Дело № 5-89/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
с. Вад 08 декабря 2022г.
Судья Вадского районного суда Нижегородской области Карюк Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника управления образования администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
установил:
Главный инспектор контрольно-счетной палаты Нижегородской области ФИО2 проведено плановое контрольное мероприятие «Мониторинг реализации Закона Нижегородской области от 28.11.2013 № 160-З «О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области (далее - Закон № 160-З) субвенций на исполнение полномочий в сфере общего образования» за 2021 год и 8 месяцев 2022 года» в ходе которого установлено нарушение управлением образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области условий предоставления субсидии подведомственным учреждениям, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 2 Закона № 160-З органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют полномочия по организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - полномочия в сфере общего образования) за счет субвенций из областного бюджета. Представительные органы местного самоуправления муниципальных образований принимают нормативный правовой акт, устанавливающий в соответствии с Законом № 160-З порядок исполнения органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования полномочий в сфере общего образования за счет субвенций из областного бюджета (пункт 2 статьи 3). Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 160-З органы местного самоуправления муниципальных образований осуществляют переданные полномочия за счет субвенций из областного бюджета в соответствии с Законом № 160-З. Распределение субвенций на исполнение полномочий в сфере общего образования (далее - Субвенция) по каждому муниципальному образованию утверждается законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 2 статьи 6).
Вадскому муниципальному округу субвенции на исполнение переданных полномочий в сфере общего образования утверждены:
- Законом Нижегородской области от 23.12.2021 № 155-З «Об областном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (далее - Закон № 155-З) первоначально в объеме 179 078,5 тыс. рублей (в том числе 58 757,6 тыс. рублей субвенция на исполнение полномочий в сфере общего образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - Субвенция ДОО) и 120 320,9 тыс. рублей субвенция на исполнение полномочий в сфере общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Субвенция ОО)); на конец 2021 года (ред. от 29.11.2021 № 136-З) в объеме 59 745,5 тыс. рублей Субвенция ДОО и 120 475,1 тыс. рублей Субвенция ОО;
- Законом Нижегородской области от 24.12.2021 № 142-З «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Закон № 104-З) первоначально в объеме 199 013,9 тыс. рублей, уточненный (ред. от 28.07.2022 № 104-З) - в объеме 200 032,7 тыс. рублей.
В проверяемом периоде Управлению образования подведомственно восемь муниципальных автономных общеобразовательных школ и 12 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений.
Во исполнение пункта 2 статьи 3 Закона № 160-З решением Земского собрания Вадского муниципального района от 29.04.2015 № 36 утвержден Порядок использования органами местного самоуправления Вадского муниципального района Нижегородской области средств субвенции, поступившей из областного бюджета для исполнения государственных полномочий в области общего образования (далее - Порядок № 36), согласно которому:
- денежные средства, полученные в виде субвенции из областного бюджета на организацию общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, распределяются с учетом среднегодовой численности воспитанников/учащихся и норматива финансового обеспечения образовательной деятельности по каждому уровню образования. Объем субвенции выравнивается до суммы субвенции, переданной из областного бюджета на исполнение полномочий (пункты 2.1, 2.4, 3.1, 3.4);
- Управление образования осуществляет распределение средств между образовательными организациями, полученными в виде субвенции из областного бюджета и утверждает его приказом (пункт 4.2). (Приложение 1)
Приказами Управления образования «Об утверждении расчета и распределении средств субвенций, поступивших из областного бюджета для исполнения государственных полномочий в области общего образования» от 14.12.2020 № 222 и от 01.12.2021 № 307 утверждены расчеты и распределение субвенций на исполнение полномочий по организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования между муниципальными дошкольными образовательными организациями и дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования между муниципальными общеобразовательными организациями, а именно:
на 2021 год в объеме 179 730 000,00 рублей, из них 58 757 600,00 рублей Субвенция ДОО подведомственным дошкольным образовательным организациям и 120 972 400,00 рублей Субвенция ОО подведомственным общеобразовательным организациям;
на 2022 год в объеме 199 340 400,00 рублей, из них 63 127 200,00 рублей Субвенция ДОО подведомственным дошкольным образовательным организациям и 136 213 200,00 рублей Субвенция ОО подведомственным общеобразовательным организациям. (Приложение 2)
С учетом того, что Управление образования, как наиболее значимое учреждение образования, указано в ведомственной структуре расходов бюджета Вадского муниципального округа Нижегородской области, имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств, а также в соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации Управление образования наделено функциями главного распорядителя бюджетных средств (главный распорядителя средств соответствующего бюджета).
Согласно пункту 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества; субсидии должны предоставляться на основании соответствующих соглашений, заключенных между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
В проверяемом периоде постановлениями администрации Вадского муниципального района Нижегородской области утверждено два Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений Вадского муниципального района (округа) Нижегородской области и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания от 13.12.2016 № 1014 (далее - Положение № 1014) и от 23.03.2021 № 263 (далее - Положение № 263), согласно которым уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания (пункт 34 Положения № 1014 и пункт 2.27 Положения № 63). (Приложение 3)
11.01.2021 Управлением образования с подведомственными учреждениями заключены соглашения о предоставлении из бюджета Вадского муниципального округа Нижегородской области субсидии муниципальным бюджетным или автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) (далее - Соглашение МЗ, Субсидия МЗ соответственно), в том числе за счет средств Субвенции, переданной на исполнение государственных полномочий в сфере общего образования (далее - Субсидия МЗ за счет средств Субвенции).
По условиям Соглашений МЗ, заключенных с подведомственными учреждениями, Управление образования:
- обязуется осуществлять контроль за выполнением учреждением муниципального задания в порядке, предусмотренном муниципальным заданием (пункт 4.1.3); вносить изменения в показатели, характеризующие объем муниципальных услуг, установленные в муниципальном задании, на основании данных предварительного отчета об исполнении муниципального задания в текущем финансовом году, в случае если на основании данных предварительного отчета об исполнении муниципального задания необходимо уменьшить показатели, характеризующие объем муниципальных услуг, установленных в муниципальном задании (пункт 4.1.5) и направлять учреждению расчет средств Субсидии, подлежащей возврату в бюджет (пункт 4.1.6);
- вправе принимать решение об изменении размера субсидии при соответствующем изменении показателей, характеризующих объем муниципальных услуг (работ), установленных в муниципальном задании в том числе в случае уменьшения потребности в оказании муниципальных услуг (выполнении работ) (п. 4.2.2, 4.2.2.1, 4.2.2.1.2).
В течение 2021 года в Соглашения МЗ и в муниципальные задания вносились изменения.
В нарушение пункта 2.2 статьи 4 Федерального Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», 2.27 Положения № 263 в 2021 году, пунктов 4.1, 4.2 Соглашений МЗ Управлением образования семи подведомственным учреждениям объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции по Соглашениям МЗ уменьшен без изменения муниципального задания, а именно:
- МАОУ «Вадская СОШ» по Соглашению МЗ от 11.01.2021№ 1 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции первоначально предоставлена в объеме 55 057 042,00 рублей на исполнение муниципального задания по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования 932 обучающимся. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительным соглашением № 1 от 22.01.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен до 54 405 542,00 рублей (-651 500,00 рублей), а в декабре дополнительными соглашениями № 8-10 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен до 50 304 345,936 рублей или еще на 4 101 196,07 рублей; (Приложение 4)
- МАДОУ «Дубенский детский сад «Светлячок» по Соглашению МЗ от 11.01.2021 № 17 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции предоставлена первоначально в объеме 3 143 752,00 рублей на исполнение муниципального задания по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования 20 воспитанникам. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительным соглашением № 1 от 29.11.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 390 600,00 рублей; (Приложение 5)
- МАДОУ «Умайский детский сад «Буратино» по Соглашению МЗ от 11.01.2021 № 20 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции предоставлена первоначально в объеме 3 099 628,00 рублей на исполнение муниципального задания по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования 20 воспитанникам. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительным соглашением № 2 от 25.10.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 130 200,00 рублей; (Приложение 6)
- МАДОУ «Елховский детский сад «Чебурашка» по Соглашению МЗ от 11.01.2021 № 15 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции предоставлена первоначально в объеме 1 667 202,00 рублей на исполнение муниципального задания по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования 9 обучающимся. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительными соглашениями № 2 от 25.10.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 195 300,00 рублей; (Приложение 7)
- МАДОУ «Щедровский детский сад «Колосок» по Соглашению МЗ от 11.01.2021 № 18 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции предоставлена первоначально в объеме 1 667 657,00 рублей на исполнение муниципального задания по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования 9 обучающимся. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительным соглашениями № 2 от 25.10.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 156 240,00 рублей; (Приложение 8)
- МАДОУ «Крутомайданский детский сад «Колокольчик» по Соглашению МЗ от 11.01.2021 № 16 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции предоставлена первоначально в объеме 3 357 096,00 рублей на исполнение муниципального задания по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования 24 обучающимся. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительными соглашениями № 1 от 25.10.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 937 440,00 рублей; (Приложение 9)
- МАДОУ «Зеленогорский детский сад «Дюймовочка» по Соглашению МЗ от 11.01.2021 № 6 Субсидия МЗ за счет средств Субвенции предоставлена первоначально в объеме 1 679 809,00 рублей на исполнение муниципального задания по образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования 6 обучающимся. В течение года изменения в муниципальное задание не вносились. Дополнительными соглашениями № 1 от 25.10.2021 объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 195 300,00 рублей; (Приложение 10).
Аналогично в 2022 году без внесения изменений в муниципальное задание МАОУ «Вадская средняя общеобразовательная школа» объем Субсидии МЗ за счет средств Субвенции уменьшен на 326 500,00 рублей дополнительным соглашением № 1 от 28.01.2022 к Соглашениям МЗ № 1 от 10.01.2022. (Приложение 11)
Согласно Положению об управлении образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области (утв. решением Совета депутатов Вадского муниципального округа Нижегородской области от 14.12.2020 № 75), Управление образования:
- входит в структуру администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области (п.1.2); является отраслевым органом администрации Вадского муниципального округа Нижегородской области в сфере образования, осуществляющим управление в области образования и молодежной политики Вадского муниципального округа Нижегородской области; деятельность Управления направлена на обеспечение выполнения федеральных государственных образовательных стандартов и функционирование системы образования на уровне государственных нормативов (п.1,7);
- является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, имеет фирменное наименование, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках; приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности в соответствии с законами Российской Федерации, федеральными законами, законами Нижегородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Вадского муниципального круга Нижегородской области (п. 1.8); имеет круглую гербовую печать со своим полным официальным наименованием и изображением Герба Российской Федерации, штампы, бланки с официальными символами Вадского муниципального округа, другие средства индивидуализации (п.1.9);
- является распорядителем бюджетных средств, выделяемых на образование и молодежную политику (п.1.10); осуществляет функции учредителя образовательной организации по ведомственному контролю по деятельности образовательных организаций Вадского муниципального округа Нижегородской области (п. 3.1.59);
- осуществляет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 3.1.4) и детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории Вадского муниципального округа, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (3.1.38), осуществляет разработку проектов муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных образовательных организаций (п. 3.1.47.6);
- Управление образования возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности главой местного самоуправления Вадского муниципального округа либо уполномоченным им должностным лицом администрации округа (п. 5.1).
- начальник Управления образования руководит на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление образования задач (п. 5.3). (Приложение 12)
На должность начальника управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального района Нижегородской области1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена ФИО1 (распоряжение администрации Вадского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ№-лс).(Приложение 13
Таким образом, при указанных обстоятельствах в рассматриваемых действиях (бездействиях) должностного лица - начальника управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального района Нижегородской области ФИО1, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
В судебное заседание ФИО1, извещённая о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. Представила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия. С правонарушением согласилась, вину в совершении административного правонарушения признала.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объём своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Суд считает возможным в соответствии с ст. 25.1 КоАП РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ФИО1, не просившей об отложении рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела ФИО1 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ признала полностью.
Кроме признания ФИО1 своей вины, факт совершения ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 26.10.2022 года и материалами дела.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья пришёл к выводу о том, что при изложенных обстоятельствах, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения установлена.
Судья квалифицирует действия ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5. КоАП РФ, - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления.
При назначении наказания ФИО1 суд учитывает характер совершённого ей правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность.
К обстоятельствам смягчающим административную ответственность ФИО1 судья относит признание ей вины и раскаяние в содеянном, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не имеется.
Судья обсудил вопрос о применения в отношении ФИО1 вида административного наказания с учётом всех обстоятельств данного дела, пришёл к выводу о назначении административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.1; 29.5-29.11 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать должностное лицо - начальника управления образования и молодежной политики администрации Вадского муниципального района Нижегородской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (Десять тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, в Нижегородский областной суд.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Наименование получателя платежа: УФК по Нижегородской обл. (Контрольно-счетная палата Нижегородской области)
Наименование банка: Волго-Вятское ГУ Банка России
Лицевой счет: <***>
Расчетный счет получателя: 03100643000000013200
Кор./сч.: 40102810745370000024
Код ОКТМО: 22701000
ИНН: <***>
БИК: 012202102
КПП 522501001
КБК: 49311601156010000140
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней с указанного выше срока, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Судья: Д.Ю. Карюк
1