ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-904/15 от 13.07.2015 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

13 июля 2015 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

с участием:

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО9,

представителя <данные изъяты>ФИО10, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица – <данные изъяты> (юридический адрес: <адрес>, ИНН: ), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

В ходе проверки установлен факт совершения юридическим лицом <данные изъяты> административного правонарушения, выразившегося в осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий лицензии, если такая обязательна.

<данные изъяты> осуществляется образовательная деятельность по заявленным к лицензированию образовательным программам по следующим адресам:

- <адрес> (<данные изъяты>);

- <адрес> (<данные изъяты>);

- <адрес> (<данные изъяты>);

- <адрес> (<данные изъяты>).

При этом, документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) по указанным адресам, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Кроме того, у Учреждения по вышеуказанным адресам мест осуществления образовательной деятельности отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, а так же заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности объектов защиты, в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а так же не созданы безопасные условия обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В штате <данные изъяты> имеются педагогические работники, не соответствующие установленным требованиям к квалификации по соответствующим должностям.

Так, педагог дополнительного образования ФИО2 не имеет высшего профессиональное образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения или дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика».

Педагоги дополнительного образования ФИО3, ФИО4, ФИО5 не имеют высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика".

У педагогов-организаторов ФИО6, ФИО2 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы.

У инструкторов по физической культуре ФИО7, ФИО8 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи.

Кроме того, Учреждением к занятию педагогической деятельностью допущены педагоги ФИО3, ФИО4, ФИО5, не имеющие среднего профессионального или высшего образования.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО9 с протоколом об административном правонарушении не согласилась, указав, что занятия проводятся на базе детских садов, школ, включение данных адресов в лицензию невозможно; с детскими садами, школами заключены договоры о сотрудничестве, о сетевом взаимодействии, в соответствии со ст.15 Закона «Об образовании» на срок до 1 года, адреса каждый год меняются; действительно некоторые педагоги не имеют оконченного образования, являются студентами, однако достигнуты положительные результаты в педагогической деятельности.

Представитель административного органа ФИО10 в судебном заседании указал о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, доказанности его вины, не настаивал на строгом наказании.

Заслушав мнение представителя юридического лица, представителя административного органа, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Факт осуществления <данные изъяты> образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий лицензии установлен материалами дела и нашел свое подтверждение в судебном заседании.

<данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии , регистрационный , выданной ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона №99-ФЗ определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966 утверждено положение о лицензировании образовательной деятельности, пунктами 6, 7 которого установлены требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности.

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «а» пункта 6 указанного положения устанавливает лицензионные требования к наличию у лицензиата на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

В соответствии с ч.1 ст.102 Федерального закона от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности.

Подпункт «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию у лицензиата санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Подпункт «з» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пунктами 4,5 Положения о лицензировании образовательной деятельности установлены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, одним из которых является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частями 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также документы (копии документов) и сведения, определенные пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в том числе и реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности.

Установлено, что <данные изъяты> осуществляется образовательная деятельность по заявленным к лицензированию образовательным программам по следующим адресам: - <адрес> (<данные изъяты>);

- <адрес> (<данные изъяты>);

- <адрес> (<данные изъяты>);

- <адрес> (<данные изъяты>).

Однако, как установлено в ходе проверки, в нарушение вышеуказанных норм у <данные изъяты> отсутствовали документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) по указанным адресам, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Кроме того, у Учреждения по вышеуказанным адресам мест осуществления образовательной деятельности отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, а так же заключение о соответствии требованиям пожарной безопасности объектов защиты, в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан, а так же не созданы безопасные условия обучения обучающихся в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию у лицензиата педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно ч.1 ст.46 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно ч.2 ст.46 вышеуказанного закона номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации.

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительством Российской Федерации от 08.08.2013 №678, к должностям педагогических работников отнесены должности «Педагог дополнительного образования», «Педагог-организатор», «Инструктор по физической культуре».

Требования к квалификации педагогических работников установлены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее - Квалификационный справочник).

Разделом 3 Квалификационного справочника «Квалификационные характеристики должностей работников образования» установлены квалификационные требования:

по должности «Педагог-организатор» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы, без предъявления требований к стажу работы;

по должности «Педагог дополнительного образования» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы;

по должности «Инструктор по физической культуре» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи без предъявления требований к стажу работы.

Как установлено в ходе проверки и нашло свое подтверждение в судебном заседании, в нарушение вышеуказанных требований закона, в штате <данные изъяты> имеются педагогические работники, не соответствующие установленным требованиям к квалификации по соответствующим должностям.

Так, педагог дополнительного образования ФИО2 не имеет высшего профессиональное образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения или дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика».

Педагоги дополнительного образования ФИО3, ФИО4, ФИО5 не имеют высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению "Образование и педагогика".

У педагогов-организаторов ФИО6, ФИО2 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей профилю работы.

У инструкторов по физической культуре ФИО7, ФИО8 отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта, либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта, доврачебной помощи.

Кроме того, в ходе проверки выявлено, что Учреждением к занятию педагогической деятельностью допущены педагоги ФИО3, ФИО4, ФИО5, не имеющие среднего профессионального или высшего образования.

Виновность <данные изъяты> подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ ; лицензией (с приложением) от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу»; договором о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ; договором о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ; договором об оказании дополнительных образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ; договором о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ; договором о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ; договором о сотрудничестве от ДД.ММ.ГГГГ; санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ; заключением о возможности выполнения лицензионных требований и условий от ДД.ММ.ГГГГ; информацией о реализуемых <данные изъяты> образовательных программ с указанием сведений о контингенте обучающихся за ДД.ММ.ГГГГ учебный год; расписаниями занятий <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ; пояснениями <данные изъяты>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ; сведениями о кадровом обеспечении образовательного процесса по образовательным программам за ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО5; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО4, ФИО3; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО11; копией свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО2; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО13; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО8; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на другую работу ФИО8; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО5; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО3; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО4; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО11; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО11; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО2; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО2; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО13; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО13; копией свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ; дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО8; трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО8; копиями дипломов ФИО15, ФИО16, ФИО7, ФИО8; удостоверениями о краткосрочном повышении квалификации ФИО13, ФИО8; справкой <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО11; справкой <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО3; справкой <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО5; справкой <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО4; справкой <данные изъяты>от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО4; Уставом <данные изъяты>; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Устав.

Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не установлено.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, суд находит несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела и основаны на неверном толковании норм закона.

Наличие заключенных договоров о сотрудничестве, о сетевом взаимодействии с другими образовательными учреждениями не освобождает <данные изъяты> от обязанности по соблюдению лицензионных требований.

Оценив приведённые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что виновность <данные изъяты> нашла своё полное и объективное подтверждение в судебном заседании, и действия юридического лица суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также характер его деятельности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд признает: совершение правонарушения впервые. Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

При этом, суд приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении Учреждению наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.19.20, ст.ст.29.9,29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - <данные изъяты> (юридический адрес: <адрес>, ИНН: ) – виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу.

Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в <данные изъяты> в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1