ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-899/2022 от 06.05.2022 Красноглинского районного суда г. Самары (Самарская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена: 06.05.2022 года

Мотивированное постановление изготовлено: <дата>.

Судья Красноглинского районного суда <адрес> Напреенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ст. 7.14 КоАП РФ в отношении ООО «СКС», ИНН <данные изъяты>, находящегося по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

<дата> консультантом отдела государственного надзора (контроля) и административно практики управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес><данные изъяты>. в отношении ООО «СКС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.14Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из протокола следует, что <дата> в адрес управления поступило обращение от научного сотрудника ООО НПЦ «Бифас» <данные изъяты>. о том, что на территории объекта археологического наследия «Озер I. Селище», расположенного в <адрес>, проведены и проводятся земляные строительные работы, связанные с прокладкой труб водоснабжения, в результате которых разрушен культурный слой указанного объекта археологии.

В ходе осмотра территории объекта <дата> подтвержден факт проведения земляных строительных работ. На момент обследования земляные работы не проводились, но строительная техника продолжала работать приблизительно в 150 м северо-западнее от северо-западной границы территории объекта. Согласно аншлагу, установленному на въезде в лагерь, на данном участке проводятся работы по объекту «Водопровод горелый хутор». Заказчиком выступает ООО «СКС», генеральным подрядчиком – ООО «РКС-Инжиниринг». Также на аншлаге указаны сроки проведения строительных работ – июнь-декабрь 2021 год, и ответственные лица за проведение работ. В результате проведения мероприятий по контролю установлено, что через территорию объекта, примыкающей с восточной стороны к автомобильной дороге <адрес>, в направлении с юго-востока на северо-запад, параллельно автодороге, прокопана траншея, в которую уложены трубы водоснабжения. На момент осмотра работы по укладке труб в границах территории указанного объекта археологии были завершены, траншея засыпана, за исключением участка, на котором была размещена камера. На поверхности зафиксированы повреждения верхних почвенных слоев вследствие проезда тяжелой строительной техники. Разрешение на проведение указанных работ административный орган, а именноуправление государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, не выдавал.

Таким образом, должностным лицом указано на то, что ООО «СКС» на объекте были организованы и проведены земляные работы без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в нарушение ст. 36 ФЗ №73-ФЗ.

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.

В судебном заседании представитель <данные изъяты>., действующий по доверенности в интересах Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, поддержал доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просил общество привлечь к ответственности, поскольку ООО «СКС» проводило работы в отсутствие заключения историко-культурной экспертизы.

Представитель <данные изъяты>., действующая по доверенности в интересах ООО «СКС», в судебном заседании просила производство прекратить, поскольку установленные требования получения разрешения на проведение земляных, строительных работ обществом соблюдены и администрацией <адрес> выдано разрешение, а тот факт, что отсутствует заключение историко-культурной экспертизы не может подтверждать вину общества в совершении административного правонарушения, поскольку указанный объект включен в перечень выявленных объектов культурного наследия <адрес><дата>, а ООО «СКС» узнало об этом только при составлении протокола об административном правонарушении.

В судебном заседании <дата> в качестве свидетелядопрошена <данные изъяты>, которая показала, что является представителем администрации г.о.Самара и Департамента городского хозяйства и экологии г.о.Самара. По существу указала на то, что разрешение на проведение земляных работ выдается на основании приказа Министерства строительства <адрес>-п от <дата>, которым регламентируется порядок предоставления разрешения на осуществление земляных работ. Также показала, что письменного уведомления о выявлении объекта культурного наследия, а представленный представителем <данные изъяты>.документ это факта не подтверждает, так как работниками администрации г.о.Самара и Департамента городского хозяйства и экологии г.о.Самара не используется программа, в которой было направлено соответствующее письмо. Также показало, что от должных лиц не направлялось уведомления в адрес ООО «СКС» о приостановлении земляных работ, которые проводились до декабря 2021 года.

Административная ответственность по статье7.14 КоАПРоссийской Федерации, наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно п. 5 ст.16.1Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ, объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно ст.40Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

В соответствии с ч. 1 ст.45Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с ч. 2 ст.45Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАПРФ, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или нарушении требований законодательстваРФо запрещении проведенияработ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица, организовавшие и проводящие указанныеработы.

Согласно пункту 5 статьи 16.1 Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от <дата> № 73-ФЗ) объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в региональный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с названным Федеральным закономдо принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Как следует из представленного материала, <дата> приказом управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в перечень выявленных объектов культурного наследия <адрес> включен выявленный объект археологического наследия: «Озерки I. Селище», расположенный по адресу: <адрес>, в 0,05 км к юго-западу от <адрес>. Данный приказ вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования.

Согласно официальной информации, документ опубликован <дата>.

ООО «СКС» были организованы и проведены земляные работы без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения ООО «СКС» к административной ответственности, исходя из следующего.

<дата> администрацией г.о.Самара Департаментом городского хозяйства и экологиивыдано разрешение ООО СКС» на осуществление земляных работ А от <дата> на ул. 1 квартал <адрес> от <адрес> до <адрес> в Красноглинском внутригородском районе г.о.Самара с разрытием траншеи длиной 990м, шириной 2,5 м, в то числе грунта 990м. Общий срок осуществления работ с <дата> по <дата>.

При этом, как указала свидетель <данные изъяты> разрешение на проведение земляных работ юридическим лицам выдается на основании приказа Министерства строительства <адрес>-п от <дата>, которым регламентируется порядок предоставления разрешения на осуществление земляных работ.

Согласно п. 4 указанного Приказа -п, физическое и юридическое лицо, заинтересованное в получении разрешения на осуществление земляных работ (далее - заявитель), самостоятельно или через уполномоченного им представителя подает в уполномоченный орган заявление по форме, предусмотренной Приложением к указанному Порядку.

Для принятия решения о выдаче разрешения на осуществление земляных работ необходимы следующие документы: копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица, а также доверенность, подтверждающая полномочия представителя; правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором предполагается осуществление земляных работ, включая соглашение об установлении сервитута (если оно заключалось); разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае, если соответствующий земельный участок не был предоставлен заявителю и отсутствует соглашение об установлении сервитута; акт, определяющий состояние элементов благоустройства до начала работ и объемы восстановления. Требования к акту устанавливаются правилами благоустройства схема благоустройства земельного участка, на котором предполагается осуществить земляные работы, с графиком проведения земляных работ и последующих работ по благоустройству (далее - схема благоустройства земельного участка). Требования к схеме благоустройства земельного участка устанавливаются правилами благоустройства; схема земельного участка (ситуационный план), на котором предполагается осуществление земляных работ, с отметкой о согласовании муниципальными организациями, обслуживающими дорожное покрытие, тротуары, газоны, а также отвечающими за сохранность инженерных коммуникаций; схема движения транспорта и (или) пешеходов в случае, если земляные работы связаны с вскрытием дорожных покрытий, с отметкой о согласовании управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по <адрес> (структурным подразделением (его должностным лицом) управления ГИБДД). Схема движения транспорта и (или) пешеходов должна содержать согласование органа местного самоуправления в случае установления актом представительного органа муниципального образования процедуры и порядка проведения такого согласования; договор со специализированной организацией на восстановление благоустройства.

В случае если земляные работы предполагается осуществить на земельном участке, относящемся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, заявителем к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий согласие этих собственников, управляющей компании, товарищества собственников жилья или жилищно-строительного кооператива на проведение земляных работ. Такое согласие на проведение земляных работ не требуется в случае предоставления заявителем правоустанавливающего документа на земельный участок.

Не допускается требовать с заявителя представления иных документов, за исключением предусмотренных указанным пунктом.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ООО «СКС» надлежащим образом выполнило свои обязанности по предоставлению документов для получения соответствующего разрешения и на основании указанного документа приступило к проведению работ.

Из приказа следует, что органы государственной власти и местного самоуправления при разрешении вопроса о выдаче разрешения на проведение земляных работ может самостоятельно запрашивать документы или информацию, если заявитель не представил такие документы и информацию самостоятельно.

В данном случае администрацией г.о.Самара и Департаментом городского хозяйства и экологии не было истребовано заключение историко-культурной экспертизы.

Также обществом представлено для получения разрешения на проведение работ на указанном земельном участке (Водовод <адрес> хутор) положительное заключение негосударственной экспертизы, утвержденной генеральным директором ООО «КАПЭКС» <данные изъяты>., <дата>. Из заключения следует, что на земельном участке объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники архитектуры, истории и культуры) отсутствуют.

Также в заключении указано на то, что Управление не имеет данных об отсутствии на указанном земельном участке объектов, обладающих признаками культурного наследия, в том числе, объектов археологического наследия (письмо от <дата>).

Таким образом по состоянию на июль 2021 года ООО «СКС» располагало сведениями о том, что орган охраныобъектовкультурногонаследияне имеет данных о наличии или отсутствии на указанном земельном участкеобъектовкультурногонаследиялибообъектов, обладающих, признакамиобъектакультурногонаследияв соответствии со статьей 3 указанного закона. По мимо ООО «СКС» этой информацией обладали органы местного самоуправления, однако выдали разрешение на проведение работ.

В силу ст.1.5 КоАПРоссийской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст.2.1 КоАПРоссийской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст.2.1 КоАПРоссийской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи2.1 КоАПРоссийской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины (статья2.2 КоАПРоссийской Федерации) не выделяет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) (положения, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «СКС»к административной ответственности).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «СКС» состава вменяемого ему административного правонарушении.

В силу п. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного обстоятельств, предусмотренных указанной статьей, в том числе и отсутствие состава административного правонарушения.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу о прекращении производства по настоящему делу об административном правонарушении по пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении «СКС» по ст. 7.14 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление будет изготовлено в течение трех дней.

Судья И.В.Напреенко