72RS0022-01-2020-000014-65
Дело № 5-8/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с.Уват Тюменской области 06 февраля 2020 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе судьи Юдиной С.Н.,
с участием:
представителя ФКУ «Уралуправтодор» ФИО6 действующего на основании письменной доверенности от 24.12.2019,
должностного лица – государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Уватскому району ФИО7, действующего на основании письменной доверенности от 27.01.2020,
рассмотрев в зале судебных заседаний Уватского районного суда по адресу: <...>, дело об административном правонарушении № 5-8/2020, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ в отношении:
юридического лица Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» «Федерального дорожного агентства», ИНН <***>, КПП 668501001, ОГРН <***>, дата присвоения 12.12.2002, юридический адрес места нахождения: (Адрес обезличен), ранее административным наказаниям не подвергавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении юридическое лицо Федеральное казенное управление «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» «Федерального дорожного агентства» (ФКУ «Уралуправтодор») привлекается к административной ответственности за то, что 15 декабря 2019 года в 21 час 30 минут в нарушение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.1, п.6.2.4, п.6.2.7, п.6.2.8 ГОСТ Р 52289-2004 и п.13 ОП ПДД РФ на проезжей части 437 км автомобильной дороги Тюмень - Ханты-Мансийск, являясь собственником данной дороги, допустило отсутствие горизонтальной дорожной разметки на проезжей части 437 км автодороги Тюмень - Ханты-Мансийск.
В судебном заседании представитель ФКУ «Уралуправтодор» вину в совершении административного правонарушения не признал, представил в суд заявление, в котором просил производство по данному административному делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в связи с тем, что ФКУ «Уралуправтодор» является казенным предприятием, предназначенным для осуществления функций государственного заказчика, оно заключило государственный контракт на капитальный ремонт принадлежащего ему на праве оперативного управления участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-404 Тюмень-Тобольс-Ханты-Мансийск, км 435+000-км 446+000 в Тюменской области от 21.12.2018 № 6092 с исполнителем АО «(Данные изъяты) В соответствии с п.186 Приложения 10 Ведомость объемов и стоимости работ» к госконтракту дорожная разметка термопластиком относится к работам, выполняемым АО «(Данные изъяты)» в рамках исполнения контракта. АО «(Данные изъяты) было выдано предписание от 15.11.2019 об устранении нарушений правил производства строительных работ, согласно которому АО «(Данные изъяты)» должен был восстановить дорожную разметку проезжей части на 435-437 км. автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск. Считает, что ответственность за отсутствие дорожной разметки на данном участке дороги в период действия госконтракта на капитальный ремонт возлагается на лицо, осуществляющее мероприятия по капитальному ремонту автодороги, то есть на АО «(Данные изъяты)». Кроме того горизонтальная разметка наносилась АО «(Данные изъяты) неоднократно в октябре и ноябре 2019, при неблагоприятных погодных условиях, в том числе непосредственно после укладки асфальтового покрытия проезжей части. ФКУ «Уралуправтодор» были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
В подтверждение вины ФКУ «Уралуправтодор» в совершении указанного выше административного правонарушения должностным лицом представлены следующие доказательства.
Протокол об административном правонарушении, в котором указано о наличии вины ФКУ «Уралуправтодор» в совершении вышеуказанного правонарушения.
Акт, фото-таблица к акту составленные 16.12.2019 инспектором ОВД ПС ОГИБДД ОМВД России по Уватскому району ФИО1 о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, согласно которому на 437 км автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск Уватского района Тюменской области выявлено отсутствие дорожной разметки, нарушение требований п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.1, 6.2.4, 6.2.7, 6.2.8 ГОСТ Р 52289-2004.
Объяснение ФИО2, пояснившего, что является начальником отдела ФКУ «Уралуправтодор», с 10 по 12 октября 2019 года на участке 436-437 автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск Уватского района Тюменской области проводились работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, в связи с погодными условиями материалы которые использовались для нанесения дорожной разметки пришли в негодность и отлетели от проезжей части. Уведомление на восстановление дорожной разметки ими не выдавалось.
Приказом ФКУ «Уралуправтодор» (Номер обезличен)-к от 11.02.2019 ФИО2 переведен на работу начальником территориально-производственного отдела филиал в г.Тюмени.
Должностная инструкция начальника отдела организации работ по содержанию и сохранности, развитию и ремонту автомобильных дорог в г.Тобольске.
Объяснение ФИО3, пояснившего, что он работает в должности главного инженера ДРСУ-6 АО «ТОДЭП» с января 2017 года на участке федеральной автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск км 435+000 – км. 446+000 на основании государственного контракта производились работы по капитальному ремонту автодороги. Дорожная разметка на участке 436-437 км была нанесена в неблагоприятные погодные условия, вследствие чего произошло её быстрое изнашивание. Дорожная разметка будет нанесена при наступлении благоприятных погодных условий.
Объяснение ФИО4, пояснившего, что он работает ООО «(Данные изъяты)» региональным менеджером. В 2019 году на основании договора субподряда от 14.08.2019 проводились работы по нанесению дорожной разметки термопластиком на участке капитального ремонта 435+000 км 446 автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск. Нанесение горизонтальной дорожной разметки проводилось 13-14 октября 2019, в неблагоприятных погодных условиях. Так как она отваливалась, было принято решение нанести разметку краской, что и было сделано 15 октября, на утро 16 октября при очистки проезжей части техникой разметка стерлась.
Рапорт госинспектора ДН ОГИБДД ОМВД России по Уватскому району ФИО5 о том, что 15.12.2019 около 19 часов 50 минут при обследовании места ДТП в рамках повседневного надзора за безопасностью дорожного движения на 437 км федеральной автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск Уватского района были выявлены нарушения требований п.6.2.1, п.6.2.4, п.6.2.7, п.6.2.8 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», выразившееся в отсутствии горизонтальной дорожной разметки на асфальтобетонном покрытии проезжей части автодороги федерального значения, нарушение п.13 ОП ПДД РФ.
Согласно Уставу ФКУ «Уралуправтодор» является юридическим лицом, федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственных услуг в сфере дорожного хозяйства, осуществления оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Государственный контракт, заключенный 21.12.2018 между ФКУ «Уралуправтодор» и АО «(Данные изъяты)», на выполнение последним обязательства по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области. Окончание работ 31.10.2019 (т.1 л.д.54-114). Дополнительное соглашение к данному контракту от 10.10.2019 (т.1 л.д.115, 116-124), схема расположения обустройства участка дороги 435-446 км. (т.1 л.д.125-131). Объем и качество работ, являются существенными условиями контракта (п.1.4). Ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядчика несет подрядчик (п.10.3). Подрядчик обязуется соблюдать технологию выполнения всех видов работ в строгом соответствии с действующими техническими стандартами и нормами.
Договор субподряда № 01-08-19-205, заключенный 14.08.2019 между АО «(Данные изъяты)» (Подрядчик) и ООО «(Данные изъяты)» (Субподрядчик), на выполнение субподрядчиком работ по устройству горизонтальной дорожной разметки термопластиком на объекте «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области» Окончание работ 15.10.2019. Согласно п.5 субподрядчик гарантирует надлежащее качество используемых материалов, качество выполнения работ, своевременное устранение недостатков и дефектов.
ФКУ «Уралуправтодор» зарегистрировано в качестве юридического лица 07.12.1995.
Представителем ФКУ «Уралуправтодор», в обоснование своих возражений представлены суду следующие доказательства.
Согласно п.186 Приложения 10 «Ведомость объемов и стоимость работ» к госконтракту от 21.12.2018 (Номер обезличен), дорожная разметка термопластиком относится к работам, выполняемым АО «(Данные изъяты)» в рамках исполнения контракта.
Предписание ООО «(Данные изъяты)» об устранении нарушений правил производства строительных работ (Номер обезличен) от 15.11.2019, согласно которому АО «(Данные изъяты)» предписано устранить нарушения - восстановить разметку проезжей части при благоприятных условиях км 435 – 437 до 15.12.2019, контроль за устранением выявленных нарушений возложен на: представителя подрядчика АО «(Данные изъяты)» (Данные изъяты) представителя заказчика ФКУ «Уралуправтодор», представителя строительного контроля ООО «(Данные изъяты)».
Акт приема-передачи объекта «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области» от 21.12.2018 согласно которому ФКУ «Уралуправтодор» передало АО «ТОДЭП» объект «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области».
Акт № 2 передачи строительной площадки после выполнения работ по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области» от 21.12.2019, согласно которому ФКУ «Уралуправтодор» и АО «ТОДЭП» произвели осмотр передаваемого после выполнения работ указанного объекта, объект находится в удовлетворительном состоянии, претензий к качеству не имеется.
Архив данных метеостанции.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п.1, п.2 ст.11 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство и реконструкция дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие построенных и реконструированных дорог требованиям технических регламентов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Ответственность за соответствие дорог установленным требованиям в части обеспечения безопасности дорожного движения на этапе проектирования возлагается на исполнителя проекта, а на этапах реконструкции и строительства - на исполнителя работ.
В соответствии с п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Перечень документов по стандартизации (их частей), обязательное применение которых в целях обеспечения безопасности дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.
Должностным лицом ОГИБДД ОМВД России по Уватскому району ФКУ «Уралуправтодор», как собственнику дороги вменяется нарушение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.1, п.6.2.4, п.6.2.7, п.6.2.8 ГОСТ Р 52289-2004 и п.13 ОП ПДД РФ в результате которого на проезжей части 437 км автомобильной дороги Тюмень - Ханты-Мансийск, допущено отсутствие горизонтальной дорожной разметки.
Частью 1 ст.12.34 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Из представленных ФКУ «Уралуправтодор» документов следует, что 21.12.2018 ФКУ «Уралуправтодор» передало АО «(Данные изъяты)» объект «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области». 15.11.2019 ООО «(Данные изъяты) обязало подрядчика АО «(Данные изъяты)» принять меры по устранению нарушений правил производства дорожных работ - восстановить разметку проезжей части при благоприятных условиях км 435 – 437 до 15.12.2019 и 21.12.2019 АО «(Данные изъяты)» передал ФКУ «Уралуправтодор» данный объект после выполнения работ.
В силу чч.1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, исходя из смысла и содержания приведенных положений КоАП РФ, административный орган обязан доказать не только сам факт совершения административного правонарушения, но и виновность юридического лица.
Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
Из протокола об административном правонарушении следует, что вменяемое ФКУ «Уралуправтодор» правонарушение совершено 15.12.2019.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ФКУ «Уралуправтодор» заключило государственный контракт с АО «(Данные изъяты)», в соответствии с которым последнее приняло на себя обязательства выполнить работы, предусмотренные государственным контрактом, заключенным 21.12.2018, а именно выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области. Окончание работ 31.10.2019. Однако 15.11.2019 ООО (Данные изъяты)» обязало подрядчика АО «(Данные изъяты) принять меры по устранению нарушений правил производства дорожных работ - восстановить разметку проезжей части при благоприятных условиях км 435 – 437 до 15.12.2019 и только 21.12.2019 АО «(Данные изъяты)» передало ФКУ «Уралуправтодор» данный объект после выполнения работ.
Таким образом, с момента заключения 21.12.2018 ФКУ «Уралуправтодор» с АО «(Данные изъяты)» государственного контракта до 21.12.2019, первое перестало быть ответственным за соблюдение п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.6.2.1, п.6.2.4, п.6.2.7, п.6.2.8 ГОСТ Р 52289-2004 и п.13 ОП ПДД РФ при производстве работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Федерального значения Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск км 435+000-км 446+000 в Тюменской области на участке 437 км Уватского района Тюменской области, а потому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах дело в отношении ФКУ «Уралуправтодор» подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9–29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» «Федерального дорожного агентства», прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья С.Н.Юдина
Постановление не вступило в законную силу