ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8/19 от 11.02.2019 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 5-8/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Елизово Камчатского края 11 февраля 2019 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.С.,

при секретаре судебного заседания Соломка А.В.,

с участием должностного лица ФИО1, его защитника Саврай Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного в <адрес>, проживающего в <адрес>, заместителя главы администрации Елизовского городского поселения – руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения, к административной ответственности за совершение однородных правонарушений в течение года не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с протоколом об административном правонарушении, ФИО1, являясь руководителем Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения (далее – УЖКХ администрации Елизовского городского поселения, Управление), главного распорядителя бюджетных средств при предоставлении субсидий, нарушил условия предоставления субсидии, установленные постановлением администрации Елизовского городского поселения от 30.06.2017 № 621-П, Соглашением от 17.08.2017 № 2, выразившиеся в перечислении 17 мая 2018 года <данные изъяты> 470 000 рублей в счет выплаты субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в Елизовском городском поселении (<адрес>) в рамках реализации наказов избирателей депутатам Собрания депутатов Елизовского городского поселения, в отсутствие для этого правовых оснований – принятии от <данные изъяты> документов после установленного срока их предоставления – 20 октября 2017 года. Действия должностного лица ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

При рассмотрении дела должностное лицо ФИО1 вину во вменяемом административном правонарушении не признал, поскольку не допускал нарушения условий предоставления субсидии, денежные средства были выплачены получателю субсидии на законных основаниях.

При рассмотрении дела защитник должностного лица ФИО1 Саврай Л.А. поддержала позицию своего подзащитного и пояснила, что пунктом 2.3 Соглашения установлен срок предоставления документов для получения субсидии - не позднее 20 октября 2017 года. При этом в силу пункта 3.2 Соглашения, в случае выявления фактов невыполнения получателем субсидии условий настоящего соглашения, УЖКХ приостанавливает предоставление субсидии до устранения выявленных нарушений и направляет получателю субсидии в течение 5 рабочих дней со дня установления факта нарушения условий предоставления субсидии требование об устранении нарушений с указанием срока устранения нарушения. В связи с предоставлением <данные изъяты> неполного пакета документов на получение субсидии, 20 октября 2017 года УЖКХ администрации Елизовского городского поселения направило в адрес <данные изъяты> требование об устранении нарушений в срок до 20 декабря 2017 года. 14 декабря 2017 года документы поступили на рассмотрение в Управление, и в этот же день руководителем УЖКХ администрации Елизовского городского поселения ФИО1 издан приказ № 179 о предоставлении <данные изъяты> субсидии в размере 470000 рублей. Документы приняты к бухгалтерскому учету для фактического перечисления субсидии. При этом в силу пункта 3.1 Порядка предоставления субсидии, контроль за соблюдением получателями субсидии условий и порядка предоставления субсидии осуществляется Управлением финансов и экономического развития администрации Елизовского городского поселения, которое не выявило никаких нарушений при предоставлении <данные изъяты> субсидии на вышеуказанную сумму. Полагала, что результатом рассмотрения заявки <данные изъяты> на получение субсидии явился приказ, изданный руководителем УЖКХ администрации Елизовского городского поселения ФИО1, следовательно, с указанной даты подлежит исчислению срок давности привлечения её доверителя к административной ответственности. С учетом того, что при выделении субсидии Управлением в лице его руководителя ФИО1 не допущено нарушений, полагала, что в действиях её доверителя отсутствует состав вменяемого правонарушения.

Участвующая при рассмотрении дела инспектор Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения ФИО2, составлявшая в отношении должностного лица ФИО1 протокол об административном правонарушении, полагала доказанной вину Когай во вменяемом административном правонарушении, поскольку решение о предоставлении субсидии было принято им в нарушение Порядка предоставления субсидии и Соглашения, так как документы от получателя субсидии были приняты после истечения пресекательного срока для их предоставления в УЖКХ – 20 октября 2017 года. Вместо того, чтобы отказать получателю субсидии в предоставлении субсидии, должностное лицо ФИО1 принял решение о ее выделении. Полагала, что датой совершения правонарушения является дата подписания Когай заявок на кассовый расход, поскольку данный документ является основанием к перечислению в адрес получателя субсидии денежных средств.

Участвующая при рассмотрении дела юрисконсульт Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения ФИО3 поддержала позицию своей коллеги.

Выслушав должностное лицо ФИО1, его защитника Саврай Л.А., должностных лиц Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения ФИО2 и ФИО3, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Положениями ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, орган местной администрации.

Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 2 статьи 78 БК РФ закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

Согласно п. 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Таким образом, субсидии юридическим лицам выдаются в соответствие с положениями ст. 78 БК РФ при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.

Объективная сторона указанного правонарушения выражается в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные субсидии, условий их предоставления.

Как установлено судом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения является органом администрации Елизовского городского поселения и создано в целях реализации полномочий администрации Елизовского городского поселения по решению на территории поселения вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления Елизовского городского поселения, в том числе по обеспечению эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального хозяйства Елизовского городского поселения, по проведению мероприятий, обеспечивающих правильное использование, надежную сохранность жилищного фонда и объектов коммунального назначения, повышение уровня благоустройства жилищ, улучшение санитарного состояния городского поселения. Управление возглавляет руководитель, являющийся должностным лицом местного самоуправления, к его компетенции относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью Управления, за исключением вопросов, отнесенных законодательством, муниципальными правовыми актами, Положением об Управлении к компетенции органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя Управления. Руководитель Управления в пределах своей компетенции действует на принципах единоначалия.

Распоряжением главы администрации Елизовского городского поселения от 12.02.2016 № 06-лс на должность руководителя УЖКХ администрации Елизовского городского поселения назначен ФИО1.

Постановлением главы администрации Елизовского городского поселения от 30.06.2017 № 621-П утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в Елизовском городском поселении в рамках реализации наказов избирателей депутатам Собрания депутатов Елизовского городского поселения (далее – Порядок).

Данным Порядком предусмотрено, что главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющих предоставление субсидии, является Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения (подп. «а» п. 1.3 Порядка).

Исходя из положений пункта 1.7 Порядка, субсидии из бюджета Елизовского городского поселения предоставляются организациям, осуществляющими деятельность по управлению (обслуживанию) многоквартирными домами, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, обратившимся к главному распорядителю бюджетных средств с заявкой на получение субсидии для проведения благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов.

В силу пункта 2.1 Порядка копии документов, необходимых для субсидии, предоставляются не позднее 20 октября 2017 года.

Согласно пункту 2.2 указанного Порядка, срок рассмотрения главным распорядителем документов – в течение 10 рабочих дней после их предоставления. Согласно пункту 2.5 Порядка основаниями для отказа заявителю-получателю в предоставлении субсидии являются несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям пункта 2.1 Порядка или непредоставление (предоставление не в полном объеме) документов; недостоверность представленной получателем субсидии информации.

Судом также установлено, что на основании Распоряжения от 07.06.2018 № 32-од Контрольно-счетной палатой Елизовского городского поселения в период с 16 июля 2018 года по 20 июля 2018 года была проведена проверка законности и эффективности использования средств бюджета Елизовского городского поселения в рамках муниципальной подпрограммы «Благоустройство территории Елизовского городского поселения в 2017 году».

В ходе проверки установлено следующее.

В рамках реализации мероприятия «Устройство, проектирование, восстановление детских площадок и других придомовых площадок» предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в Елизовском городском поселении в рамках реализации наказов избирателей депутатам Собрания депутатов Елизовского городского поселения.

С целью обеспечения затрат в связи с поставкой детского игрового комплекса в район дома <адрес>, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения и <данные изъяты> 17 августа 2017 года заключено Соглашение № 2, по условиям которого уполномоченный орган предоставляет получателю денежные средства, предусмотренные в бюджете Елизовского городского поселения, в форме субсидии. Субсидия предоставляется на отдельный многоквартирный дом при условии соблюдения получателем критериев отбора, предусмотренных пунктами 2.1, 2.3 Порядка. Основанием для перечисления уполномоченным органом средств субсидии получателю является выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в Елизовском городском поселении в рамках реализации наказов избирателей депутатам Собрания депутатов Елизовского городского поселения и предоставление в уполномоченный орган в срок не позднее 20 октября 2017 года документов, перечисленных в соглашении. При этом в соответствии с пунктом 2.5 Соглашения, непредоставление документов, указанных в пункте 2.3 Соглашения, либо предоставление документов по истечении установленного срока, является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

При рассмотрении дела защитником Саврай Л.А. представлена копия требования об устранении нарушений, внесенного 20 октября 2017 года в адрес <данные изъяты> в котором, со ссылками на пункт 3.2 Соглашения, руководитель УЖКХ администрации Елизовского городского поселения ФИО1 приостановил предоставление субсидии в связи с тем, что получатель субсидии предоставил необходимые документы не в полном объеме. <данные изъяты> установлен срок для исполнения требования – до 20 декабря 2017 года.

В судебном заседании защитник Саврай пояснила, что часть документов, необходимых для получения субсидии и предусмотренных Соглашением, была предоставлена <данные изъяты> 10 октября 2017 года, то есть в установленный Соглашением срок, однако из-за предоставления документов не в полном объеме выплата субсидии была приостановлена до окончания выполнения работ и подготовки недостающих документов. Срок устранения недостатков – 20 декабря 2017 года.

Работы по поставке детского игрового оборудования в район дома <адрес> выполнены <данные изъяты> 22 ноября 2017 года, что подтверждается актом выполненных работ, товарной накладной, счетом на оплату, после чего <данные изъяты> обратилось 14 декабря 2017 года в УЖКХ администрации Елизовского городского поселения с заявкой на получение субсидии.

Решение о предоставлении <данные изъяты> субсидии в размере 470 000 рублей оформлено в виде приказа руководителя УЖКХ администрации Елизовского городского поселения ФИО1 от 14.12.2017 № 179, согласно которому <данные изъяты> предоставлена субсидия в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в Елизовском городском поселении в рамках реализации наказов избирателей депутатам Собрания депутатов Елизовского городского поселения в вышеуказанном размере.

На основании заявки на кассовый расход от 16 мая 2018 № 00000782 платежным поручением от 17 мая 2018 года № 700300 <данные изъяты> перечислена субсидия на сумму 470 000 рублей.

По результатам проверки в отношении должностного лица – руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения ФИО1 инспектором Контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения ФИО4 22 октября 2018 года составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

При составлении протокола об административном правонарушении должностное лицо административного органа исходило из того, что дата совершения правонарушения – 17 мая 2018 года, то есть дата перечисления Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения денежных средств в счет выплаты <данные изъяты> субсидии с целью обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовой территории дома <адрес> (поставка детского игрового комплекса).

В письменных пояснениях, данных в ходе рассмотрения дела, инспектор контрольно-счетной палаты Елизовского городского поселения ФИО4 указывает, что датой совершения правонарушения является дата подписания должностным лицом ФИО1 заявки на кассовый расход – 16 мая 2018 года. По мнению должностного лица ФИО4, именно в указанную дату Когай дал окончательное распоряжение на перечисление средств субсидии в адрес <данные изъяты>, поскольку в отсутствие заявки на кассовый расход субсидия не могла быть перечислена в адрес её получателя.

Однако с таким выводом согласиться нельзя.

Как изложено выше, должностному лицу ФИО1 вменяется нарушение условий предоставления субсидии, установленных постановлением администрации Елизовского городского поселения от 30.06.2017 № 621-П, соглашением от 17.08.2017 № 02, выразившихся в перечислении <данные изъяты> 17 мая 2018 года денежных средств в размере 470 000 рублей платежным поручением № 700300, в счет предоставления субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в Елизовском городском поселении в рамках реализации наказов избирателей депутатам Собрания депутатов Елизовского городского поселения, в отсутствие для этого правовых оснований – принятии от <данные изъяты> документов после установленного срока их предоставления – 20 октября 2017 года.

Между тем, в силу части 2.5 статьи 2 Порядка и пункта 2.5.2 Соглашения № 2, главный распорядитель бюджетных средств, осуществляющий предоставление субсидии, коим является УЖКХ Елизовского городского поселения, обязан отказать в предоставлении субсидии её получателю в случае непредоставления либо предоставления документов по истечении установленных сроков.

Из системного толкования приведенных положений следует, что в случае, если получатель субсидии предоставит главному распорядителю бюджетных средств документы для ее получения позднее 20 октября 2017 года, главный распорядитель бюджетных средств принимает решение об отказе в предоставлении субсидии, равно как и в случае предоставления получателем субсидии документов в установленный срок не в полном объеме.

С учетом того, что заявка на получение субсидии поступила в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения от <данные изъяты> 14 декабря 2017 года, Управление в лице его руководителя должно было принять решение об отказе Обществу в выплате субсидии. Вместо этого, 14 декабря 2017 года руководитель УЖКХ администрации Елизовского городского поселения ФИО1 издает приказ № 179 о предоставлении <данные изъяты> субсидии в размере 470 000 рублей, следовательно, датой совершения правонарушения, является 14 декабря 2017 года, поскольку, исходя из существа и объема вменяемого должностному лицу Когай правонарушения, в данном случае обязанность главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего предоставление субсидий, состояла в отказе получателю субсидии в её предоставлении в связи с пропуском срока на подачу документов о предоставлении субсидии.

Cуд соглашается с Контрольно-счетной палатой Елизовского городского поселения о том, что Порядок предоставления субсидии и заключенное между УЖКХ и <данные изъяты> Соглашение не предусматривают продления или приостановления сроков подачи получателем субсидии документов на получение субсидии, пункт 3.2 Соглашения, на который ссылается защитник Саврай Л.А., не регулирует условия и порядок предоставления субсидии.

По общему правилу лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, совершенное должностным лицом и предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, составляет один год.

Вменяемое должностному лицу ФИО1 правонарушение считается оконченным с момента подписания приказа о предоставлении субсидии. Из вышеизложенного следует, что срок привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности истёк 14 декабря 2018 года.

При этом доводы должностного лица административного органа о том, что датой совершения административного правонарушения является дата перечисления <данные изъяты> денежных средств – 17 мая 2018 года, как это следует из протокола об административном правонарушении, судом отклоняется, поскольку должностному лицу Когай вменяется именно нарушение условий предоставления субсидии, выразившееся в принятии решения о её предоставлении при отсутствии условий для её выделения. В данном случае, факт перечисления денежных средств получателю субсидии является последствием положительно принятого решения о предоставлении субсидии, что подтверждается изданным должностным лицом Когай приказом от 14 декабря 2017 года. По изложенным основаниям отклоняется и довод должностного лица административного органа о том, что датой совершения административного правонарушения является дата утверждения заявки на кассовый расход.

Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности и об административной ответственности лица обсуждаться не может.

Из содержания пункта 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что в постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого было возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности формулировать выводы о виновности лица, в отношении которого возбуждалось производство по делу об административном правонарушении, при прекращении производства по делу и за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, истек, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.5, 29.9 и 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Елизовского городского поселения» ФИО1 прекратить на основании подп. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На постановление может быть подана жалоба в Камчатский краевой суд в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

Датой вынесения мотивированного постановления является дата его изготовления в окончательном виде 11 февраля 2019 года.

Судья подпись С.С. Бондаренко

Копия верна Судья С.С. Бондаренко