ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8/2017 от 27.01.2017 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-8/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пос. Ола 27 января 2017 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Корнеев П.М., с участием лица привлекаемого к административной ответственности Красиловой О.А., старшего помощника прокурора Ольского района Чернова В.Д., рассмотрев в помещении Ольского районного суда, расположенном в п.Ола, ул.Советская, д.32, административное дело о правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – Красиловой О.А., <данные изъяты>, которой разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ, о чем отобрана подписка,

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратурой Ольского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией МО «Ольский городской округ», в ходе которой установлено, что Красилова О.А., являясь должностным лицом – <данные изъяты> в нарушение требований п.1 ст.9, п.1 ст.13 Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», пункта 167 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н, допустила образование необоснованной кредиторской задолженности в сумме <данные изъяты>., которая была ей отражена в отчете по форме за 2015 год. Допущенные нарушения повлекли искажение в графе «5» по коду счета отчета по форме за 2015 год на <данные изъяты>

В связи с этим в отношении Красиловой О.А. и.о. прокурора Ольского района Пруцковым С.А. 19.12.2016 было вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности).

В судебном заседании Красилова О.А. пояснила, что с указанными в постановлении нарушениями не согласна, поскольку кредиторская задолженность по расчетам с <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, образовалась в связи с недофинансированием, поэтому данные средства не были перечислены подрядчику. Акты о приемке выполненных работ по инвестиционному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> были подписаны главой <данные изъяты> 29.07.2015, 22.12.2015, и в последствии приняты к учету бухгалтерией <данные изъяты> Кредиторская задолженность в указанном размере была отражена ей в отчете на основании представленных документов, в частности на основании вышеуказанных актов. Указанные отчеты были составлены ей лично, после чего подписаны главной <данные изъяты> Фактически денежные средства были перечислены на счет <данные изъяты> Комитетом финансов МО «Ольский городской округ» 01.03.2016, после чего они погасили имеющуюся перед <данные изъяты> задолженность. С учетом изложенного, просит в отношении нее производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ. В подтверждение приведенных ей доводов, представила справку от 26.01.2017 ; отчет о состоянии лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ; отчет лицевого счета получателя бюджетных средств на ДД.ММ.ГГГГ; платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>., которые с учетом мнения прокурора, приобщены к материалам дела.

Участвующий в судебном заседании старший помощник прокурора Ольского района Чернов В.Д., настаивал на привлечении Красиловой О.А. к административной ответственности по основаниям, изложенным в постановлении и.о. прокурора района от 19.12.2016. Дополнительно представил ответ Комитета финансов администрации МО «Ольский городской округ» от 26.01.2016 с приложениями аналитических признаков за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отчета о расходовании средств Фонда на 01.01.2016 и Решения о структуре <данные изъяты>, которые с учетом мнения лица привлекаемого к административной ответственности были приобщены к материалам дела.

Выслушав пояснения лица привлекаемого к административной ответственности, позицию прокурора по настоящему делу, проверив материалы дела об административном правонарушении, а также исследовав приобщенные судом по ходатайству сторон к материалам дела документы, прихожу к следующему выводу.

<данные изъяты> зарегистрирована в качестве юридического лица <данные изъяты>

Согласно решению Собрания председателей муниципального образования «Ольский городской округ» от 05.10.2015 №13-РН «О правопреемстве органов местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» правопреемником органов местного самоуправления муниципального образования «Ольский район» являются органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования «Ольский городской округ».

Распоряжением главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Красилова О.А. переведена на должность <данные изъяты>

Согласно п.2.2.10 Должностной инструкции начальника отдела учета и отчетности - <данные изъяты> главный бухгалтер обязан обеспечивать составления баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об исполнении бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, налоговых деклараций, предоставление их в установленном порядке в соответствующие органы.

Письмом Комитета финансов администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок предоставления отчета по форме за 2015 год в составе годового отчета за 2015 год для администрации МО «Ольский городской округ» - ДД.ММ.ГГГГ.

Отчет по форме предоставлен главным бухгалтером Красиловой О.А. в Комитет финансов администрации <данные изъяты> - 29.01.2016.

На основании ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ч.1 ст.264.2 Бюджетного кодексе РФ главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее – главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную ведомость на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дачу, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 13 указанного Закона, установлено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователя этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Бухгалтерским учетом, в соответствии с п.2 ст.1 названного Закона – является формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу п.2 ч.1 ст.2 №402-ФЗ от 06.12.2011, действие настоящего Федерального закона распространяется, в том числе на органы местного самоуправления.

На основании ч.2 ст.2 данного Федерального закона, он применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

Следовательно, №402-ФЗ от 06.12.2011 установлена обязательность его применения при ведении бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

Согласно п.167 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н (далее - Инструкция) сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. ) содержат обобщенные за отчетный период данные о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности субъекта бюджетной отчетности в разрезе видов расчетов.

В ходе проведенной проверки установлено, что согласно отчету по форме за 2015 год у <данные изъяты> по состоянию на 01.01.2016 числилась кредиторская задолженность по коду счета на общую сумму <данные изъяты>

Указанная задолженность состоит в том числе из задолженности по расчетам с <данные изъяты> по инвестиционному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на строительство малоэтажных жилых домов в <адрес> в размере <данные изъяты>

Вместе с тем, согласно счетам от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подрядчик выполнил работы по вышеуказанному контракту на сумму <данные изъяты>

Оплата вышеуказанных счетов <данные изъяты>, в том числе в 2015 году, осуществлена в сумме <данные изъяты>

Установлено, что кредиторская задолженность по расчетам с <данные изъяты> образовалась в связи с тем, что при приемке работ выявлены недоделки, в связи с чем денежные средства не были перечислены подрядчику.

Вместе с тем, акты о приемке выполненных работ по инвестиционному контракту от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. были приняты главой <данные изъяты> 29.07.2015 и 22.12.2015.

В соответствии с п.1 ст.9 №402-ФЗ от 06.12.2011 каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляется не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

С учетом указанных обстоятельств, прокуратура района пришла к выводу, что Красиловой О.А. в нарушение требований п.1 ст.9, п.1 ст.13 №402-ФЗ от 06.12.2011 и пункта 167 Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, образованна необоснованная кредиторская задолженность в сумме <данные изъяты>, которая отражена в отчете по форме за 2015 год. Допущенные нарушения в свою очередь, повлекли искажение в графе « по коду счета отчета по форме за 2015 год на 90,71%.

На основании изложенного сделан вывод о совершении должностным лицом - начальником отдела учета и отчетности - <данные изъяты> Красиловой О.А. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ.

Однако с указанными выводами и.о. прокуратура Ольского района Пруцкова С.А., судья не может согласиться.

Частью 1 статьи 15.11 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.10.2013 №276-ФЗ) установлена административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов.

Примечанием к указанной статье предусмотрено, что под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.23 ППВС РФ от 24.10.2006 №16 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях» следует, что административная ответственность в области налогов и сборов, предусмотрена статьями 13-15.9, 15.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст.ст. 1.5, 26.1 п.1 и 26.2 КоАП РФ:

- лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина;

- лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность;

- все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;

- по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения;

- доказательства по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;

- эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из пояснений Красиловой О.А. в судебном заседании следует, что кредиторская задолженность по расчетам с <данные изъяты> в размере <данные изъяты>., образовалась в связи с недофинансированием, по этому данные средства не были перечислены на счет указанного общества. Данная кредиторская задолженность была отражена ей в отчете на основании представленных финансовых документов. В начале 2016 года, денежные средства в сумме <данные изъяты>. были перечислены Комитетом финансов администрации <данные изъяты> на счет администрации <данные изъяты> после чего 01.03.2016 администрация перечислила данные денежные средства на счет <данные изъяты> и погасила имеющуюся перед данным обществом задолженность.

Данные доводы Красиловой О.А. подтверждаются:

- отчетом о состоянии лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств администрации <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ;

- отчетом лицевого счета получателя бюджетных средств администрации МО «Ольский городской округ» на ДД.ММ.ГГГГ;

- справкой выданной Комитетом финансов администрации МО «Ольский городской округ» от ДД.ММ.ГГГГ из содержания, которой следует, что в Фонд содействия реформирования ЖКХ согласно заявке от ДД.ММ.ГГГГ были возвращены денежные средства в сумме <данные изъяты>., в указанную сумму также включен остаток неиспользованных субсидий на проведение мероприятий по переселению граждан их аварийного жилья в <адрес> в сумме <данные изъяты>

- платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому плательщик администрация <данные изъяты> перечислил в адрес получателя <данные изъяты> денежные средства в сумме <данные изъяты> по инвестиционному контракту от ДД.ММ.ГГГГ (акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ);

- ответом Комитета финансов администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ б/н из которого следует, что остаток субсидий на проведение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья за счет средств Фонда содействия реформирования ЖКХ в сумме <данные изъяты>. на ДД.ММ.ГГГГ числился на счете Комитета финансов администрации <данные изъяты> с приложением аналитических признаков за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- отчетом МО «Ольский городской округ» о расходовании средств Фонда, бюджета субъекта РФ (или) местных бюджетов на реализацию программ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и переселению граждан из аварийного жилищного фонда (по заявкам, по которым решение о предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда принято в 2014 году) на 01.01.2016.

Исходя из имеющихся по делу доказательств и отмеченных требований законов, прихожу к выводу о том, что Красилова О.А. в данном случае административной ответственности по ч.1 ст.15.11 КоАП РФ не подлежит, поскольку собранными прокуратурой района материалами дела, не доказана ее вина в совершении инкриминируемого правонарушения.

С учетом указанных обстоятельств, в действиях Красиловой О.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.11 КоАП РФ, и поэтому производство по настоящему делу в отношении последней подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Ввиду изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, п.1 ч.1.1 ст.29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела учета и отчетности – главного бухгалтера администрации муниципального образования «Ольский городской округ» Красиловой О.А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, путем подачи жалобы (прокурором протеста) через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья <данные изъяты> П.М. Корнеев