ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-89/18 от 29.10.2018 Зарайского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Зарайск, Московская область

резолютивная часть постановления оглашена 29 октября 2018 года

мотивированное постановление изготовлено 01 ноября 2018 года

Судья Зарайского городского суда Московской области Муштаков В.С., на основании ст.23.1 КоАП РФ, рассмотрев в судебном заседании с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО1, дело №5-89/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, --- года рождения, уроженца г. ---, --- АССР, гражданина ---, зарегистрированного по адресу: (адрес 1), проживающего по адресу: (адрес 2), работающего ----, ---, имеющего на иждивении ----, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за аналогичные правонарушения,

У С Т А Н О В И Л:

В отношении ФИО1 ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном, ст. 20.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

20.09.2018 года в Зарайский городской суд Московской области поступил материал с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 ч.1 КоАП РФ в отношении ФИО1

Согласно протоколу об административном правонарушении АД № 0037604 от 19.09.2018 года, 04 августа 2018 года в период времени с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, гражданин ФИО1 организовал публичное мероприятие под названием «Собрание», в нарушение ст. 2 пункта 3, ст.4 пункта 3, ст.5 часть 4, пункт 11 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - ФЗ-54 от 19.06.2004 г.), в форме митинга, осуществив подмену понятия «Митинг» указанного в ст.2 пункт 3 ФЗ-54 от 19.06.2004 г., понятием «Собрание», указанного в ст.2 пункт 2 ФЗ-54 от 19.06.2004 г., без разрешения его проведения Администрацией г.о. Зарайск Московской области, на основании того, что не было проведено согласование публичного мероприятия в указанном месте с Администрацией г.о. Зарайск Московской области, на котором обсуждались вопросы, заявленные в уведомлении Главе Администрации г.о. Зарайск Московской области о проведении митинга 04.08.2018 г. на площади КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, а также гр. ФИО1, как организатор данного собрания, находясь в группе граждан в количестве 700 человек, согласно протокола указанного публичного мероприятия под названием «Собрание», бездействовал и оказывал поддержку при выкрикивании депутатом совета депутатов г.о. ФИО4 Московской области Д.Н.И. лозунгов тематического характера, выраженных в преимущественно общественно-политическом характере, не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области, за действующего губернатора Московской области ФИО2, а проголосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, привлекая при этом внимание граждан депутатом совета депутатов г.о. ФИО4 Московской области Д. Н.И., тем самым гр. ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судом установлено, что ФИО1 совершил нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания при следующих обстоятельствах:

04 августа 2018 года в период времени с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, ФИО1, являющийся организатором проведения публичного мероприятия в форме собрания, допустил нарушение порядка его проведения выступающим участником собрания депутатом совета депутатов городского округа ФИО4 Московской области Д.Н.И., выкрикивавшим лозунги не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, в форме бездействия, так как не предпринял каких-либо действий остановить данное выступление, тем самым оказывал ему поддержку. Тематика выступления Д.Н.И. не соответствовала повестке собрания, его регламенту и не входила в обсуждение заявленной цели проведения публичного мероприятия, что противоречит принципам и основным понятиям публичного мероприятия - собрания, указанным в Федеральном законе от 19.06.2004г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а также нарушает п.4 ч.4 ст.5 указанного федерального закона.

Своими действиями ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 29.10.2018 года ФИО1 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ не признал и пояснил, что в его действиях отсутствует состав указанного административного правонарушения. Публичное мероприятие 04 августа 2018 года в период с 12 часов до 13 часов на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, проводилось в форме собрания, согласно Федеральному закону от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление и согласование места и времени проведения такого публичного мероприятия с Администрацией городского округа Зарайск не требовалось. Его выступление на данном собрании касалось только вопроса о сообщении информации участникам собрания о вынесенных решениях судов по вопросам согласования намеченного на 04 и 05 августа 2018 года митингов и о том, что на указанные даты митинги не согласованы, а будет проходить собрание. Данное публичное мероприятие проводилось без применения звукоусиливающей аппаратуры, без применения средств наглядной агитации. Указание в протоколе об административном правонарушении на выступление Н.И. Д. и оказание им, ФИО1 поддержки выступлению данного участника собрания, не соответствует действительности, опровергается видеозаписью собрания. Д.Н.И. не нарушал общественный порядок, право выступить ему было предоставлено в результате голосования присутствующих на собрании граждан, в месте проведения собрания присутствовали сотрудники полиции, которые также не усмотрели в его выступлении нарушения общественного порядка, в связи с чем, он, ФИО1 не мог прервать выступление Д.Н.И.

Допрошенный в качестве свидетеля по делу, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, УУП ОМВД России по г.о. Зарайск Московской области капитан полиции И.Е.В. в судебном заседании 29.10.2018г. показал, что он проводил проверку в отношении А.А.В. по заявлению жителя г.Зарайска С.Д.А. и главы г.о.Зарайск Московской области ФИО3 о том, что 04.08.2018г. на территории КЦД «Победа» состоялся несанкционированный митинг. Обстоятельства, изложенные в протоколе АД №0037604 об административном правонарушении от 19.09.2018г., И.Е.В. подтвердил, также пояснил, что в ходе проверки установлено, что ФИО1 являлся одним из организаторов так называемого собрания, фактически проведенного в форме митинга. Данный вывод сделан, исходя из того, что ФИО1 был заявлен в качестве организатора в уведомлении о проведении митинга, которое было подано в администрацию г.о.Зарайск, кроме того ФИО1 в протоколе собрания указан ответственным за исполнение решений собрания по двум пунктам. УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В. утверждает, что под видом собрания ФИО1 организовал проведение митинга, который был проведен в отсутствие разрешения на его проведение. Проведенное 04.08.2018г. на территории КЦД «Победа» г.Зарайска публичное мероприятие участковый И.Е.В. квалифицировал как митинг, по тем признакам, что в нем участвовали не только жители городского округа Зарайск, но и приглашенные жители других городов; а также учитывая значительное количество прибывших на него граждан - 700 чел., которое характеризует данное мероприятие как «массовое присутствие граждан». Кроме того, участник митинга депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И., выкрикивавший лозунги не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, допустил нарушение Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, поскольку агитацию проводить ближе чем 50 метров от входа на избирательный участок запрещено, а в здании КЦД «Победа» располагался избирательный участок №---. Выступление депутата г.о.ФИО4 Д. Н.И. носило преимущественно общественно-политический характер, содержало тематические лозунги, при этом как наглядная агитация распространялась газета, в силу чего, публичное мероприятие, состоявшееся 04.08.2018г. в г. Зарайск, следует квалифицировать как митинг. Организатор митинга ФИО1 допустил нарушение ст.5 ч.4 п.4 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ, поскольку бездействовал и не предпринимал каких-либо действий для того, чтобы остановить противоправные высказывания Д.Н.И. Согласно ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ ФИО1, как организатор собрания, должен был требовать от собравшихся поддержания общественного порядка, соблюдения регламента и исполнения законов, он должен был отреагировать на выступление Д.Н.И. по меньшей мере замечанием, либо остановить выступление.

Свидетель Д.Н.И. в судебном заседании 29.10.2018 года показал, что он не согласен с протоколом административного правонарушения. Считает, что из видеозаписи его выступления ясно, что он ничего не выкрикивал. На мероприятии присутствовало не 700 человек, а где-то человек 300. В ФЗ № 54 четко определено, что на публичных мероприятиях общественно-политические заявления являются нормой регламентируемого закона. Цель публичного мероприятия, является свободное выражение и формирование мнений. Все мероприятия политические, в силу своего статуса, в силу закона. Так же в ФЗ № 54 указано, что в собрании могут принимать участие совершенно свободно граждане Российской Федерации. Жители Зарайска 04.08.2018 года совершенно свободно собрались именно на собрании, а не на митинге. Они собрались для того, чтобы узнать решение суда. На данном собрании ФИО1 выступил всего один раз, в соответствии с регламентом и проголосовавшие участники собрания предоставили ему слово. Все выступление ФИО1, это было зачитывание текста решения Зарайского городского суда. Ничего более и цель, которую он ставил - предупредить правоохранительные органы о цели собрания. А именно в силу того, что он ответственный гражданин, юрист, человек, общественный деятель, он подозревал, что люди все равно придут. Он принял все меры для того, чтобы митинг не состоялся, так как решением суда данный митинг был отменен. Как ответственный человек ФИО1 пришел, чтобы сказать людям, что митинг запрещен. Он сказал людям, что по повестке митинга говорить не будем, а будем говорить по повестке собрания. Вот именно такое поведение было ФИО1. Собрание находилось на пригодной территории, по установленному закону. Площадь генерала Мерецкова была абсолютно пригодной для проведения собрания. Более того, она была огорожена забором по периметру, но еще в тот день площадь была огорожена и сотрудниками правоохранительных органов. Ни один сотрудник не подошел к председателю собрания А. и не предупредил его о нарушении закона. Данное мероприятие прошло на высоком организованном уровне, в установленные определенные часы для проведения мероприятия, строго в соответствии с повесткой и каждое выступление прошло в соответствии с регламентом, проголосовывалось участниками собрания. На собрании рассматривались вопросы, затрагивающие исключительно интересы жителей г. Зарайск. Целью собрания была именно та ситуация, которая сложилась на полигоне Солопово. Все кто записался на выступление, это были все организаторы митинга. В ст. 18 ФЗ №54 говорится о том, что организатор публичного мероприятия не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражениях своих мнений. Целью публичного мероприятия является цель формирования общественного мнения. И эта цель закреплена в законе. В своем выступлении он, Д.Н.И., вправе был высказать свое сугубо личное мнение. Более того, он отражал мнение участников собрания, которые до этого выразили свое мнение, которые выразили коллективное мнение и свое отношение к кандидатуре губернатора Московской области. Он, Д.Н.И., выступал по полигону Солопово. Его позиция основана на том, что ответственность за те или иные события несет губернатор Московской области.

Свидетель М.С.А. в судебном заседании 29.10.2018 года показал, что 04.08.2018 года, после того, как он узнал, что митинг на данную дату не согласован, а будет проводиться собрание на территории КЦД «Победа» у памятника маршалу ФИО5 Он находился примерно с 11 часов 45 минут на площади КЦД «Победа» и перенаправлял людей, пришедших на митинг на другую сторону здания КЦД «Победа» к входу, где находится памятник маршалу ФИО5, разъясняя пришедшим, что митинга не будет, а будет проводиться собрание, в котором они могут принять участие.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении - ФИО1, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

В силу правовых норм статьи 31Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено понятие публичного мероприятия, как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Пунктами 2 и 3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определены понятия: собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов и митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Согласно ст.3 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах:

1) законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии.

В силу положений статьи 4 указанного Федерального закона №54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена необходимость предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о месте и времени его проведения и предполагаемой численности его участников.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Частью 3 ст. 6 того же Федерального закона предусмотрено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Правовыми нормами ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ установлены обязанности организатора публичного мероприятия, в том числе: требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона (п.4); приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий (п.6).

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.

При этом под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).

Из письменных материалов дела установлено, что 23.07.2018г. в Администрацию г.о. Зарайск Московской области поступили два уведомления от 22.07.2018 г. №131-НП и №130-НП о проведении митингов. Заявленные место, дата и время проведения публичных мероприятий: <...>, площадь у МБУ ЦД «Победа», 04.08.2018 г. (согласно уведомлению №131-НП) и 05.08.2018г. (согласно уведомлению №130-НП), с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., предполагаемое количество участников публичного мероприятия: до 3 000 человек. Цели и требования публичных мероприятий: 1). Полного прекращения всех незаконных работ на территории полигона твердых коммунальных отходов «Солопово», окончательной рекультивации и закрытия полигона; 2). Исключение из Проекта землепользования и застройки и генерального плана городского округа Зарайск земельных участков, прилегающих к полигону ТКО «Солопово» с видом разрешённого использования «СП-2»; 3). Отмены результатов незаконных общественных слушаний от 18.06.2018 года по проекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Строительство комплекса по переработке Солопово» в городском округе Зарайск Московской области; 4). Открытия закрытого родильного отделения в городе Зарайск и исполнения поручения Президента России от 02.02.2018 года об открытии всех необоснованно закрытых лечебных учреждений, являющихся единственными в муниципальном образовании; 5). Требование общественного доступа к станциям экологического мониторинга, расположенных в пределах санитарных зон ООО «Европрофиль» и ЗАО «Метком групп», с размещением информации счётчиков учёта загрязнений на публичных информационных ресурсах; 6). Привлечение к ответственности должностных лиц, по вине которых происходят систематические аварии и незапланированное отключение горячего водоснабжения в жилых домах. Предполагается использование сборно-разборной сцены и звукоусилительной аппаратуры. Организаторами публичных мероприятий заявлены: Ю.К.С., К.С.А., А.А.В., П.И.А., ФИО1 (л.д.71-72, 73-74).

По результатам рассмотрения данных уведомлений 25.07.2018 г. Администрация г.о. Зарайск Московской области направила в адрес организаторов письменные ответы №2044 (о митинге 04.08.2018г.) и №2045 (о митинге 05.08.2018г.) соответственно, в которых, ссылаясь на норму статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», администрация отказала в согласовании проведения публичных мероприятий в форме митингов в заявленные время, дату и месте, указывая, что на площади у МБУ ЦД «Победа» размещены аттракционы (батут, карусели, электромобили). Также до сведения организаторов доведено, что распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 21.05.2018г. №5 внесены изменения в Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденный распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4. Согласно вышеуказанному распоряжению в Перечне имеется только одна площадка вместимостью до 3000 человек, а именно: площадь у МБУ ЦД «Победа» по адресу: <...>. Остальные площадки из Перечня исключены.

Не согласившись с данными решениями, ФИО1, П.И.А., Ю.К.С., К.С.А. 26.07.2018 г. подали в суд административное исковое заявление о признании их незаконными.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 31.07.2018г. указанное административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконными решения Администрации г.о. Зарайск от 25.07.2018 г. №2044 и от 25.07.2018г. №2045 об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий - митингов, назначенных к проведению на 04.08.2018 г. и на 05.08.2018г. (соответственно) в период времени с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на площади у МБУ ЦД «Победа», расположенного по адресу <...>. Суд обязал Администрацию г.о. Зарайск Московской области устранить допущенные нарушения, не позднее 01.08.2018г. повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия и дать ответ заявителям. Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу (л.д.34-42).

Во исполнение указанного решения суда главой городского округа Зарайск ФИО3 организаторам митингов были даны ответы от 01.08.2018 г. №2096 (л.д.76) и №2097, в которых сообщалось, что до 24.09.2018г. в месте, указанном в уведомлении будут расположены аттракционы, в связи с чем, было предложено провести публичные мероприятия 26.09.2018 года с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. по адресу: площадь у ЦД «Победа» по адресу: <...>.

Не согласившись с данными решениями, ФИО1, К.С.А. 02.08.2018 г. подали в суд административное исковое заявление о признании их незаконными.

Решением Зарайского городского суда от 03.08.2018г. в удовлетворении требований о признании незаконными решений Администрации г.о. Зарайск Московской области от 01.08.2018г. №2096 и от 01.08.2018г. №2097 об изменении даты проведения публичных мероприятий, административным истцам отказано (л.д.46-55).

Не согласившись с данным решением суда, административные истцы обжаловали его в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04.08.2018г. решение Зарайского городского суда от 03.08.2018г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1, К.С.А. - без удовлетворения (л.д.56-60).

Таким образом, проведение запланированного на 04.08.2018г. митинга с указанными выше целями и требованиями согласовано не было.

Как следует из письменных объяснений ФИО1 полученными помощником Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С. 03.08.2018 года, митинга 04.08.2018 и 05.08.2018 в 12-00 не состоится, о чем 03.08.2018 года будет объявлено всеми доступными способами. Вместо митинга будет проводиться собрание граждан, без использования звукоусилительной аппаратуры, плакатов и т.д., с целью информирования жителей г.о. Зарайск о решении Зарайского городского суда от 03.08.2018 года, а также для дачи интервью информационным агентствам, в том числе зарубежным (л.д.11).

Аналогичные объяснения получены помощником Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С. 03.08.2018 года от К.С.А. (л.д.12).

Заместителем Зарайского городского прокурора Труновым Я.Е. 03.08.2018 года ФИО1 под роспись объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (л.д.13-15).

Как следует из письменных объяснений ФИО1 от 07.08.2018 года (л.д.20), К.С.А. от 07.08.2018 года (л.д. 21), Ю.К.С. от 07.08.2018 года (л.д. 22), П.И.А. от 07.08.2018 года (л.д.23), А.А.В. от 07.08.2018 года (л.д.24), как законопослушные граждане они решили исполнить решение суда и приняли решение организовать собрание с гражданами, с целью информирования их о принятых судебных решениях в специально отведенном месте по адресу: <...>, в соответствии с распоряжением ГУТП МО от 14.08.2014 №4. Организаторами собрания были: А.А., ФИО1, С.К., К.Ю., И.П..

Судья соглашается с доводами ФИО1 о том, что в публичное мероприятие, состоявшееся 04 августа 2018 года в период времени с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, является собранием, для проведения в соответствии со ст.7 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не предусмотрена необходимость предварительного уведомления органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о месте и времени его проведения и предполагаемой численности его участников.

В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Таким образом, основным отличием митинга от собрания является отличие цели проведения данных мероприятий, характерное для митинга как «публичное выражение общественного мнения», а для собрания как «коллективное обсуждение каких-либо общественно значимых вопросов».

Вторым немаловажным отличием указанных видов публичных мероприятий является то, что митинг - это массовое присутствие граждан, что подразумевает под собой скопление неопределенного круга граждан, связанных между собой общей идеей, имеющих цель публично выразить общественное мнение. Собрание же представляет собой присутствие граждан, как представляется связанных между собой определенными интересами, в т.ч. жилищными, экономическими и другими, для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых для них вопросов.

Как усматривается из просмотренной в судебном заседании видеозаписи публичного мероприятия, факт публичного выражения общественного мнения имел место только в выступлении депутата г.о. ФИО4 Д.Н.И., мероприятие не имело общественно-политической окраски, на нем преимущественно обсуждались жителями г.о.Зарайск вопросы экологии, здравоохранения, социальные и жилищные вопросы.

Из видеозаписи видно, что участвующие в мероприятии граждане интересуются вопросами строительства (реконструкции) полигона ТКО в Солопово, проблемой закрытия роддома, экологической ситуацией вокруг выбросов с территории предприятий, расположенных в черте города и др. Попытки выступающих отойти от тематики повестки собрания пресекаются устными замечаниями организатора собрания ФИО1 и председателя собрания А.А.В.- все (за исключением выступления депутата Д.Н.И.).

Судом установлено, что в ходе проведенного публичного мероприятия - собрание, звукоусиливающая аппаратура не использовалась, сцена не монтировалась.

Согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденному распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4 (с изменениями), площадь у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа» по адресу: <...> - является площадкой вместимостью до 3000 человек для проведения публичных мероприятий на территории городского округа Зарайск.

Судья приходит к выводу о том, что ФИО1 являлся организатором публичного мероприятия в форме собрания, поскольку осуществлял организационно-распорядительные функции, отраженные в ст.4 Федерального закона от 19.06.2004 г. N54-ФЗ, а именно: оповещал граждан об отмене митинга и проведении собрания; участвовал в проведении предварительной агитации по повестке собрания.

Такое суждение судом сделано на основе анализа материалов дела и видеозаписи.

Судом установлено, что участник собрания депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И. выкрикивал лозунги общественно - политической направленности: не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, тем самым его выступление было вне заявленной повестки и цели собрания.

Таким образом, как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей, в период с 12.00 час. до 13.00 час. 04.08.2018г. по адресу: <...>, территория КЦД «Победа», в ходе проведения собрания жителей городского округа Зарайск Московской области с заявленной повесткой дня:

«1). Выборы председателя и секретаря собрания; 2). Информирование о решениях Зарайского городского суда от 31.07.2018г. и 03.08.2018г.; 3). Текущее состояние дел в районе строительства (реконструкции) полигона твердых коммунальных отходов «Солопово»; 4). Включение депутатами в Проект землепользования и застройки, и генерального плана городского округа Зарайск земельного участка категории СХ-3 с кадастровым номером: ---, площадью --- кв.м., под дальнейшее расширение полигона твердых коммунальных отходов «Солопово»; 5). Проведение МБУ «Благоустройство, ЖКУ и ДХ» общественных слушаний от 18.06.2018г. по проектной документации «Строительство комплекса по переработке Солопово» в городском округе Зарайск Московской области», которая до настоящего времени не разработана. Фактическое ведение строительных работ без проектной документации, экологической экспертизы и разрешения на строительство; 6). Закрытие в городском округе Зарайск родительного отделения вопреки поручению Президента России ФИО6 от 02.03.2018г. о немедленном открытии всех единственных лечебных учреждений; 7).Текущее состояние муниципального экологического мониторинга за выбросами неизвестных газов зеленого, фиолетового и серого цвета с территории промышленных предприятий ООО «Европрофиль» и ЗАО «Метком групп»; 8). Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Зарайск; 9). Разное», - ФИО1, будучи организатором данного публичного мероприятия, осуществляющим организационно-распорядительные функции при выступлении участников митинга, в нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», допустил нарушение порядка его проведения выступающим участником митинга Д.Н.И., выкрикивавшим лозунги: не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, что не соответствовало заявленной повестке собрания, его регламенту, а также цели проведения публичного мероприятия, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 вмененного ему административного правонарушения и виновность в его совершении подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении АД № 0037604 от 19.09.2018 года, составленным УУП ОМВД России по г.о.Зарайск капитаном полиции И.Е.В., из которого усматривается, что ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах: 04 августа 2018 года в период времени с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, гражданин ФИО1 организовал публичное мероприятие под названием «Собрание», в нарушение ст. 2 пункта 3, ст.4 пункта 3, ст.5 часть 4, пункт 11 Федерального закона от 19.06.2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - ФЗ-54 от 19.06.2004 г.), в форме митинга, осуществив подмену понятия «Митинг» указанного в ст.2 пункт 3 ФЗ-54 от 19.06.2004 г., понятием «Собрание», указанного в ст.2 пункт 2 ФЗ-54 от 19.06.2004 г., без разрешения его проведения Администрацией г.о. Зарайск Московской области, на основании того, что не было проведено согласование публичного мероприятия в указанном месте с Администрацией г.о. Зарайск Московской области, на котором обсуждались вопросы, заявленные в уведомлении Главе Администрации г.о. Зарайск Московской области о проведении митинга 04.08.2018 г. на площади КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, а также гр. ФИО1, как организатор данного собрания, находясь в группе граждан в количестве 700 человек, согласно протокола указанного публичного мероприятия под названием «Собрание», бездействовал и оказывал поддержку при выкрикивании депутатом совета депутатов г.о. ФИО4 Московской области Д.Н.И. лозунгов тематического характера, выраженных в преимущественно общественно-политическом характере, не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области, за действующего губернатора Московской области ФИО2, а проголосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, привлекая при этом внимание граждан депутатом совета депутатов г.о. ФИО4 Московской области Д. Н.И. (л.д.86);

- протоколом осмотра места происшествия от 11.09.2018г., составленным и.о. дознавателя ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., согласно которому объектом осмотра являлась видеозапись продолжительностью 50 мин. 40 сек., на которой просматривается собрание жителей г.о.Зарайск М.О., проходящее возле КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...> (л.д.8-9);

- заявлением С.Д.А. в адрес начальника ОМВД г.о.Зарайск ФИО7 от 10.09.2018г., в котором заявитель указывает, что ФИО1 и А.А., не получив согласования на планируемый митинг проводили оповещение и предварительную агитацию несогласованного митинга, чем нарушили порядок проведения публичного мероприятия (л.д.1);

- письменными объяснениями ФИО1 от 07.08.2018г., из которых следует, что было принято решение о проведении собрания с гражданами, с целью информирования их о судебных решениях в специально отведенном месте по адресу: <...>. Организатором собрания в числе прочих был ФИО1 Собрание не требовало уведомления органов публичной власти. Собрание проводилось без использования звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и транспарантов. Со стороны сотрудников полиции замечаний не поступило. ФИО1 разъяснена ст.51 Конституции РФ, права и обязанности лица, участвующего в опросе (л.д.20);

- письменными объяснениями К.С.А., Ю.К.С., П.И.А. А.А.В. от 07.08.2018г., полученными УУП И.Е.В., аналогичного содержания. Всем им разъяснялась ст.51 Конституции РФ, права и обязанности лица, участвующего в опросе (л.д.21, 22, 23, 24);

- письменными объяснениями ФИО1 от 03.08.2018г., полученными помощником Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С., из которых следует, что митингов 4 и 5 августа не будет, вместо них будет проводиться собрание граждан, без использования звукоусилительной аппаратуры, плакатов и т.д. с целью информирования жителей г.о.Зарайск о решении Зарайского городского суда от 03.08.2018г., а также дачи интервью информационным агентствам (л.д.11);

- письменными объяснениями К.С.А. от 03.08.2018г., полученными помощником Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С., аналогичного содержания (л.д.12);

- предостережениями от 03.08.2018г. Зарайской городской прокуратуры в адрес ФИО1 и К.С.А. (л.д.13-15, 16-18);

- письменными объяснениями Л.И.В. от 05.09.2018г., полученными УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., из которых следует, что 02.08.2018г. при мониторинге сети «Интернет» узнал о том, что 04.08.2018г. в 12.00 час. возле КЦД «Победа», расположенного по адресу: М.О., <...>, будет проходить митинг против превращения Зарайского района в один из мусорных центров Подмосковья. 04.08.2018г. он пришел в указанное место, где услышал от людей, что вместо митинга будет проходить собрание граждан, так как митинг отменен; прослушав информацию, он ушел домой. Депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И. выкрикивал лозунги не голосовать за действующего губернатора Московской области ФИО2 на предстоящих выборах (л.д.25);

- письменными объяснениями К.Т.В. и К.А.Б. от 06.09.2018г. полученными УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., аналогичного содержания (л.д.26, 27);

- видеозаписью, содержащейся на DVD-R диске, продолжительностью 50 мин. 40 сек., на которой зафиксирован ход публичного мероприятия, проходившего 04 августа 2018 года в период времени с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, с момента начала и до его завершения, просмотренной и исследованной в судебном заседании 29.10.2018г. (л.д.10);

- видеозаписью, содержащейся на DVD-R диске, представленной в судебном заседании ФИО1, аналогичного содержания, съемка велась с иного ракурса в то же время и в том же месте;

- протоколом собрания жителей городского округа Зарайск Московской области от 04.08.2018г., в котором зафиксирована повестка дня; содержится указание на число жителей г.о.Зарайск, принявших участие в собрании - 700 человек; зафиксированы Ф.И.О. председателя и секретаря собрания, где в качестве председателя значится А.А.В.; указываются Ф.И.О и тематика выступления лиц перед собравшимися жителями г.о.Зарайск, в том числе под номером 3 запись: «Депутат совета депутатов городского округа ФИО4 Д.Н.И., предложивший не голосовать на предстоящих выборах за действующего губернатора Московской области ФИО2»; указано содержание решений, принятых на собрании; протокол подписан председателем собрания А.А.В. и секретарем собрания П.И.В. (л.д.77-78);

- решениями Зарайского городского суда от 31.07.2018г. и 03.08.2018г., вступившими в законную силу, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04.08.2018г. (л.д.34-42, 46-55, 56-60);

- сообщением в группе «Народное право» «В контакте», запись от 03.08.2018г., из которой усматривается приглашение жителям 04.08.2018г. прийти к 12.00 час. на площадь «Победы», где состоится собрание (л.д.63);

- письменными объяснениями А.А.В. от 07.09.2018г., полученными УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., в которых указано, что, по мнению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организаторами собрания являются все жители, присутствующие в этом месте; за выступление депутата Д.Н.И. проголосовали все граждане, что отражено в протоколе; считает, что за содержание его выступления он не может нести ответственность, так как его функция носила технический характер (л.д.28);

- показаниями свидетелей: УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., депутата Д.Н.И., а также М.С.А., допрошенных в судебном заседании.

Процессуальные документы оформлены сотрудниками полиции и прокуратуры в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило обращение гражданина С.Д.А., нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Совокупность вышеуказанных доказательств по делу у суда не вызывает сомнений, они последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются между собой. Суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считает возможным положить их в основу постановления.

Судья признает вменение в вину ФИО1, согласно протоколу АД №0037604 от 19.09.2018г. об административном правонарушении, организацию публичного мероприятия в форме митинга под видом собрания, без согласования (без разрешения) его проведения Администрацией г.о.Зарайск Московской области, излишним и подлежащим исключению, так как установил проведение 04.08.2018г. в указанном ранее месте и в указанное ранее время публичного мероприятия в форме собрания.

При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и семейное положение, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, к которому относит наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

В связи с чем, судья полагает возможным назначить административное наказание в минимальном размере в пределах санкции ч.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа, которое в должной мере обеспечит достижение целей административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7-29.11, 4.1, ч.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1, --- года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Разъяснить, ФИО1, что согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Мотивированное постановление изготовлено 01 ноября 2018 года.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Московский областной суд через Зарайский городской суд Московской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.С. Муштаков

Реквизиты для уплаты штрафа: УИН 18880350180000376049

Наименование получателя платежа - УФК по Московской области (ОМВД России по Зарайскому району Московской области).

ИНН: <***>, КПП: 501401001, ОКТМО: 46729000, р/с получателя платежа 40101810845250010102

Наименование Банка: ГУ Банка России по ЦФО

БИК: 044525000;

КБК: 18811690040046000140

наименование платежа - административный штраф.