывания (передвижения) граждан в общественных местах повлекло нарушения общественного порядка, повреждение зеленых насаждений и помехи движению транспорта, а указанные действия квалифицируются судом по ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ.

Доводы о том, что указанное мероприятие является публичным мероприятием, в связи с чем к нему не могут быть применены положения ст.20.2.2 КоАП РФ является ошибочным.

Дефиниция публичного мероприятия дана в ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 (ред. от 05.12.2022) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно которой публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями;

Таким образом, проведённое мероприятие являлось массовым и открытым (т.е. «публичным» в бытовом смысле) мероприятием, но не являлось публичным мероприятием в соответствии с нормами действующего законодательства.

Доводы защиты том, что фактически ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в полном объёме обладало сведениями о проводимом праздничном мероприятии, а сотрудники полиции (УОООП и ВОИВ, УГИБДД) принимали участие в обеспечении безопасности при проведении мероприятия подтверждаются материалами дела и под сомнение не ставятся. При этом суд отмечает, что на выполнение (невыполнение) обязанностей по согласованию со стороны АО «ФК «Зенит»» данный факт не влияет.

Корреспондирующие им доводы об отсутствии практического значения несогласования празднования с ГУ МВД непосредственно со стороны АО «ФК «Зенит»», поскольку ГУ МВД всё равно исполняло свою функции по обеспечению порядка, то есть по сути об отсутствии причинно-следственной связи между несогласованием и последствиями проведения мероприятия опровергаются позицией самого ГУ МВД, изложенной в протоколе об административном правонарушении, согласно которому именно несогласование мероприятия с ними и повлекло указанные последствия.

Доводы о том, что сотрудники полиции были единственными лицами, которые подали заявку о наличии шума от празднования, а также умышленно вызвали пожарную бригаду в Петропавловскую крепость, заведомо осознавая как об отсутствии оснований для вызова, так и о наличии проблем с доступом на территорию объекта не подлежат оценке, поскольку выходят за пределы юридически значимых фактов, подлежащих установлению в рамках указанного дела.

Доводы защиты о поступлении в их адрес ДД.ММ.ГГГГ письма Комитета по вопросам законности и правопорядка, содержащего рекомендацию согласовать вопрос проведения мероприятия со структурными подразделениями ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, также не ставится под сомнение. Вместе с тем прямая обязанность данного согласования прямо следует из п.12 вышеуказанного Положения и наличествует вне зависимости от позиции Комитета по вопросам законности и правопорядка.

Доводы защиты том, что в адрес ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области уведомление о проведении мероприятия было направлено со стороны АО «ФК «Зенит»» ДД.ММ.ГГГГ (вечер пятницы), а зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (первый рабочий день после выходных) также не вызывает сомнений. Вместе с тем данные обстоятельства не опровергают факт проведения АО «ФК «Зенит»» мероприятия в отсутствие необходимого указанного согласования.

Доводы о том, что нарушение сроков подачи уведомления о производстве празднования явилось формальным нарушением не повлиявшим на итоговый результат несостоятельны. Так, допрошенный начальник отдела по подготовке спортивных мероприятий комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Г.Е.С. действительно подтвердил, что несмотря на нарушение сроков согласование празднования от Правительства Санкт-Петербурга было получено и негативных последствий не наступило.

Вместе с тем, согласование ГУ МВД получено не было, а в связи с уведомлением их (по причине сжатых сроков) накануне дня празднования нарушение сроков может иметь значение как обстоятельство не позволившее своевременно согласовать проведение мероприятия с правоохранительными органами.

Доводы защиты о том, что согласно сложившейся практике организатор (АО «ФК «Зенит»») получает согласование непосредственно профильного комитета (Комитета по спорту), а тот в свою очередь согласует мероприятие со всеми структурами, в том числе и ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области нашли своё подтверждение.

Допрошенный единственный правоприменитель вышеуказанного Положения - начальник отдела по подготовке спортивных мероприятий комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга Г.Е.С. подтвердил, что согласно сложившейся практике согласования, организатор согласует мероприятие с единственным профильным комитетом, после чего данный комитет в рамках внутриправительственного взаимодействия самостоятельно согласует данный вопрос со всеми остальными комитетами, а также с федеральными органами государственной власти, таким образом, единственное согласование, которое получает непосредственно организатор является согласование профильного комитета.

Исследованные документы (письма Комитетов относительно данного мероприятия) полностью согласуются с пояснениями свидетеля, поскольку как профильный комитет (в данном случае Комитет по спорту), так и Комитет по правопорядку в списке рассылки документов на согласование празднования включили ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Вместе с тем, давая оценку обстоятельствам правонарушения, суд приходит к выводу о необходимости в случае противоречий обычаев сложившейся практики и требований нормативно-правовых актов, руководствоваться положениями последних.

Таким образом, суд усматривает вину АО «ФК «Зенит»» в невыполнении требований закона по получению согласования со структурными подразделениями ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области после согласования мероприятия с профильным комитетом.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «ФК Зенит», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей.

Информация, необходимая для уплаты штрафа:

УФК по г. Санкт-Петербургу (УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и ЛО),

Номер счёта получателя платежа: 40102810945370000005,

КПП: 784201001, ИНН: <***>, КБК: 18811601181019000140,

БИК: 014030106, ОКТМО: 40391000,

УИН: 18880478230140037564;

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: А.А. Бродский