Дело №5-897/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления оглашена 04 августа 2016г.
**.**. 2016 г. г.Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Падучих С.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя Губернатора Псковской области ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
**.**. 2016 года в Псковский городской суд из Счетной Палаты Российской Федерации поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя Губернатора Псковской области ФИО1
Согласно протоколу об административном правонарушении от **.**. 2016г. Счетной палатой РФ в вину ФИО1 вменяется, что в нарушение условий подписанного ею Соглашения от **.**. 2014г. № ** о предоставлении субсидии из федерального бюджета, ею не было обеспечено исполнение Администрацией Псковской области принятых со своей стороны обязательств, а именно не выделены в полном объеме финансовые средства на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, а также не достигнуты обязательные для исполнения показатели результативности предоставления субсидии. Поскольку ФИО1 от лица Администрации Псковской области, являющейся в силу ст.5 и ст.20 Закона Псковской области от 06.06.2008 №769-оз «О бюджетном процессе в Псковской области» главным распорядителем бюджетных средств области, приняла обязательство по исполнению Соглашения, надлежащим образом и в полной мере не обеспечила его исполнение, то в ее действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Счетной палаты Российской Федерации не явился, каких-либо ходатайств не представил.
Защитник ФИО1 с привлечением ее к административной ответственности не согласился. Полагал, что состав правонарушения в данном случае отсутствует, так как ФИО1 не является субъектом правонарушения и виновных действий не совершала. Пояснила, что все возложенные непосредственно на Администрацию Псковской области обязательства, предусмотренные Соглашением от **.**. 2014г. № ** , исполнены. Частичное несвоевременное неисполнение обязательств по соглашению было вызвано объективными причинами.
Выслушав защитника ФИО1, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:
**.**. 2014г. между Министерством здравоохранения РФ в лице заместителя Министра здравоохранения РФ ФИО2 и Администрацией Псковской области в лице первого заместителя Губернатора Псковской области ФИО1 было заключено Соглашение № ** (далее – Соглашение) (л.д.33-40).
Согласно п.1 Соглашения его предметом являлось предоставление в 2014г. субсидии из федерального бюджета бюджету Псковской области на софинансирование расходных обязательств последнего, связанных с реализацией мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях (л.д.34).
В силу п.2 Соглашения, определившего обязанности его сторон, Министерство перечисляло субсидию бюджету Псковской области в размере 229696000 руб., а высший исполнительный орган власти области, в свою очередь, обязался выделить в бюджете Псковской области бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий в размере 82000000 руб.
В соответствии с п.5 Соглашения субсидия подлежала перечислению Министерством Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации (л.д.37).
Также п.6 Соглашения закрепил, что для оценки результативности предоставления субсидии подлежали использованию следующие значения показателей (л.д.38): 1) смертность от транспортных травм всех видов – 26,2 (количество случае на 100000 человек); 2) снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий в Псковской области на 18,6 %.
Результатами проведенной **.**. 2016г. проверки эффективности деятельности Минздрава России и высших исполнительных органов власти субъектов РФ по обеспечению доступности услуг в сфере здравоохранения, было установлено, что условия Соглашения Псковской областью в полной мере не исполнены, а именно:
- фактически из бюджета Псковской области в 2014г. профинансировано 43558570 руб. вместо 82000000 руб., в последующем мер по выделению бюджетных ассигнований на реализацию предусмотренных Соглашением мероприятий в сумме 38441400 руб. в 2014-2016гг. предпринято не было;
- в 2014г. Администрацией Псковской области не были достигнуты обязательные для исполнения показатели результативности предоставления субсидии, а именно показатель «смертность от транспортных травм всех видов» при плане 26,2 случаев на 100000 населения, фактически составил – 29,4, а показатель «снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий» превышен на 12%.
В связи с этим **.**. 2016г. заместителем начальника инспекции Счетной палаты РФ ФИО3 был составлен протокол № ** об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении ФИО1, которой вменены выявленные в ходе проверки вышеперечисленные нарушения условий Соглашения.
Статьей 15.15.3 КоАП РФ установлено, что нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Анализ положений данной нормы закона позволяет сделать вывод, что субъектами названного административного правонарушения являются не любые должностные лица, а только должностные лица конкретных участников бюджетных правоотношений:
- главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты;
- финансового органа;
- главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты;
- получателя средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
Таким образом, обязательным условием для привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ является установление факта того, что она - должностное лицо одного из указанных участников бюджетных правоотношений.
Должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты ФИО1, априори, в данном случае не является.
В соответствии с положениями ст.6 Бюджетного кодекса РФ:
- финансовые органы – это Министерство финансов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов РФ (финансовые органы субъектов РФ), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований);
- главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
- распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
- получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно Уставу Псковской области от 12.04.2001г. №1-У, принятому Псковским областным Собранием депутатов 29.03.2001г., государственную власть в области осуществляют федеральные органы государственной власти, а также образованные в соответствии с настоящим Уставом органы государственной власти области (ст.8 Устава). Систему органов государственной власти области составляют: законодательный орган государственной власти области - Псковское областное Собрание депутатов; высший исполнительный орган государственной власти области - Администрация Псковской области и иные органы исполнительной власти области, формируемые Администрацией области.
В соответствии со ст.1 Закона Псковской области от 19.02.2002 №174-оз «О системе органов исполнительной власти Псковской области» (далее – Закон №174-оз) Администрация области в целях эффективного социального, экономического и политического развития области осуществляет государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера и для осуществления этих полномочий формирует органы исполнительной власти области.
Статьей 21 Закона №174-оз также предусмотрено, что для реализации (обеспечения) государственно-властных полномочий исполнительно-распорядительного характера Администрация области формирует (создает, реорганизует, ликвидирует, определяет компетенцию и наделяет полномочиями) органы исполнительной власти области, руководит ими и контролирует их деятельность.
Нормами ст.25 Закона №174-оз закреплено, что к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики относится, в том числе, разработка для представления губернатором области в областное Собрание проекта областного бюджета, обеспечение исполнения областного бюджета.
При этом из содержания п.1.1 Постановления Администрации Псковской области от 07.07.2009 №245 «Об утверждении Положения о Государственном финансовом управлении Псковской области» (далее – Постановление №245) следует, что органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере бюджетной, финансовой, денежной и кредитной политики является Государственное финансовое управлении Псковской области.
В силу п.2.2 Постановления №245 основными задачами именно данного органа являются составление проекта областного бюджета, подготовка поправок в закон области об областном бюджете на соответствующий финансовый год; обеспечение исполнения областного бюджета; составление бюджетной отчетности областного бюджета и консолидированного бюджета Псковской области; осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля.
Кроме того, исходя из положений п.3.3, п.3.22 и п.3.38 Постановления №245, ГФУ ПО осуществляет работу по составлению проекта областного бюджета на очередной финансовый год, организовывает в установленном порядке исполнение областного бюджета, устанавливает порядок исполнения областного бюджета по расходам.
Таким образом, с учетом перечисленных положений действующего законодательства на территории Псковской области именно Главное финансовое управление Псковской области является финансовым органом в смысле ст.6 БК РФ, т.е. соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, имеющим право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
При этом Главное финансовое управление Псковской области обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, бланки, штампы, открывает в установленном порядке свои счета (п.1.6 Постановления №245).
Первый заместитель Губернатора Псковской области ФИО1 работником и должностным лицом данной организации не является.
Исходя из Соглашения, главным распорядителем средств полученной субсидии в данном случае является Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации.
Так, согласно положениям п.4 Соглашения, перечисление субсидии осуществлялось в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства, открытый для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в бюджет Псковской области, с отражением в доходной части по коду КБК 83920202093020000151 (л.д.37).
Указанный код КБК принадлежит Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации и, исходя из ст.21 БК РФ, прямо указывает, кто является главным распорядителем соответствующих бюджетных средств.
Более того, в силу п.5 Соглашения субсидия подлежала перечислению Министерством непосредственно Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации (л.д.37).
Следовательно, как получателем, так и распорядителем денежных средств, предоставленных в качестве субсидии, являлся указанный орган.
Согласно «Положению о Государственном комитете Псковской области по здравоохранению и фармации», утвержденному Постановлением Администрации Псковской области от 02.10.2009 №375, данный комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере здравоохранения и фармации, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы, бланки, самостоятельный баланс и бюджетную смету, счета.
Главным распорядителем бюджетных средств, которые в соответствии с Соглашением обязалась выделить Псковская область согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2014 год являлся Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, данные денежные средства прошли по КБК с кодом 831.
Согласно «Положению о Государственном комитете Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства», утвержденному Постановлением Администрации Псковской области от 14.10.2013 №465, данный Комитет является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области строительства, развития рынка доступного жилья и жилищно-коммунального хозяйства, обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, печать, штампы, бланки.
Первый заместитель Губернатора Псковской области ФИО1 работником и должностным лицом ни одной из данных организаций не является.
Получателем субсидии из федерального бюджета в данном случае является Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации, о чем прямо указано в п.5 Соглашения (л.д.37).
Получателем бюджетных средств, которые в соответствии с Соглашением обязалась выделить Псковская область, согласно пояснениям защитника ФИО1 являлось Государственное казенное учреждение Псковской области «Управление капитального строительства». Доказательств иного суду не представлено.
Таким образом, Администрация Псковской области, должностным лицом которой является ФИО1, в данном случае не является ни одним из участников бюджетного процесса, перечисленных в ст.15.15.3 КоАП РФ, ввиду чего субъектом вменяемого ей правонарушения не является и являться не может.
Указание Счетной Палаты РФ в протоколе на то, что Администрация Псковской области в силу ст.5 и ст.20 Закона Псковской области от 06.06.2008 №769-оз «О бюджетном процессе в Псковской области» является главным распорядителем бюджетных средств, судом не принимается, так как исходя из диспозиции ст.15.15.3 КоАП РФ, юридическое значение имеет не просто факт того, является ли организация главным распорядителем бюджетных средств, а является ли она главным распорядителем именно тех бюджетных средств, условия получения которых и были нарушены.
Администрация Псковской области, безусловно, являясь главным распорядителем определенных средств бюджета области и имея в связи с этим свой КБК 801, главным распорядителем именно денежных средств выделяемых как Российской Федерацией, так и Псковской областью, в рамках рассматриваемого Соглашения, не являлась.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Так как суд установил, что первый заместитель Губернатора Псковской области ФИО1 в данном случае не является субъектом ответственности по ст.15.15.3 КоАП РФ в связи с неисполнением рассматриваемого Соглашения, то состав данного правонарушения в ее действиях отсутствует, ввиду чего производство по делу в отношении нее подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24.5 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя Губернатора Псковской области ФИО1 - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.А. Падучих