ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-89/20 от 03.09.2020 Монгун-тайгинского районного суда (Республика Тыва)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

И.о. судьи Монгун-Тайгинского районного суда Республики Тыва Банзай Ю.З., при секретаре судебного заседания Кара-оол А.В., с участием прокурора <адрес> Республики Тыва ХХХ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении

ХХХ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, незамужней, проживающей в <адрес>,

установлено:

ХХХ не исполнила требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

В судебном заседании прокурор <адрес>ХХХ полностью поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ХХХ и просила назначить административное наказание в виде предупреждения.

В судебном заседании привлекаемое лицо к административной ответственности – индивидуальный предприниматель ХХХ отсутствовала, просила рассмотрение дела отложить в связи с нахождением ее за пределами <адрес>.

Ходатайство привлекаемого лица к административной ответственности ХХХ суд отклоняет, так как ею не представлены уважительные причины для отложения судебного заседания, она о дне и времени рассмотрения дела извещена заблаговременно.

Заслушав прокурора района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно ст.3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ, п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам, является Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, в том числе следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица.

Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> принято решение о проведении проверки у индивидуального предпринимателя ХХХ в <адрес> проверку на предмет соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем финансированию терроризма.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ИП ХХХ в нарушение требований законодательства, индивидуальный предприниматель меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма не принимает.

Согласно справке о результатах проверки прокурора района следует, что ХХХ в качестве индивидуального предпринимателя зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ., на специальный учет в государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты поставлена с ДД.ММ.ГГГГ.

Основным видом деятельности является розничная торговля ювелирными изделиями ОКВЭД 52.48.22 деятельность по розничной торговле ювелирными изделиями осуществляется по <адрес>.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства, индивидуальный предприниматель меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, не принимает.

ИП ХХХ не разработаны правила внутреннего контроля, не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, не обеспечены его подготовка и обучение, не зарегистрирован личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга.

Не исполнена обязанность по ежеквартальному направлению сведений о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества за 1,2,4 2019года и 1 квартал 2020года.

При таких обстоятельствах в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ ИП относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ в числе прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 308-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 667.

Приказом Росфинмониторинга от 3 августа 2010 г. N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 58.

Требования, установленные перечисленными актами, не соблюдены. В нарушение требований статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ ИП в течение длительного времени не состоит на учете в Росфинмониторинге; отсутствуют правила внутреннего контроля и специальное должностное лицо, ответственное за их реализацию, то есть отсутствует организованная система внутреннего контроля; ИП не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, соответствующее обучение не проводится.

Согласно объяснению ИП ХХХ следует, что правила внутреннего контроля ею не разработаны, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля не назначалось, личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга не зарегистрирован, не знает об этом.

Согласно свидетельству ХХХ поставлен в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ

Индивидуальный предприниматель ХХХ поставлена на специальный учет, Восточно-сибирской государственной инспекцией пробирного надзора ДД.ММ.ГГГГг. на осуществление вида деятельности розничная торговля ювелирными изделиями ОКВЭД 52.48.22., также ИП включена в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями с присвоением учетного номера ИП .

Таким образом, индивидуальным предпринимателем ХХХ не исполнены требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При указанных обстоятельствах, суд бездействие индивидуального предпринимателя ХХХ квалифицирует по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, как неисполнение требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства и приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде предупреждения.

К смягчающим обстоятельствам суд относит впервые совершение административного правонарушения, отягчающих обстоятельств, суд не установил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9,29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

ХХХ признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Монгун-Тайгинский районный суд Республики Тыва в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Ю.З. Банзай