ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8/19 от 04.02.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-8/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

4 февраля 2019 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда *** дело об административном правонарушении в отношении:

Федерального государственного бюджетного учреждения науки Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Авронина Кольского научного центра Российской академии наук (ПАБСИ КНЦ РАН), юридический адрес*** ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

*** в место доставки – постоянную зону таможенного контроля на территории «Таможенно-Логистический Терминал», находящуюся в регионе деятельности Мурманского таможенного поста Мурманской таможни *** перевозчиком *** на транспортном средстве с регистрационным номером *** в адрес POLAR ALPINE BOTANICAL GARDEN AND INSTITUTE BOTANICAL GARDEN / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Авронина Кольского научного центра Российской академии наук *** по международной товарно-транспортной накладной CMR №*** от *** был доставлен товар по транзитной декларации №*** - «BATTERIES AND PARTS - 14 CLL» «Первичные батареи и их части, напряжением 12V» на 14 местах.

*** указанный товар помещен на временное хранение на СВХ ООО «Таможенно-Логистический Терминал», сроком до ***.

ПАБСИ КНЦ РАН извещено уведомлением от *** о предстоящем истечении срока временного хранения товаров.

Однако, до истечения срока временного хранения товаров, их выпуск не произведен (на вышеуказанный товар декларация на товары не подана, вышеуказанный товар под таможенную процедуру в соответствии с законодательством не помещен).

Поскольку до истечения установленного срока временного хранения ПАБСИ КНЦ РАН не осуществило действия по совершению таможенных операций, в отношении данного товара *** в адрес ПАБСИ КНЦ РАН направлен акт об истечении срока временного хранения товара.

*** по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении товар, а именно: *** были изъяты со склада временного хранения ООО «Таможенно-Логистический терминал» и помещены на ответственное хранение по акту приема-передачи в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни ***

*** по данному факту в отношении ПАБСИ КНЦ РАН было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в связи с наличием события правонарушения, выразившегося в нарушении сроков временного хранения товаров, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.16 КоАП РФ.

*** по результатам административного расследования в отношении ПАБСИ КНЦ РАН составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.16 КоАП РФ.

*** административное дело в отношении ПАБСИ КНЦ РАН поступило в Первомайский районный суд города Мурманска, для рассмотрения по существу.

Законный представитель ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б. в судебном заседании возражала против привлечения института к административной ответственности. Полагала, что институт не является надлежащим субъектом инкриминируемого правонарушения, поскольку правоустанавливающие документы на товар, на момент его поступления в Мурманскую таможню, не были оформлены, юридически институт не являлся владельцем товара и не мог его забрать. Просила применить ст. 2.9 КоАП РФ, о чем представила письменное ходатайство.

Должностное лицо Мурманской таможни, составивший административный протокол, ФИО1 в судебном заседании представил письменное обоснование возражений относительно довода законного представителя Гонтарь О.Б. о ненадлежащем субъекте инкриминируемого правонарушения. Вопрос о возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ оставил на усмотрение судьи.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив протокол об административном правонарушении и приложенные материалы административного расследования по настоящему делу, прихожу к выводу, что ПАБСИ КНЦ РАН своим бездействием совершило правонарушение, предусмотренное статьей 16.16 КоАП РФ.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьи 16.16 КоАП РФ; (л.д. 1-4)

- транзитной декларацией №***, международной товарно-транспортной накладной №***, согласно которым в адрес POLAR ALPINE BOTANICAL GARDEN AND INSTITUTE BOTANICAL GARDEN / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Авронина Кольского научного центра Российской академии наук был доставлен товар «Первичные батареи и их части, напряжением 12V» на 14 местах; (л.д. 5, 6)

- заявлением Врио директора ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б. от *** о помещении поступивших в адрес ПАБСИ КНЦ РАН товаров на СВХ ООО «ТЛТ»; (л.д. 7)

- уведомлением от *** о предстоящем истечении срока временного хранения товара, поступившего в адрес ПАБСИ КНЦ РАН, дата истечения срока *** (л.д. 10, 11, 13,14)

- актом от *** об истечении срока временного хранения товара, поступившего в адрес ПАБСИ КНЦ РАН; (л.д. 16)

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПАБСИ КНЦ РАН; (л.д.17,18)

- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, из которых следует, что товар, поступивший в адрес ПАБСИ КНЦ РАН, изъят со склада временного хранения ООО «Таможенно-Логистический терминал» и помещен в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни; (л.д. 19-42, 43-49)

- объяснениями Врио директора ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б. от ***, согласно которым ПАБСИ КНЦ РАН не признает вину в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока временного хранения товаров, поскольку не является законным владельцем данных товаров, в связи с чем, не обязано совершать таможенные операции для выпуска товаров; (л.д.68-69)

- копией трудового договора от ***, копией приказа от ***№*** /о, согласно которым на Гонтарь О.Б. возложено временное исполнение обязанностей директора ПАБСИ КНЦ РАН (л.д. 74-77)

- копией заявления Врио директора ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б. от *** об осмотре поступивших в адрес ПАБСИ КНЦ РАН товаров; (л.д. 94)

- копией соглашения о расширенном научном сотрудничестве от *** в рамках которого предусматривалась поставка четырех метеостанций; (л.д. 101)

- копией запроса Врио директора ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б. от *** в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю о возможности размещения и использования на территории РФ иностранных технических средств наблюдения и контроля; (л.д. 105-119)

- копией заключения Федеральной службы по техническому и экспортному контролю о возможности размещения и использования на территории РФ иностранных технических средств наблюдения и контроля №***; (л.д. 102-104)

- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении ПАБСИ КНЦ РАН, в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования; (л.д. 121-126)

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину ПАБСИ КНЦ РАН в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьи 16.16 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

С 1 января 2018 года в силу вступил Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Далее – ТК ЕАЭС) где положениями пункта 1 статьи 2 определены основные термины и их определения.

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3).

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7).

Иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 12).

Меры таможенно-тарифного регулирования – меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот (подпункт 21).

Таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (подпункт 33).

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).

Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46).

Временное хранение товаров и таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение установлены Главой 16 ТК ЕАЭС.

На основании пп. 1 п.3 ст. 151 ТК ЕАЭС для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик либо, если это предусмотрено законодательством государств-членов о таможенном регулировании, декларант товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 3 часов с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне времени работы таможенного органа - в течение 3 часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа;

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 152 ТК ЕАЭС после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в пункте 3 статьи 151 настоящего Кодекса, лица, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения;

В соответствии с пунктом 1 статьи 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, либо до дня применения изъятия или ареста в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (ведения административного процесса).

Согласно пункту 1 статьи 99 ТК ЕАЭС местами временного хранения товаров являются склады временного хранения и иные места, в которых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи может осуществляться временное хранение товаров (далее - места временного хранения).

Для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа (пункт 1 статьи 100 ТК ЕАЭС).

Пунктом 3 статьи 100 ТК ЕАЭС определено, что товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 101 ТК ЕАЭС срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, и составляет 4 месяца, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи и статье 259 настоящего Кодекса.

Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании ПАБСИ КНЦ РАН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 16.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров.

В целях своевременного помещения товаров под таможенную процедуру на лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, таможенными правилами возложены обязанности по выполнению комплекса действий, которые должны быть им совершены таким образом, чтобы с учетом установленных сроков обеспечить выпуск товаров до истечения сроков временного хранения с учетом возможности их продления таможенным органом по заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров.

Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст.16.16 КоАП РФ, выражается в непринятии лицом в течение срока временного хранения товаров всех надлежащих мер для выпуска товаров таможенным органом, в результате чего на момент истечения срока временного хранения товары являются не помещенными под таможенную процедуру.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что получателем товаров по международной товарно-транспортной накладной №*** от *** (по транзитной декларации №***) указано ПАБСИ КНЦ РАН.

Как следует из материалов дела, документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения) были представлены Врио директора ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б.

Кроме того, заявление от ***№*** о помещении товаров, поступивших в адрес ПАБСИ по международной товарно-транспортной накладной №*** от *** (по транзитной декларации №***) на склад временного хранения ООО «ТЛТ» поступило от Врио директора ПАБСИ КНЦ РАН Гонтарь О.Б.

В связи с чем, доводы представителя о том, что ПАБСИ КНЦ РАН не является законным владельцем данных товаров и как следствие субъектом инкриминируемого правонарушения, подлежат отклонению.

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что ПАБСИ КНЦ РАН является получателем ввезенного в Российскую Федерацию иностранного товара, совершило таможенные операции, связанные с помещением товара на временное хранение, в связи с чем, обязано было в течение срока временного хранения товара принять надлежащие меры для его выпуска таможенным органом.

Данные обстоятельства дают основания считать, что институт не предпринял всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Вступая в таможенные правоотношения, законные представители института должны были не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у ПАБСИ КНЦ РАН отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в судебном разбирательстве по делу не представлено.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ПАБСИ КНЦ РАН признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ПАБСИ КНЦ РАН, не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно статье 16.16 КоАП РФ нарушение сроков временного хранения товаров влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Принимая во внимание отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, считаю возможным назначить юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в минимальном размере без применения конфискации предметов административного правонарушения.

Оснований для освобождения ПАБСИ КНЦ РАН от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не находит, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Юридическое лицо при должной организации работ со стороны руководства, имело возможность соблюсти срок временного хранения товара, обратиться в таможенный орган за разъяснением по вопросу помещения поступившего товара под таможенную процедуру и в установленный срок принять меры для помещения товара под таможенную процедуру, однако каких-либо действий с целью соблюдения таможенного законодательства не произвело. Административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.16 КоАП РФ имеет формальный состав и не зависит от наступления либо не наступления общественно-опасных последствий. В связи с чем в рассматриваемом случае оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Согласно положениям ст. 26.6 КоАП РФ орудия совершения или предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами и приобщаются по делу об административном правонарушении. Судьба вещественных доказательств подлежит разрешению по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. Вместе с тем, в силу пункта 1 указанной части и статьи, вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Учитывая назначенную меру наказания, вещественные доказательства (предмет административного правонарушения): ***, изъятые по протоколу от *** со склада временного хранения ООО «Таможенно-Логистический терминал» и помещенные на ответственное хранение по акту приема-передачи в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни *** подлежат возврату законному владельцу после вступления настоящего постановления в законную силу и надлежащего таможенного оформления.

Издержки по настоящему делу – отсутствуют.

Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н.А. Авронина Кольского научного центра Российской академии наук (ПАБСИ КНЦ РАН) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Предмет административного правонарушения: ***

***

***

***

***

***

*** - возвратить законному владельцу ПАБСИ КНЦ РАН после вступления настоящего постановления в законную силу и надлежащего таможенного оформления.

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

***

***

***

***

Разъяснить ПАБСИ КНЦ РАН, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Неуплата штрафа в срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Документы, подтверждающие уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адрес***.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья

Первомайского районного

суда города Мурманска /подпись/ М.С. Дурягина

Копия верна. Судья М.С. Дурягина

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***