ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8/2021 от 24.02.2021 Нагайбакского районного суда (Челябинская область)

Дело № 5-8/2021

УИД 74RS0033-01-2021-000110-33

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Фершампенуаз 24 февраля 2021 года

Судья Нагайбакского районного суда Челябинской области Бикбовой М.А., при секретаре Жулидовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

муниципального унитарного предприятия «Кассельское жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту МУП «Кассельское ЖКХ»), <данные изъяты>

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 11 февраля 2021 года, составленному начальником ОВМ ОМВД России по Нагайбакскому району Челябинской области ФИО4, 11 февраля 2021 года в 15.20 час. установлено, что МУП «Кассельское ЖКХ» с нарушением трехдневного срока не уведомило ОВТМ УВМ ГУ МВД России по Челябинской области о заключении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО3, чем нарушило п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», и совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Начальник ОВМ ОМВД России по Нагайбакскому району Челябинской области ФИО4, законный представитель МУП «Кассельское ЖКХ» ФИО5 при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, просили рассмотреть настоящее дело в их отсутствие.

Судья, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и особенности осуществления ими трудовой деятельности на ее территории регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Формы и порядок представления уведомлений утверждены приказом МВД России от 04 июня 2019 года № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», действовавшим на момент заключения трудового договора с ФИО3

Административным правонарушением в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ признается нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Обстоятельства нарушения МУП «Кассельское ЖКХ» правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина подтверждаются следующими представленными доказательствами:

- из копии свидетельств о государственной регистрации юридического лица , о постановке на учет в налоговом органе , следует, что МУП «Кассельское ЖКХ» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в установленном законе порядке, и осуществляющим деятельность, связанную с оказанием коммунальных услуг;

- копией вида на жительство иностранного гражданина 84 , сведениями банка данных по учету иностранных граждан, подтверждается, что ФИО3 является гражданином <данные изъяты>, временно пребывающим на территории Российской Федерации;

- копиями срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о приеме работников на работу от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о переводе работника на другую работу ДД.ММ.ГГГГ, справки о доходах от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается принятие ФИО3 на работу в МУП «Кассельское ЖКХ», осуществление им трудовой деятельности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 2020 года и получение заработной платы;

- в письменных объяснениях директор МУП «Кассельское ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о работе ФИО3 в МУП «Кассельское ЖКХ», вину в совершении вмененного правонарушения не оспаривал; и иными материалами дела.

По факту нарушения требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующий требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, и содержащий все необходимые сведения, в том числе о событии административного правонарушения, о квалификации содеянного с указанием предписаний нормативно-правового акта, нарушение которых образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных гарантий реализации права законного представителя - директора МУП «Кассельское ЖКХ» ФИО5 на защиту не усматривается, поскольку протокол об административном правонарушении составлен с его непосредственным участием. При составлении протокола об административном правонарушении и получении письменных объяснений ему надлежащим образом разъяснены положения ст. 51 Конституции Российской Федерации, процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, что подтверждается его подписями в протоколе и объяснениях. С протоколом ФИО5 согласился и его копию получил.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценивая представленные доказательства и установленные на их основе фактические обстоятельства дела в совокупности следует сделать о том, что МУП «Кассельское ЖКХ», привлекая к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина, не исполнило обязанность по уведомлению УВМ ГУ МВД России по Челябинской области о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения договора, тем самым юридическое лицо взяло на себя риски неблагоприятных последствий нарушения требований п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Собранные по делу доказательства получены в соответствии с требованиями закона, относятся к обстоятельствам, имеющим значение для дела, согласуются между собой, и достаточны для установления вины МУП «Кассельское ЖКХ» в совершении вмененного административного правонарушения.

При этом возможность для соблюдения правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МУП «Кассельское ЖКХ» имелась. Доказательств невозможности соблюдения им требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, судье не представлено.

Таким образом, МУП «Кассельское ЖКХ» своими действиями нарушило установленный порядок уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора, поскольку такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Между тем, имеются обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пунктах 18 и 18.1 постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Целью миграционной политики в Российской Федерации является создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода (п. 14 Указа Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы»).

Российская Федерация, как социальное государство, исходя из целей миграционной политики, призвана создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, включая социальную защиту, здравоохранение, рынки труда и жилья, и должна поддерживать на своей территории приемлемую для этого миграционную обстановку.

Одним из инструментов правового регулирования в сфере миграции является возложение на лиц, использующих труд иностранных работников, обязанности по уведомлению территориального органа внутренних дел на региональном уровне о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней, и установление мер административной ответственности за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, направленных на восстановление нарушенного правопорядка в области трудовой миграции и предотвращение противоправных посягательств на него.

Данный инструмент направлен в первую очередь на обеспечение контроля за использованием работодателями иностранной рабочей силы.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, связанные с осуществлением контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.

Следует принять во внимание, что выявленное нарушении требований миграционного законодательства имеет единичный характер, допущено в отношении законопослушного иностранного гражданина, имеющего с октября 2016 года вид на жительство, проживающего с 2014 года в браке с гражданкой Российской Федерации, и имеющего намерение приобрести гражданство России, при этом орган миграционного контроля посредством ежегодных уведомлений иностранного гражданина, имеющего вид на жительство, располагал, в том числе сведениями о месте его проживания, месте работы и продолжительности трудовой деятельности, поэтому суд приходит к выводу о том, что нарушение срока направления уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия вредных последствий, существенно не нарушило охраняемые общественные отношения и не нанесло какого-либо ущерба законным и экономическим интересам общества и государства, в связи с чем судья находит основания для оценки совершенного административного правонарушения как малозначительного, и на основании ст. 2.9 КоАП РФ считает возможным освободить МУП «Кассельское ЖКХ» от административной ответственности и прекратить дело об административном правонарушении, объявив ему устное замечание.

На эти же обстоятельства указывает в своем ходатайстве начальник ОВМ ОМВД России по Нагайбакскому району Челябинской области ФИО4, полагая возможным прекратить производство по данному делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания.

Руководствуясь ст. 2.9, п. 9 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.10- 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

прекратить в отношении муниципального унитарного предприятия «Кассельское жилищно-коммунальное хозяйство» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и освободить его от административной ответственности по основанию, предусмотренному ст. 2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Объявить муниципальному унитарному предприятию «Кассельское жилищно-коммунальное хозяйство» устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Нагайбакский районный суд Челябинской области.

Судья: