ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-894/2021 от 08.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело № 5-894/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Ленинский районный суд г.Иваново,

адрес: <...> 08 ноября 2021 года

Судья Ленинского районного суда города Иваново Богомолов Э.А., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Малковой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении:

Фамилия, имя, отчество – ФИО2

Число, месяц и год рождения – ДД.ММ.ГГГГ

Место рождения – <адрес>

Гражданство – <данные изъяты>

Место работы, должность – Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской

области, начальник Департамента

Место жительства – <адрес>,-

у с т а н о в и л :

Начальником Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области ФИО2 допущено нарушение (как главным распорядителем и получателем средств бюджета), порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов, при следующих обстоятельствах:

В ходе проведения Счетной палатой Российской Федерации контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2020 год» в Федеральном дорожном агентстве установлено нарушение главным распорядителем и получателем средств бюджета – Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области (далее – Департамент, <...>), которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий их расходования.

Так, 25 декабря 2019 года Росавтодором и Правительством Ивановской области было заключено Соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету Ивановской области № 108-17-2020-033 (далее – Соглашение ОМРДХ) на период 2020-2022 годов в целях внедрения в Ивановской агломерации автоматизированных и роботизированных технологий организации дорожного движения и контроля за соблюдением правил дорожного движения (внедрения Интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек в рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»).

В соответствии с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Соглашения ОМРДХ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Росавтодором, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения ОМРДХ и представление отчетности, является Департамент.

Подпунктами 4.3.4.1 и 4.3.4.2 пункта 4.3.4 Соглашения ОМРДХ определена обязанность Департамента обеспечивать представление в Росавтодор в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ГИИС «Электронный бюджет») отчетов о:

- расходах бюджета Ивановской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению № 3 к Соглашению ОМРДХ, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт;

- достижении значений результатов регионального проекта по форме согласно приложению № 4 к Соглашению ОМРДХ, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным годом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт.

Лимиты бюджетных обязательств на 2020 год в рамках Соглашения ОМРДХ в общем объеме 100,0 млн. рублей были доведены Росавтодором бюджету Ивановской области, затем Управлением федерального казначейства по Ивановской области Департаменту уведомлением о предоставлении Субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющих целевое назначение от 26 декабря 2019 г. № 240-2020-3-011.

В соответствии со статьями 158, 162, а также пунктом 3 статьи 219 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе как получатель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Таким образом, на основании данного уведомления Департаменту как главному распорядителю бюджетных средств разрешено распределять распорядителям и получателям бюджетных средств (в том числе и себе как получателю бюджетных средств), администраторам источников финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора, администраторам источников финансирования дефицита бюджета, находящимся в его ведении, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, предельные объемы финансирования или принимать бюджетные обязательства и осуществлять платежи, в установленных уведомлением пределах.

Соответственно, на Департамент, в целях соблюдения порядка предоставления иного межбюджетного трансферта, возложена обязанность по достижению результатов представления иного межбюджетного трансферта до конца финансового года и по представлению в Федеральное дорожное агентство достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием, однако вследствие неправомерного бездействия данные требования исполнены не были.

Так, в нарушение подпункта 4.3.4.1 пункта 4.3.4 Соглашения ОМРДХ Департаментом не обеспечено представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о расходах бюджета Ивановской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, не позднее 5 календарных дней месяца, следующего за 1, 2 и 3 отчетными кварталами 2020 года (на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2020 года, то есть до 5 апреля, 5 июля и 5 октября 2020 года, соответственно).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО2, будучи извещенным о месте и времени судебного заседания, на рассмотрение дела не явился. О причинах неявки суд не известил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. С учетом данных обстоятельств суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Данное ходатайство подлежит удовлетворению.

Участвующему в деле защитнику лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – Малковой Е.Е., разъяснено право отвода судьи, а также права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ. Права понятны, заявления об отводе не поступило.

Согласно имеющимся в материалах дела об административном правонарушении письменным пояснениям заместителя начальника Департамента – статс-секретаря ФИО1, отчеты о расходах бюджета Ивановской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2020 года, не предоставлялись, поскольку межбюджетный трансферт Департаментом в первом-третьем кварталах 2020 года не использовался. Для осуществления кассового расхода средства иного межбюджетного трансферта были перечислены в 4 квартале 2020 года.

Защитник Малкова Е.Е. в судебном заседании также возражала против привлечения начальника Департамента по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, указав на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Кроме этого, в части нарушения срока, установленного подпунктом 4.3.4.2 пункта 4.3.4 Соглашения ОМРДХ, защитник указала на предоставления отчета в установленный Соглашением срок.

Выслушав защитника и исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 ст.15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 КоАП РФ.

Вина ФИО2 в инкриминируемом ему правонарушении подтверждается следующими материалами дела: поручением аудитора Счетной палаты Российской Федерации от 19 января 2021 года о проведении проверки исполнения ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»; сведениями Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области за 2020 год; уведомлением № 240-2020-3-011 о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение; отчетами о расходах и о достижении значений результатов регионального проекта; соглашением о реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства (Ивановская область) на территории Ивановской области от 14 марта 2019 года и другими.

В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 132.1 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты.

Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе пятым абзацем статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (часть статьи 130 БК РФ).

Правила предоставления и распределения в 2020-2024 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках федерального проекта «Общесистемные черты развития дорожного хозяйства» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 1762 (далее - Правила № 1762).

Согласно пункту 1 Правил № 1762, данными Правилами устанавливаются в том числе условия и порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях внедрения интеллектуальных транспортных Систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек, в рамках реализации федерального проекта Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Пунктом 5 Правил № 1762 установлено, что оценка эффективности предоставления трансфертов осуществляется Федеральным дорожным агентством путем сравнения планового значения и фактического значения количественных показателей, характеризующих достижение результата Федерального проекта и предусмотренных паспортом федерального проекта.

Согласно пункту 2 статьи 132.1 БК РФ и пунктам 12-14 Правил № 1762 предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании соглашений, которые заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Соглашение, в том числе должно содержать:

- обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по завершению выполнения указанных в пункте 3 Правил № 1762 мероприятий (в том числе по приемке выполнения соответствующих работ) до 15 декабря текущего года (за исключением работ, технологический цикл выполнения которых превышает указанный срок, а также случаев, когда федеральным проектом предусмотрен иной срок);

- обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению заключения контрактов на выполнение мероприятий, предусмотренных региональным проектом, в сроки, обеспечивающие своевременное достижение результатов федерального проекта;

- обязательство высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации согласовать с Федеральным дорожным агентством программы создания (модернизации) интеллектуальных транспортных систем, разработанные на основании методических рекомендаций, указанных в пункте 8 Правил № 1762.

Приказом Минфина от 14 декабря 2018 г. № 270н утверждена типовая норма соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - типовая форма соглашения), обязательная к применению и исполнению в том числе в части установленных существенных условий.

Пунктом 4.3.9 типовой формы соглашения установлена обязанность субъекта Российской Федерации обеспечивать представление в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетов о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, а также достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта.

В соответствии с пунктом 17 Правил № 1762 ответственность за достоверность представляемых в Федеральное дорожное агентство информации и документов возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 19 Правил № 1762 контроль за осуществлением расходов, источником финансового обеспечения которых являются трансферты, осуществляется Федеральным дорожным агентством и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Агентством, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) Соглашения ОМРДХ и представление отчетности, является Департамент (пункт 6.1.1.).

Невыполнение Департаментом обязательств, предусмотренных Соглашением ОМРДХ, по представлению (своевременному представлению) соответствующих отчетов Росавтодору в ГИИС «Электронный бюджет», является нарушением условий и порядка расходования межбюджетных трансфертов.

Полномочия Департамента установлены Положением о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19 декабря 2014 г. N 562-п (далее - Положение о Департаменте), согласно пункту 3.14 которого к компетенции Департамента, в том числе отнесено осуществление полномочий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Ивановской области по взаимодействия с Федеральным дорожным агентством, в том числе по представлению в Федеральное дорожное агентство отчетности Ивановской области, предусмотренной соглашениями между Федеральным дорожным агентством и Правительством Ивановской области по вопросам развития дорожного хозяйства Ивановской области.

В соответствии с пунктом 8.1. Положения о Департаменте Департамент возглавляет начальник Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Губернатором Ивановской области.

Согласно подпункту 8.3.1 пункта 8.3 Положения о Департаменте начальник Департамента организует работу Департамента, руководит его деятельностью на принципах единоначалия и несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и полномочий.

Распоряжением Губернатора Ивановской области от 15 января 2019 г. № 2-рк на должность государственной гражданской службы Ивановской области начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области назначен ФИО2.

Руководителем регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства (Ивановская область)» на территории Ивановской области также является ФИО2.

Согласно положениям Соглашения о реализации регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства (Ивановская область)» на территории Ивановской области от 14 марта 2019 г. № 103-2019-R20037-1, заключенного руководителем федерального проекта и руководителем регионального проекта (далее - Соглашение 37-1), руководитель регионального проекта обеспечивает в том числе: достоверность, актуальность и полноту сведений в отчетности и иной информации, связанной с реализацией регионального проекта, предусмотренной Соглашением 37-1 (пункт 2.2.6.); соблюдение исполнительской дисциплины (пункт 2.2.7.).

Таким образом, именно на ФИО2, как начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, а также руководителя регионального проекта «Дорожная сеть (Ивановская область)» на территории Ивановской области возложена ответственность за надлежащее исполнение условий Соглашения ОМРДХ, а также соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе в части обеспечения представления (своевременного представления) соответствующей отчетности.

В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений (бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Согласно пункту 3 статьи 306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Обстоятельства, препятствующие ФИО2 надлежащим образом исполнить должностные полномочия в части соблюдения условий и порядка предоставления (расходования) иного межбюджетного трансферта, судом не установлены.

Необходимые действия в пределах компетенции, направленные на обеспечение представления (своевременного представления) в Росавтодор в форме электронных документов в ГИИС «Электронный бюджет» соответствующих отчетов, в установленные сроки ФИО2 не осуществлены.

Указанное свидетельствует о невыполнении Департаментом обязательств, предусмотренных соглашением ОМРДХ, в части обеспечения представления Росавтодору в ГИИС «Электронный бюджет» соответствующей отчетности.

Письменные доводы представителя Департамента о том, что обязанности по представлению отчетов на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2020 года у Департамента не имеется, противоречат условиям Соглашения ОМРДХ. С учетом императивного характера бюджетных правоотношений, Департамент ни Правилами № 1762, ни Соглашением ОМРДХ не наделен правом произвольно исполнять установленные обязанности. Именно определенные в отчетах достоверные показатели, в том числе и «нулевые», вследствие бездействия в использовании предоставленных бюджетных средств, отражают исполнение порядка и достижение целей предоставления иного межбюджетного трансферта.

Непредставление отчетов о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, в рамках расходования соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, нарушает принцип достоверности бюджета, влечет фактическое сокрытие объективной информации о невыполнении иных Условий соглашения, ответственность за представление которой несет Департамент.

Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ на момент рассмотрения дела не истек. Согласно положениям ч.ч.1 и 3 ст.4.5 КоАП РФ он составляет два года, поскольку для правонарушений бюджетного законодательства Российской Федерации предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности нежели один год.

Одновременно с изложенными нарушениями ФИО2, как начальнику Департамента, инкриминировалось дополнительное нарушение – нарушение срока, установленного подпунктом 4.3.4.2 пункта 4.3.4 Соглашения ОМРДХ, согласно которому им не было обеспечено своевременное представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчета о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01 января 2021 года, не позднее 2 числа месяца, следующего за отчетным 2020 годом (не позднее 12 января 2021 года).

Согласно протоколу об административном правонарушении указанный отчет представлен Департаментом Росавтодору в ГИИС «Электронный бюджет» только 26 февраля 2021 года, то есть с нарушением установленного Соглашением ОМРДХ срока более чем на 1 месяц.

Вместе с тем, отчет о достижении значений результатов регионального проекта ОМРДХ по состоянию на 01 января 2021 года был предоставлен в Росавтодор в установленный срок – 07 января 2021 года, и только 24 февраля 2021 года из Росавтодора на него поступили замечания, которые оперативно, в течение двух дней, были устранены и 26 февраля 2021 года отчет вновь был представлен.

В указанной части суд не усматривает нарушения общего срока предоставления Департаментом отчета в Росавтодор. Задержка предоставления корректного отчета была вызвана длительным изучением его первоначальной формы в Росавтодоре. Невозможность последующей коррекции изначально поданного отчета, устранения выявленных недостатков, Соглашением ОМРДХ не предусмотрена.

С учетом изложенного, суд исключает из вмененного ФИО2 правонарушения указание на необеспечение своевременного представления в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчета о достижении значений результатов регионального проекта по состоянию на 01 января 2021 года.

Таким образом, ФИО2, замещая должность начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, а также осуществляя полномочия руководителя регионального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства (Ивановская область)», допустив нарушение условий и порядка расходования межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Разрешая вопрос о мере административного наказания, суд учитывает характер и тяжесть совершенного правонарушения, личность правонарушителя, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить ФИО2 в качестве наказания за совершенное правонарушение административный штраф в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.15.15.3, ст.ст.25.1, 29.10 КоАП РФ,-

П О С Т А Н О В И Л :

Начальника Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10.000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф перечислить по реквизитам: ИНН <***>, КПП 770401001, Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Счетная палата Российской Федерации) в Операционном департаменте Банка России//Межрегиональное операционное УФК, г.Москва, БИК 024501901, Единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет (номер счета получателя средств) 03100643000000019500, ОКТМО 45383000, КБК 305 1 16 01155 01 0000 140, УИН 30530500111210900515.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ленинского районного

суда города Иваново Э.А. Богомолов