Дело № 5-902/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 сентября 2020 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,
при секретаре Прокопьевой В.Э.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «Мегатранс» (<данные изъяты>) по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Мегатранс».
Как следует из представленных материалов, 22.06.2020 на транспортном средстве: грузовой автомобиль седельный тягач марки «Вольво», государственный регистрационный знак № в сцепке с полуприцепом марки «Шмитц», государственный регистрационный знак №, следуя из Литовской Республики в Россию в качестве водителя в зону таможенного контроля пункта пропуска «Советск-Панемуне» таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни прибыл гражданин <данные изъяты> ФИО1 – водитель перевозчика ООО «Мегатранс», который сообщил в таможенный орган путем предоставления товаросопроводительных документов на 8 товарных партий (в том числе по 5-ой партии были представлены: международная товарно-транспортная накладная (CMR) № 5 от 18.06.2020, инвойс (проформа) № 20150602 от 16.06.2020) о прибытии на таможенную территорию Союза иностранных товаров, а именно: «образцы для сертификации: смесь специй, овощное рагу капоната с баклажанами, соус, темный шоколад, крем-паста, лесной мед, оливки зеленые без косточек с чесноком, артишоки гриль в стеклянных баночках различной емкости и плитки шоколада», в количестве 47 штук, общим весом брутто 12,62 кг. Отправитель товара – UAB «LT LOGIC» (<данные изъяты>), получатель – ООО «Филипп» (<данные изъяты>).
По результатам таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отсеке указанного транспортного средства перемещается, в том числе, товар: мед лесной, страна изготовления – Германия, в количестве 5 стеклянных банок (с металлическими крышками) емкостью 200 г, общим весом 1,64 кг.
В результате проведения ветеринарного контроля в отношении товара: мед, код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 0409000000, должностным лицом отдела ветеринарного контроля на государственной границе РФ и транспорте Управления Россельхознадзора по Калининградской области был составлен акт о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, в связи с отсутствием ветеринарно-сопроводительного документа (ветеринарного сертификата) на продукцию «мед», с принятием решения о запрете ввоза данного товара на таможенную территорию Союза.
Согласно служебной записке отдела торговых ограничений и экспортного контроля (ОТО и ЭК) Калининградской областной таможни № 26-09/0679 от 23.06.2020 решением Комиссии таможенного Союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном Союзе» утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – Единый перечень). Товар: мед натуральный код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 0409000000 включен в Единый перечень. В соответствии с п. 6.1 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС (далее – Положение) Приложения № 2 к решению Комиссии таможенного Союза от 18.06.2020 № 317 ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар. В соответствии с п. 6.3 Положения каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения, указанного в подпункте 6.1 настоящего Положения и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.
Таким образом, в нарушение положений ст. 7 ТК ЕАЭС, раздела 10, п. 10.1 Положения, Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Приложения к приказу Минсельхоза России и ФТС России «Об утверждении Административного регламента» от 06.11.2014 № 393/2154 (п. 27, п.п. 32.2-32.9), ООО «Мегатранс» был осуществлен ввоз на таможенную территорию Союза товара животного происхождения без разрешительных документов.
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
26.06.2020 года по данному факту в отношении ООО «Мегатранс» Калининградской областной таможней было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 16.3 КоАП России, по окончании административного расследования 23.07.2020 года составлен протокол об административном правонарушении и материалы дела переданы на рассмотрение в Ленинградский районный суд г. Калининграда.
Законный представитель ООО «Мегатранс» в суд не явился, защитника не направил, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежаще.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
На основании пп. 45 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС любое движимое имущество, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу, являются товаром.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Положениями п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения и радиационные требования, установленные в соответствии Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Подпунктом 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определено, что перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем по таможенной территории Союза. Согласно п. 1 ст. 12 ТК ЕАЭС прибывшие на таможенную территорию Союза товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено ТК ЕАЭС, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов. Меры по вывозу с таможенной территории Союза указанных товаров принимаются перевозчиком, а при его отсутствии - лицом, имеющим право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их ввоза на таможенную территорию Союза, если иные лица не определены международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов.
Согласно п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем предоставления документа, содержащего сведения о номере предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в сроки, установленные указанным пунктом. Перечень документов и сведений, представляемых перевозчиком таможенному органу при прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом, установлен п.п. 1, 2 ст. 89 ТК ЕАЭС, в том числе: документы - транспортные (перевозочные) документы, коммерческие документы на перевозимые товары; сведения, в том числе о наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, а также документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС.
Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе», утвержден Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единый перечень), утверждено Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза (далее – Положение), утверждены Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единые требования).
Товар - продукция животного происхождения, ввозимый на таможенную территорию ЕАЭС ООО «Мегатранс», входит Единый перечень.
Согласно п. 1.4 Положения требования настоящего Положения являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти государств - членов Союза (далее - государство-член), органами исполнительной власти административных территорий государств-членов, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - организации и лица), деятельность которых связана с производством, переработкой, хранением, утилизацией, уничтожением, перемещением (перевозкой) и реализацией подконтрольных товаров всеми видами транспорта и отправлений.
Согласно п. 6.1 Положения ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар. Срок действия указанного разрешения составляет календарный год в объемах, определенных в разрешении на ввоз. Каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения, указанного в подпункте 6.1 настоящего Положения, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны- экспортера подконтрольного товара (п. 6.3).
Разрешение и ветеринарный сертификат на пищевую продукцию (мед) у ООО «Мегатранс» отсутствует.
В качестве перевозчика товаров в рассматриваемом случае выступало ООО «Мегатранс», которое перемещало через таможенную границу Союза товары, в отношении которых установлены запреты и ограничения, однако, не исполнило обязанности, связанные с перемещением таких товаров через таможенную границу.
На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Мегатранс» должно было не только знать о существовании обязанностей, установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Мегатранс» предусмотренных законодательством требований, не установлено. Общество имело правовую и реальную возможности надлежащего выполнения этих обязанностей, однако этого не было сделано, что привело к совершению правонарушения.
Факт совершения ООО «Мегатранс» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, подтверждается следующими материалами дела об административном правонарушении:
- протоколом изъятия вещей и документов от 23.06.2020;
- товаросопроводительными документами;
- актом о нарушении Единых ветеринарно-санитарных требований при перевозках товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, от 22.06.2020;
- актом таможенного досмотра от 22.06.2020;
- объяснением ФИО1 от 23.06.2020;
- служебной запиской ОТО и ЭК Калининградской областной таможни № 26-09/0679 от 23.06.2020;
- протоколом об административном правонарушении от 23.07.2020, а также другими материалами дела об административном правонарушении.
Прихожу к выводу, что виновность ООО «Мегатранс» в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами и квалифицирую его деяние по статье 16.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении должностными лицами Калининградской областной таможни допущено не было.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является совершение административного правонарушения впервые, отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности не имеется, с учетом конкретных обстоятельств дела совершенное ООО «Мегатранс» административное правонарушение не может быть признано судьей малозначительным.
Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом смягчающих ответственность ООО «Мегатранс» обстоятельств и отсутствия у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, интереса в дальнейшем таможенном оформлении товара, считаю необходимым назначить ему наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Мегатранс» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, изъятого протоколом изъятия вещей и документов от 23 июня 2020 года и находящегося на хранении в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста МАПП Советск Калининградской областной таможни по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.С. Кузовлева