ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8/2024 от 12.02.2024 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 5-8/2024

УИД 12RS0008-01-2024-000241-41

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

п. Медведево 12 февраля 2024 года

Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Яковлев А.С., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

главы Краснооктябрьской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1, <...> года года рождения, уроженки ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ..., паспорт <данные изъяты>, состоящей в браке, не имеющей иждивенцев, ранее не привлекавшейся к административной отнесенности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

по результатам проведенной проверки исполнения законодательства о муниципальном контроле в сфере благоустройства Прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл <...> года в адрес главы Краснооктябрьской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл внесено представление об устранении нарушений законодательства.

В связи с неисполнением требований, содержавшихся в представлении, заместителем прокурора Медведевского района Республики Марий Эл <...> года в отношении главы Краснооктябрьской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ,

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от <...> года вместе с материалами дела направлены в Медведевский районный суд Республики Марий Эл для рассмотрения по подведомственности.

В судебном заседании помощник прокурора ... Республики Марий Эл ФИО2 поддержала доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от <...> года.

ФИО1 в судебном заседании поддержала свою письменную позицию, представленную в суд до судебного заседания.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Административным правонарушением в силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от <...> года№ ... «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № ...) предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Ч. 3 ст. 22 Федерального закона № ... предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 Федерального закона № ... в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно ст. 6 Федерального закона № ..., требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 названного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона № ..., прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проведена проверка исполнения законодательства о муниципальном контроле в сфере благоустройства в деятельности Краснооктябрьской городской администрации.

По результатам проведенной прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проверки в адрес главы Краснооктябрьского городского поселения, главы Краснооктябрьской городской администрации <...> года внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано, что Краснооктябрьской городской администрацией неоднократно рассматривались обращения Л.Н.П.., Щ.Н.В,. по вопросам благоустройства территории около ..., по итогам которых нарушителю В.В.В. администрацией направлялись уведомления о необходимости соблюдения Правил благоустройства территории городского поселения. По результатам рассмотрения обращения Щ.Н.В.. от <...> года городской администрацией проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в виде выездного обследования. По итогам проведения муниципального контроля В.В.В.<...> года объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований. Вместе с тем, с <...> года законодательно закреплена обязанность выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в случае выявления данных нарушений при проведении муниципального контроля в сфере благоустройства, что администрацией сделано не было. На основании указанного прокурором заявлены требования о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры района, принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства и недопущению их впредь, а также заблаговременно проинформировать прокуратору о времени и месте рассмотрения представления; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации Краснооктябрьской городской администрации, виновных в допущенном нарушении. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо сообщить в прокуратуру района в письменной форме не позднее чем в месячный срок со дня получения представления.

Представление получено главой Краснооктябрьской городской администрации <...> года.

<...> года главой Краснооктябрьской городской администрации ФИО1 в прокуратуру Медведевского район направлен ответ № ... о рассмотрении представления № ... от <...> года с участием представителя прокуратуры, принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь. Также указано на привлечение должностного лица к дисциплинарной ответственности.

<...> года прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл в адрес главы Краснооктябрьского городского поселения, главы Краснооктябрьской городской администрации направлена информация о необходимости повторного рассмотрения представления прокуратуры от <...> года. Указано, что органом местного самоуправления до настоящего времени не исполнена обязанность по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений. Поступивший ответ от <...> года не содержит информацию об устранении нарушений. Предложено вернуться к рассмотрению представления повторно, о принятом решении уведомить не позднее <...> года.

<...> года главой Краснооктябрьской городской администрации ФИО1 в прокуратуру Медведевского район направлен ответ № ..., в котором указано, что, по мнению Краснооктябрьской городской администрации, в отношении нарушителя В.В.В.. не применимы установленные законом основания проведения внеплановых проверок, перечень которых является исключительным. Следовательно, администрация не может согласовать задание на проведение в рамках муниципального контроля (надзора) в сфере благоустройства выездного обследования объекта, согласованного с органами прокуратуры, с внесением сведений в ЕРКНМ. При этом Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от <...> года 01 выдано В.В.В.. в рамках профилактических мероприятий с внесением сведений в ЕРКНМ. В случае неисполнения Предостережения администрация обратится в суд с иском об обязании устранить нарушения Правил благоустройства территории городского поселения Краснооктябрьский.

Решением Собрания депутатов МО «Городское поселение Краснооктябрьский» от <...> года№ ... ФИО1 назначена на должность главы Краснооктябрьской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл.

Поскольку по итогам рассмотрения представления прокурора главой Краснооктябрьской городской администрации не приняты меры по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений В.В.В. в отношении ФИО1, не исполнившей законные требования прокурора, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства подтверждаются также постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <...> года, письменными объяснениями ФИО1 от <...> года, копией представления от <...> года№ ..., копией ответа Главы городского поселения Краснооктябрьский № ... от <...> года, копией ответа Главы Краснооктябрьской городской администрации № ... от <...> года, копией распоряжения от <...> года№ ..., копией информации прокуратуры ... от <...> года, копией ответа Краснооктябрьской городской администрации № ... от <...> года, копией запроса от <...> года, копией ответа на запрос от <...> года, копией журнала обращения граждан, заявлением Л.Н.П. от <...> года, копией письма В.В.В.. от <...> года, копией письма Л.Н.П.. от <...> года, обращением Г.Н.В.. от <...> года, копией письма Г.Н.В. от <...> года, копиями писем В.В.В.., С.Н.В.. от <...> года, копиями договоров возмездного оказания услуг от <...> года и <...> года со справками о выполненных работах, копией заявления Щ.Н.В.., Л.Н.П.. от <...> года, копией письма В.В.В.. от <...> года, копией объяснительной В.В.В.. от <...> года, копией письма В.В.В.., В.А.В. от <...> года, копией письма Щ.Н.В.., Л.Н.Г.. от <...> года, заявлением Щ.Н.В.. от <...> года, копией письма Щ.Н.В.. от <...> года, копией задания на проведение выездного обследования объекта, копией акта выездного обследования объекта от <...> года с фототаблицей, копией предостережения от <...> года№ ..., копией журнала выдачи предостережений, выпиской из ЕГРЮЛ, письменной позицией ФИО1 от <...> года года с приложенными скриншотами ЕРКНМ.

Вместе с тем, судья отмечает следующее.

В силу ст.21 Федерального закона № ... при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

По смыслу положений Федерального закона № ..., а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <...> года№ ...-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона № ... органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Положения Федерального закона № ..., предоставляющие прокурору право вносить представления об устранении нарушений закона, обязывают организации, должностных лиц, в чей адрес они внесены, рассматривать данные представления. Однако характер принимаемых мер должны определять самостоятельно те лица, которым адресовано представление. Несогласие прокурора с содержанием ответов, полученных по результатам рассмотрения представлений, не может служить основанием для привлечения соответствующего лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, представление 2-23-2023 от <...> года, полученное главой Краснооктябрьской городской администрации <...> года, было рассмотрено в установленный законом срок с участием представителя прокуратуры, о чем был направлен ответ <...> года.

В ответ на информацию о необходимости повторного рассмотрения представления прокуратуры района от <...> года с указанием на то, что органом местного самоуправления не исполнена обязанность по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений, главой Краснооктябрьской городской администрации представлено письмо № ... от <...> года.

В вышеуказанном письме глава Краснооктябрьской городской администрации сообщает о принятии информации о необходимости повторного рассмотрения представления прокуратуры района от <...> года, а также приводит мотивированное мнение администрации об отсутствии установленных законом оснований проведения внеплановых проверок, перечень которых является исключительным, и сообщает информацию о вынесенном предостережении и дальнейшем разрешении спора в судебном порядке.

Таким образом, глава Краснооктябрьской городской администрации ФИО1, получив представление прокурора, выполнила требования ст.ст. 7 и 24 Федерального закона № ....

При этом в качестве неисполнения законных требований прокурора должностным лицом административного органа в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении квалифицирован тот факт, что органом местного самоуправления не исполнена обязанность по выдаче предписания В.В.В.. об устранении выявленных нарушений, тогда как в результате рассмотрения представления прокурора главой администрации сделан вывод об отсутствии оснований для выдачи предписания указанному лицу.

Фактически прокурор не согласился с содержанием и оценкой изложенных в ответе Краснооктябрьской городской администрации фактов, что не может служить основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности за неисполнение требований прокурора.

Из дела следует, что возник спор о применении и понимании норм права. Прокурор, усмотрев в действиях главы Краснооктябрьской городской администрации нарушения, внес представление, а глава Краснооктябрьской городской администрации ФИО1, фактически не согласившись по существу с требованиями представления, направила мотивированный ответ. Правовая позиция ФИО1 также изложена в ее письменных объяснениях от <...> года и в письменной позиции по делу от <...> года, в которых приведены доводы о законности и обоснованности действий администрации.

Наличие выявленных прокурором нарушений законодательства о муниципальном контроле в сфере благоустройства в данном случае является обстоятельством, которое подлежит доказыванию и установлению в ином порядке.

Факт умышленного невыполнения главой Краснооктябрьской городской администрации ФИО1 требования прокурора, вытекающего из его полномочий, установленных федеральным законом, не находит объективного подтверждения, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях главы Краснооктябрьской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1 состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы Краснооктябрьской городской администрации Медведевского муниципального района Республики Марий Эл ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья А.С. Яковлев