ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-904/2021 от 07.04.2021 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Воронеж 07 апреля 2021 года

Судья Коминтерновского районного суда г.Воронежа Короткова И.М.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1,

защитников адвоката Плисовой А.Ю., представившей удостоверение №3306 и ордер 24425, адвоката Салоутина Р.В., представившего удостоверение №2377 и ордер №43,

рассмотрев протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в браке не состоящего, не работающего, являющегося опекуном нетрудоспособного гражданина, привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2 ч.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола AT №295501 об административном правонарушении от 23.01.2021 года, составленного инспектором ИАЗ ГИАЗ ОП № 2 УМВД России по городу Воронежу лейтенантом полиции ФИО2, 21.01.2021 г. в 14 час. 30 мин в помещении здания ЦПЭ ГУ МВД России по Воронежской области, по адресу: <...>, в соответствии с ФЗ РФ от 05.07.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ФЗ РФ от 25.07.2002 г. №114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», проведены ОРМ, в ходе которых обнаружена страница сайта «В контакте», по электронному адресу: https://vk.com/id6168826, где гражданин ФИО1 организовал и призывал к участию проведения публичного мероприятия по адресу: <адрес>, путем размещения видеозаписи: «Дворец для ФИО3. История самой большой взятки», которая сопровождается комментарием пользователя «Федор Орлов»: «23.01.21 14:00 Воронеж пам ФИО4. Оттуда шествие до театра О и Балета!». Администрирование данной страницы осуществляет гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Своими действиями нарушил установленный подпунктом 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», порядок организации либо проведения публичного мероприятия, а также пункт 1 статьи 10 указанного Федерального закона, осуществив организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия путем предварительной агитации до момента согласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В судебном заседании ФИО1 вину в инкриминируемом правонарушении не признал, пояснив, что он, на основании редакционного задания СМИ должен был готовить информацию и освещать происходящие в городе события в прямом эфире. Ему было известно, что штабом Навального планировались проведения массовых мероприятий в поддержку Навального, однако информацией о том, имеется ли разрешение на это, он (ФИО1) не располагал. Кроме того, указал, что на территории города Воронежа имеются так называемые «Гайд-парки», где не требуется какого-либо согласования для проведения собраний. Он не призывал на своей странице «В контакте» к массовым мероприятиям, более того, не размещал указанную в протоколе об административном правонарушении информацию на своей личной странице социальной сети «ВКонтакте». Кто мог разместить такого рода информацию, не знает, поскольку к его компьютеру имеет доступ множество людей. Также считает, что текст данного сообщения можно расценивать как анонс тех репортажей, которые планировалось публиковать по результатам событий, которые будут проходить в городе 23.01.2021 г. Когда именно он посещал свою страницу «В контанкте» до 20.01.2021 г., пояснить не может. Считает, что его доставление от д.34 по ул.Цюрупы г.Воронежа и дальнейшее задержание произведены с нарушением закона, поскольку к нему применялось физическое воздействие, а также к нему не допускался его защитник до обеда 23.01.2021 г., в связи с чем он был лишен права на защиту. По фактам этих нарушений он обратился с соответствующим заявлением в следственный комитет, где в настоящее время проводится проверка.

Защитник - адвокат Салоутин Р.В. заявил, что представленные материалы дела были оформлены неправильно, в нем отсутствуют данные об основаниях передачи материала из одного отдела полиции в другой. Кроме того, полагает, что журналистская деятельность, которой занимается ФИО1, носит осветительский характер и размещенное сообщение являлось информацией, анонсирующей предстоящий репортаж, который мог разместить кто угодно, так как к компьютеру ФИО1 имел доступ неограниченный круг лиц. Также считает, что акт ОРМ является недопустимым доказательством. Полагает, что производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Защитник – адвокат Плисова А.И. поддерживая вышеизложенную позицию ФИО1 и защитника Солоутина Р.В., считает, что ФИО1,, как журналист, должен освещать общественную жизнь, что он и делал. Он не может являться организатором митинга, так как в размещенной на его странице социальной сети информации нет слов, побуждающих к участию в митинге.

Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитников, исследовав предоставленные доказательства, прихожу к следующему.

Частью 2 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе, с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в том числе, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В силу требований ст.3 указанного закона проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности.

В соответствии с п.п.1 п.4 ст.5 названного закона, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 10 данного закона предусмотрено, что, организатор публичного мероприятия и иные граждане имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В ходе судебного заседания было установлено, что на странице сайта «В контакте», по электронному адресу: https://vk.com/id6168826, администрирование которой осуществляет ФИО1, последний организовал и призывал к участию проведения публичного мероприятия по адресу: <адрес>, путем размещения видеозаписи: «Дворец для ФИО3. История самой большой взятки», которая сопровождается комментарием пользователя «Ф.И.»: «(ДД.ММ.ГГГГ) 14:00 Воронеж пам ФИО4. Оттуда шествие до театра О и Балета!». Своими действиями ФИО1 нарушил установленный подпунктом 1 пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», порядок организации либо проведения публичного мероприятия, а также пункт 1 статьи 10 указанного Федерального закона, осуществив организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия путем предварительной агитации до момента согласования с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ, а именно: организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, подтверждается совокупностью имеющихся в деле и исследованных в судебном заседании доказательств:

- рапортом оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Воронежской области ФИО5 от 21.01.2021 г., согласно которому в ходе проведения ОРМ получена информация о странице сайта «В Контакте», расположенной по адресу: https://vk.com/id6168826, на которой могут быть размещены материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремисткой деятельности, а также содержащие признаки организации либо проведения публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, на основании которого начальником ЦПЭ ГУ МВД России по Воронежской области получено разрешение на проведение ОРМ «Наблюдение» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом, согласно ч.2 ст.7 Федерального закона от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются, в том числе, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, в том числе и административно наказуемого, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- рапортом начальника ЦПЭ ГУ МВД России по Воронежской области ФИО6 от 21.01.2021, согласно которому сотрудниками ЦПЭ в ходе проведения ОРМ обнаружена страница сайта «В Контакте» пользователя с ник-неймом «Федор Орлов», расположенная по адресу: https://vk.com/id6168826, администрирование которой осуществляет ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения Указанный пользователь по сетевому адресу: <данные изъяты> разместил материалы, содержащие признаки организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в <адрес>;

- актом проведения ОРМ «Наблюдение» (с приложением) Интернет-ресурса: <данные изъяты> 21.01.2021 г. в период времени с 14 час. 00 мин. по 14 час. 30 мин., согласно в ходе осмотра данной страницы обнаружена видеозапись, опубликованная на стене страницы 21.01.2021 г. в 09 час. 08 мин. под названием «Дворец для ФИО3. История самой большой взятки», которая сопровождается комментарием пользователя «23.01.21 14:00 Воронеж пам ФИО4. Оттуда шествие до театра О и Балета!»;

- ответом руководителя Управления по работе с административными органами и структурами гражданского общества Администрации ГО г.Воронеж от 22.01.2021 г. № 15741349, согласно которому уведомлений о проведении 23.01.2021 г. на территории городского округа г. Воронеж публичных мероприятий в администрацию города не поступало. Кроме того, из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции на территории Воронежской области введен режим повышенной готовности, в связи с чем указом губернатора Воронежской области от 13.05.2020 № 184-у «О продлении действия мер по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения в Воронежской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» приостановлено проведение всех мероприятий, в том числе публичных, с очным присутствием граждан.

- протоколом об административном правонарушении AT № 295501 от 23.01.2021 г., составленным на основании вышеприведенных доказательств.

ФИО1 осуществлено размещение на странице сети «В контакте» оповещения о проведении публичного мероприятия неограниченного круга пользователей сети, поскольку, как установлено Актом ОРМ «Наблюдение» от 21.01.2021, для доступа к содержимому указанного сайта логин и пароль не используется. При этом размещенная информация содержит сведения о месте и времени мероприятия.

Доводы стороны защиты о том, что акт ОРМ «Наблюдение» составлен с нарушением требований закона, а также, что при передаче материала были допущены такие нарушения, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2 ч.2 КоАП РФ, суд считает необоснованными.

Оценивая каждое приведенное доказательство с точки зрения его относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность - достаточности для установления вины ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, суд приходит к выводу, что виновность последнего в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ, доказана, его действия верно квалифицированы, как организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Доводы стороны защиты о том, что указанное сообщение на странице, администратором которой является ФИО1, мог разместить неограниченный круг лиц, носят предположительный характер, и объективно ничем не подтверждены.

Существенных нарушений процессуальных норм при доставлении и задержании ФИО1 судом не установлено, поскольку имелись основания для применения данных мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. Доводы о допущенном превышении должностными лицами, осуществлявшими указанные меры обеспечения по делу об административном правонарушении, полномочий, являются предметом иной проверки и не могут повлиять на выводы суда.

При назначении административного наказания физическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, предметом посягательства которого являются общественный порядок и общественная безопасность, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере, личность виновного, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих ответственность, а также отсутствие обстоятельств, исключающих возможность применения к нему наказания в виде административного ареста согласно ст.3.9 КоАП РФ, в связи с чем, считает необходимым назначить ему административное наказание в виде административного ареста.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, уроженца г.Мирный Якутской АССР, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста сроком на 9 (девять) суток с содержанием в специальном приемнике для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД России по г.Воронежу.

Срок административного наказания исчислять с 19 час. 10 мин. 23.01.2021 года, засчитав в срок отбытия наказания время задержания с 21 час. 50 мин. 22.01.2021 до 19 час. 10 мин.. 23.01.2021 г.

От отбывания назначенного наказания ФИО1 освободить, ввиду его фактического отбытия.

Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.М.Короткова

1версия для печатиДело № 5-904/2021 (Постановление)