ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8/2017 от 22.03.2017 Сенгилеевского районного суда (Ульяновская область)

дело № 5-8/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 марта 2017 года г. Сенгилей

Судья Сенгилеевского районного суда Ульяновской области Шлейкин М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств», расположенного по адресу: <адрес>

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

02.03.2017 года специалистом – экспертом отдела по надзору за соблюдением законодательства об образовании Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» (далее по тексту - МБУ ДО «Детская школа искусств» либо школа) по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, т.е за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В вину МБУ ДО «Детская школа искусств» вменяется то, что для реализация образовательной программы «Хореографическое искусство» по предмету «Сценическая практика» у обучающихся 5 класса используется помещение МУ ДО «Сенгилевский центр детского творчества», расположенное по адресу: <адрес>, т.е. образовательная деятельность осуществляется не по адресу, указанному в лицензии.

Данный протокол был передан на рассмотрении в районный суд.

В судебном заседании директор МБУ ДО «Детская школа искусств» ФИО1 вину в совершении указанного правонарушения признала, факты, изложенные в протоколе, подтвердила, просила строго не наказывать, учесть, что школа устранила выявленное нарушение.

Выслушав директора школы, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образовании (ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

В соответствии с п. 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 16 настоящего Положения, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно в отношении адресов, указанных в лицензии в качестве мест осуществления соответствующего вида деятельности.

Из материалов дела следует, что МБУ ДО «Детская школа искусств» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Согласно данной лицензии МБУ ДО «Детская школа искусств» имеет право осуществлять образовательную деятельность по адресу: <адрес>.

Однако, как видно из материалов дела, в частности из протокола, школа реализует образовательную программу «Хореографическое искусство» по предмету «Сценическая практика» у обучающихся 5 класса по адресу, не указанному в лицензии.

Данные обстоятельства не отрицаются директором школы.

Таким образом, прихожу к выводу, что школой нарушены требования действующего законодательства об образовании и лицензировании.

Вместе с тем, суд не может согласиться с квалификацией вмененного школе правонарушения.

Так, ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна),

Санкция данной статьи предусматривает для юридических лиц штраф от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона данного правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии.

Однако, как уже было указано выше, МБУ ДО «Детская школа искусств» имеет действующую лицензию.

Следовательно, выявленные должностным лицом Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Ульяновской области нарушения действующего законодательства об образовании и лицензировании не могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.Полагаю, что действия МБУ ДО «Детская школа искусств» по осуществлению педагогической деятельности по адресу, не указанному в лицензии, подлежат квалификации по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, а не по ч. 1 названной статьи, как это указано в протоколе об административном правонарушении, поскольку школа осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Санкция ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ статьи предусматривает для юридических лиц штраф от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Учитывая, что ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ имеет единый родовой объект посягательства с ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ и переквалификация действий МБУ ДО «Детская школа искусств» не ухудшает положения данного юридического лица, то действия школы подлежат переквалификации на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Из материалов дела следует, что в настоящее время школа устранила выявленное нарушение и образовательная программа «Хореографическое искусство» по предмету «Сценическая практика» у обучающихся 5 класса проводится по адресу, указанному в лицензии.

С учетом конкретных обстоятельств дела, свидетельствующих об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствии существенного вреда интересам обучающихся, роли правонарушителя, прихожу к выводу, что совершенное школой правонарушение является малозначительным.

При таких обстоятельствах, в силу ст. 2.9 КоАП РФ считаю возможным освободить МБУ ДО «Детская школа искусств» от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

В связи с этим, производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МБУ ДО «Детская школа искусств» подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного правонарушения, с объявлением юридическому лицу устного замечания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Действия Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» переквалифицировать с ч. 1 ст. 19.20 КоАП на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ.

Освободить Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» от административной ответственности по ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ за малозначительностью совершенного правонарушения и прекратить производство по делу.

Объявить Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: М.И. Шлейкин